Полина Дивгун
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»
Ценностный и социокультурный аспекты выделены в формулировках:
-принципов дошкольного образования;
- задач, на решение которых направлен ФГОС ДО;
- характеристик содержательного наполнения образовательной программы по образовательным областям;
- требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и развивающей предметно – пространственной среде дошкольного образования;
- основных целевых ориентиров (социально – нормативных возрастных характеристиках возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования)
Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования
-В качестве основы социально-коммуникативного развития обозначено «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности».
-В перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательно – речевого развития, включен ряд социокультурных категорий: представления «о малой родине и Отечестве», «о социокультурных ценностях нашего народа», «об отечественных традициях и праздниках».
-Художественно-эстетическое развитие в контексте ФГОС дошкольного образования «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы» как основы развития нравственной способности различения доброго и злого и эстетической способности различения прекрасного и нелепого, а также содействия формированию соответствующего отношения к явлениям окружающего мира.
-Физическое развитие также предполагает содействие становлению ценностно-смысловой сферы личности ребенка («ценности здорового образа жизни»)
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом.
Существенные характеристики духовно – нравственного воспитаниякак педагогического процесса:
-направленность на формирование высших над обыденных, смысложизненных ценностей;
- отношение к субъективному внутреннему миру человека (раскрытие полноты достоинства личности через развитие самосознания и саморефлексию);
- наличие мировоззренческой основы, опора на конкретную мировоззренческую и культурную традицию;
- интегративная роль в определении направленности воспитательной системы.
Духовно – нравственное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении – содействие целенаправленному развитию основ ценностно–смысловой сферы личности дошкольника в процессе творческого межпоколенческого взаимодействия на основе освоения отечественного социокультурного опыта.
Принципы духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении– системность;
– культуросообразность, опора на духовно-нравственные ценности отечественной социокультурной традиции;
– неформальный характер взаимодействия участников воспитательного процесса (педагогов, детей, родителей);
– месяцесловное планирование (планирование воспитательной работы в соответствии с социокультурными доминантами годового календарного круга);
– интерактивность;
– социокультурная и психологическая адаптивность содержания образовательных программ;
– возрастной и индивидуальный подход в воспитании.
Базовые социокультурные ценности, которые деятельно осваиваем с детьми (ценности традиционной культуры)
- Жизнь, семья, забота, милосердие, мудрость, труд, благодарность, мужество, подвиг, слово, книга, святая память, праздники, героическая история нашей Родины, любовь к ближним и Отечеству.
Какие воспитательные задачи мы стремимся решить?
- Вызвать эмоциональный отклик, сопереживание
- Сформировать представление и ценностное отношение
- Познакомить с событиями, заинтересовать
- Формировать основы гражданской и культурной идентичности
- Содействовать формированию чувства сопричастности к исторической и современной православной традиции.
Культурно-педагогические ресурсы:
- Литературный (ресурс текстов культуры)
- Изобразительный
- Песенный
-Мультимедийный
- Краеведческий
- Семейная память
- Личный и коллективный творческий ресурс педагогов, детей и родителей.
В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.
Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Критерии эффективности воспитательной системы :
- наличие гармоничных одухотворенных отношений ребёнка
к окружающему миру, людям, к самому себе;
- иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками;
- потребность и готовность проявления сострадания и сорадования миру;
- субъективное психическое и эмоциональное благополучие;
- соответствие традиционным для Отечественной культуры полоролевыми образцами поведения, мужественности и женственности;
- светлая оптимистическая детская картина мира.
При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контек
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.
2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост. : Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. М. : УЦ «Перспектива», 2012.-248с.
3. О. М. Потаповская, с. н. с. ИСВ РАО potapovskaya@mail.ru Презентация «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста : базовые понятия и принципы реализации в современном образовательном пространстве»