Марина Хайруллина
Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ с применением современных образовательных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время все актуальнее встает проблема увеличения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Тема духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ чрезвычайно актуальна. Умственно отсталые дети в связи со слаборазвитым мышлением, слабо усваивают общие понятия и закономерности, поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер. Они узнают правила морали от воспитателей, родителей, а потом и учителей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ с применением современных образовательных технологий» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Выявлены следующие проблемы: дети мало инициативны, предпочитают долго сидеть, часто плохо ориентируются на листе бумаги, не усидчивы, не могут довести до конца начатое дело, а порой вовсе отказываются принимать участие в деятельности. Учитывая все эти особенности, педагогический коллектив нашего детского сада решил внедрить и применить новые современные образовательные технологии, которые помогают воспитывать духовно – нравственные качества такие как: дружба, смелость, труд, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красота, милосердие, творчество, свобода, мир, справедливость, здоровье, знания, взаимопонимание, взаимовыручка, любознательность.
1. Задачи, которые решает «Наураша в стране Наурандии» :
Детская цифровая лаборатория состоит из 8 образовательных модулей, датчика Божьей коровки и сопутствующих предметов для измерения.
Мультимедийная лаборатория изучает окружающий мир с помощью датчика темы: «Свет», «Звук», «Температура», «Электричество».
Главная цель лаборатории – пробудить в ребенке интерес к исследованию окружающего мира и стремление к новым знаниям.
Благодаря пошаговым инструкциям, специальных научно-технических знаний педагогу не требуется.
Наша задача как педагогов – организовать интересные современные развивающие занятия. Мы не только создаем современную цифровую среду, формируем инженерное мышление, но и, главное, помогаем нашим детям вырасти счастливыми, успешными людьми.
Работая в лаборатории, ребенок не только получает знания о явлениях природы и предметного мира, но и возможность самостоятельно или при помощи взрослого действовать с приборами для измерений и объектами-индикаторами, получать бесценный практический опыт.
Еще одним ключевым моментом работы в лаборатории является то, что свои первые научные открытия, постановку исследовательской задачи, выдвижение гипотезы, подтверждение или опровержение ее с помощью спланированных действий, формулировку выводов дети совершают в игровой форме, вместе с главным ученым Наурашей. Цифровая лаборатория способствует полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребенка, любознательности, исследовательского интереса, учит взаимодействовать друг с другом, уважительно выслушивать мнение товарища, что является важным шагом в формировании духовно-нравственных качеств ребёнка с ОВЗ.
2. Проекты Нейролаборатории:
Ребята детского сада «АБВГДейка» вместе с воспитателями уже не первый год занимаются робототехникой и учатся собирать разные модели роботов. При этом управление роботом происходит с помощью программирования через компьютер. Недавно ребята познакомились с новым направлением в робототехнике : управление моделью робота при помощи нейроинтерфейса в нейролаборатории «Gigo».
Нейроинтерфейс – это устройство, которое считывает биосигналы головного мозга.
Это устройство создано для обмена информацией между мозгом и внешним устройством. В нашей лаборатории используется однонаправленный нейроинтерфейс, он передает данные от мозга на роботехнический контролёр.
Ребята успешно собрали робота- летающая птица, наблюдая за работой механизма крыльев, они с помощью нейроинтерфейса научились управлять птицей.
Другой группой ребят был собран робот- спасатель, который мог включать акустическую систему оповещения. Актуальностью создания робота стала – спасательные операции при землетрясениях, разрушения зданий после взрывов, на которых в ходе происков гибнут спасатели. Поэтому ребята приняли общее решение помочь спасателям. Работая в нейролаборатории, ребята узнали о способностях роботов- спасателей. Они научились создавать новые электросхемы и управлять ими.
Специально разработанное оборудование нейролаборатории позволяет детям проводить исследования в области нейро- и психофизиологии человека, использовать нейротехнологии для управления моделями роботов на основе собственных показаний биоэлектрической активности мозга, планировать свою траекторию обучения.
Работая в нейролаборатории, ребята узнали о новых профессиях, в которых применяются нейротехнологии. Это помогло им понять, кем они хотят стать в будущем.
Многие специальности только формируются, но уже есть нейромаркетологи, нейрохирурги, нейропрограммисты, разрабатываются специальности группы «нейро».
В ходе работы у детей формировались такие важные моральные качества как: умение выделять жизненно важную проблему и искать пути ее решения, умение выслушать товарища, умение высказать свою точку зрения, умение договариваться, умение работать над проектами формирование ценного качества милосердия.
3. Работа в Сенсорной комнате
Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.
Сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и психологом.
Работа психолога в сенсорной комнате позволяет выполнять следующие процедуры психологического и психотерапевтического воздействия:
• релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей
• фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и познавательной активности;
• повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;
• развитие воображения и творческих способностей детей
• коррекцию психо - эмоциональных состояний.
Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребенка. Главное назначение сенсорной комнаты – восполнить всю полноту восприятия, развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.
В нашем детском саду темная сенсорная комната. Занятия на специальном оборудовании помогают снять нервное напряжение, что очень важно для детей с ОВЗ.
4. Монтессори
Это метод обучения, основанный на самостоятельной деятельности ребенка и практическом обучении
Занятия по методике Монтессори основаны на природном стремлении ребенка получать новые познания и приобретать полезные навыки. Педагог выступает в роли наставника и помощника, предоставляя детям возможность действовать самостоятельно. «Помоги мне это сделать самому» - главный постулат занятий по Монтессори.
Долгие годы система, разработанная итальянским педагогом и врачом в начале ХХ века, применялась в отношении детей с отставанием в развитии. Воспитанники школы Монтессори демонстрировали удивительные успехи в обучении, и даже сдавали экзамены на равне с учениками обычных школ.
Во время занятий по Монтессори дети осваивают бытовые навыки и получают знания с удовольствием, поскольку методика исключает любое принуждение, демонстрацию силы и превосходства взрослого человека над ребенком. Уважение к личности, персональный подход и готовность помочь – важнейшие принципы данной методики.
Занятия по методике Монтессори воспитывают в ребятах с ОВЗ такие нравственные качества как: чувство ответственности, уважение к личности каждого ребенка, навыки самообслуживания, самостоятельности, навыки общения и смелости.
5. ИЗО – терапия
Прозрачные мольберты
«Арт-терапия» – это забота о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества. Известно множество приемов, которые с большим успехом используются для занятий с дошкольниками, один из приемов арт-терапии это – изотерапия. Занимаясь изотерапией на стекле, можно решать следующие задачи:
• Развитие цветовосприятия и сенсорного развития.
• Развитие общей и мелкой моторики.
• Развитие речи и мышления.
• Профилактика и коррекция тревожности и страхов, связанных с результатом деятельности (боязнь ошибки – изотерапия на стекле снимает страх, что что-то плохо получится, ведь краски не разливаются от неосторожного движения, а под рукой всегда есть салфетка).
• Преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных зрительной недостаточностью, таких как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности.
Кроме того, прозрачный мольберт – замечательный тренажер для детей со зрительной патологией: нарушением остроты зрения, проблемами цветоразличения.
Такая форма арт-терапии для дошкольников особенно подходит зажатым детям, т. К. стимулирует активность, раскрывает детей. Актуальна для детей с ОВЗ.
На сегодняшний день интересной формой изобразительного творчества является рисование на прозрачном мольберте. Ведь стандарты дошкольного образования ориентируют нас, педагогов, на новые формы взаимодействия и сотрудничества с детьми.
Новизна использования пособия «Прозрачный мольберт» заключается в том, что, выполняя работу стоя или сидя в кресле, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в любом возрасте. К тому же занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяет фиксировать его внимание на происходящем, и доставляют радость от творчества. Коррекционные игры и упражнения с использованием прозрачного мольберта служат инструментом для изучения пространственного представления у детей, чувств, идей и событий, для развития межличностных отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Ребенок учится новым способам работы с уже знакомыми материалами.
Во время игр на мольберте можно использовать различные нетрадиционные техники (точечный рисунок, рисование маркером, рисуем по очереди, рисунок плюс аппликация, рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, рисование кремом, рисование предметами окружающего пространства, рисуем с натуры, юный портретист, что позволяет разнообразить упражнения и поддерживать интерес к занятиям.
При работе с прозрачным мольбертом решаются многие психологические проблемы, такие как развитие общей и мелкой моторики, мышления в процессе восприятия и отображения, преодоление неуверенности, неумения преодолевать трудности, ранимости, робости, ощущения несостоятельности.
Занятия с использованием прозрачного мольберта направлены на коррекцию, развитие психических процессов обучающихся, обогащение сенсорного опыта, развитие эмоциональной и образной памяти, развитие пространственного мышления, мелкой моторики, на сплочение детского коллектива и развитие коммуникативных навыков у обучающихся, коррекцию трудностей в общении, снижение уровня конфликтности в поведении. Занятия живописью на стекле – хороший способ творческого самовыражения детей, способствующий развитию у них коммуникативных навыков.
Рисование на прозрачном мольберте формирует у детей такие нравственные качества как: развитие творческих способностей, навыков сотрудничества, развитие межличностных отношений, укрепление самооценки и уверенности в себе, развитие самоконтроля.
6. Лего –конструирование
Целью использования Лего – конструирования является овладение навыками начального технического конструирования, изучение понятий конструкции и основных свойств (жесткости, прочности, устойчивости, навык взаимодействия в группе.
Собирая разные конструкции, дети начинают быстрее и правильнее ориентироваться в пространстве, развивается ловкость и координация рук и глаз. – Математические знания и понимание цветов. С помощью кирпичиков можно давать детям основы счета, пропорции, симметрии, формы и размеры.
Лего – это гарантия развития целеустремленности, укрепления самооценки. Собирая элементы конструктора, ребенок со временем научится строить конструкции все более сложные. Более сложная модель требует большой усидчивости, целеустремленности и навыков планирования своих действий последовательно.
Лего развивает мелкую моторику рук. Собирая в одно целое несколько элементов, рассоединяя их, ребенок прилагает определенные усилия, что подготавливает и тренирует руку к письму. Также мелкая моторика развивает мышление.
Развивает нестандартное мышление. Изобретая свои модели, он учится сопоставлять детали разнообразных материалов, цветов, размеров и форм. В зависимости от вида конструктора, дети строят разного рода предметы, начиная от машинки и заканчивая огромным замком с садом и людьми.
Работая с современной технологией Лего-конструирования у детей с ОВЗ формируются такие нравственно- духовные качества как : навыки взаимодействия в группе, ориентирование в пространстве, развитие смелости и ловкости, развитие навыка планирования своей деятельности, целеустремленности, укрепление самооценки.
Таким образом современные образовательные технологии, которые педагоги,психолог,логопеды, дефектолог применяют в нашем саду «АБВГДейка»№32 ГО Арсеньев, направлены на формирование таких ценных духовно- нравственных качеств как: вежливость, великодушие, доброжелательность, благодарность, трудолюбие, решительность, целеустремленность, дружба, смелость, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красота, милосердие, творчество, свобода, мир, справедливость, здоровье, знания, сопереживание, забота.
Все эти качества помогают достойно жить и добиваться успеха.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методическое пособие «Наураша в стране Наурандии» Е. А Шутяева, изд-во Ювента,2015г
2.. Методическое пособие Е. Л Глибина, И. И. Шевченко «Рекомендации по развивающей и арт-терапевтической работе с прозрачным мольбертом» изд-во Иматон,2017г.
3. Методическое пособие «Коррекционно- развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия. Т. В. Селищева, изд-во «Учитель», 2020г.
4. Методическое пособие «Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально- коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии» М. А. Федосеева, изд-во «Учитель» 2020г.
5. Педагогические наблюдения в детском саду: учебно- практическое пособие для педагогов дошкольного образования Михайлова –Свирская Л. В. изд-во «Национальное образование» 2017г.
6. Методическое пособие «Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство». Изд-во Детство-пресс 2012г.