Горевая
Духовно-нравственное воспитание в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
"Духовно-нравственное воспитание в семье и дошкольном учреждении".
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Актуальность программы
3. Основные способы достижения цели.
4. Задачи.
5. Анализ результатов освоения программы
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается -с любвик своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Д. С. Лихачев.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Актуальность. В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Растет агрессивность и жестокость в обществе, что впоследствии приводит к возникновению таких катастрофических ситуаций, как террористические акты. Вот почему сегодня необходимо воспитывать духовно нравственное самосознание, возрождая многовековые традиции духовно-нравственного воспитания ребенка в единстве семья-ребенок-детский сад.
Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России, опираясь на взаимодействие с семьей.
Задачи:
1 .Знакомить с нравственными нормами, учить различать добро и зло.
2. Формировать внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного театральным и праздничным представлением, художественным произведением, нравственной беседой.
3. Воспитывать любовь и уважение, чувства патриотизма к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, традициям народа, защитникам.
4. Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.
Ребенок родился,чтобы стать разумным, добрым человеком. Дошкольный возраст – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Время активной социализации ребенка, в этом возрасте дети начинают приобретать опыт духовно-нравственного поведения. Поэтому актуальной темой стало «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам русской народной культуры».
Знакомство детей с бытом русского народа мы начинаем в мини-музее русской избы, который был создан в нашем детском саду при участии родителей. Задача формирования образа музея как хранителя предметов культурного наследия — развитие интереса детей к экспонатам музея, историческому прошлому. На экскурсию в музей нашего детского сада можно приходить всегда. Детям любопытно приподнять старый утюг, заглянуть в чугунок, рассмотреть вышивку на полотенце, попробовать растолочь в ступке пшеничные зёрна пестом, сравнить прялку с веретеном в действии. Можно полюбоваться коллекцией старинных ёлочных игрушек, чудесного сундука, иконами, самоваром. Знакомство детей с русским народным костюмом, а также с народными костюмами людей других национальностей, населяющих нашу страну, также занимает важное место в знакомстве детей с народными обычаями. Это позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовлениякостюма с духовными традициями народа.
К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества со всё м его жанровом многообразии: потешки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое.
В своей работе очень часто используем русские народные сказки. Русская народнаясказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка — творение народа. Сказка — это духовное богатство народной культуры, познавая которую ребенок познает сердцем свой народ. Библиотека группы содержит литературу, необходимую для нравственного развития ребёнка-дошкольника.
Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью и с историей народных промыслов. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической,познавательной ценностью, воплощает в себе опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Поэтому на «полочке красоты» представлены изделия сделанные детьми. Воспитываем у детей умение использовать разные виды росписей в повседневной жизни, формируем у детей и духовный патриотизм. Знакомим с русской народной игрушкой. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились об-щественный уклад, быт, нравы и обычаи. Кукла участвовала и во взрослых обрядах.
Удивительное и загадочное явление русской народной культуры – это православные праздники, неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Детям приносит огромную радость не только сам праздник, но и подготовка к нему. В основу предварительной работы положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях. Благодаря этим праздникам дети накапливают знания о различных церковных праздниках, вошедших в календарь как государственные, о народных традициях. ЭтоДень Народного единства и иконы Божией Матери, Новый год,Рождество, Масленица Пасха, Троица, Медовый спас. Начиная с младшей возраста, дети принимают участие в этих праздниках, узнают о традициях и обрядах. Заканчивается праздник угощением, традиционным праздничным блюдом: на Пасху – расписным яичком и куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами. Главное – оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту православного праздника, желание стать лучше, добрее.
Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Поэтому и на музыкальных занятиях и в повседневной игровой деятельности вводим детей в мир народной музыки, приучая к красоте звучания народных инструментов.
Русская культурная традиция свято хранит образы героев –защитников Отечества. В этой теме раскрываем детям о величие подвига советского солдата. Традиционным стало шествие «Бессмертный полк», мы вместе с родителями и детьми принимаем активное участие. Из чтения былин преданий, видеофильмов, дети узнают о храбрых защитниках Руси Александре Невском,Федоре Ушакове,о былинном Илье Муромце и др. ,которые совершали не только воинский,но и духовный подвиг. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» становятся ближе, понятней ребёнку.
Организуем выставки совместного творчества детей и родителей: «Осенние фантазии», «Пасхальное яйцо», «Елочка красавица – всем ребятам нравится», «Блинчик масленый», «Хоть пол света обойдешь, лучше папы не найдешь», «Самая лучшая мама» .
Организуем и проводим акции: «Сохраним елку- красавицу наших лесов», «Покормите птиц зимой», «Чистый двор, чистые улицы».
В процессе работы над проблемой духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста мы пришли к следующим выводам:
- что только все вместе - детский сад, семья, государство - путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в ребенке семена любви и добра, основы понимания того, что надо спешить делать добро, а не только жить в свое удовольствие, обогащаясь любым способом;
- необходимо просвещение семьи в вопросах духовно -нравственного воспитания;
- что, воспитание духовной культуры у детей предусматривает особые требования к профессиональной компетентности всех участников педагогического процесса, в первую очередь воспитателя.
Результат который хотелось бы видеть у детей по окончании детского сада -знает и уважает основные народные традиции, любит Родину, родную землю, родной дом, ближних, уважает старших; уважает труд других людей, сознательно выполняет свои обязанности; хранит тысячелетние традиции защитников нашей Родины, чувствует ответственность за жизнь своих близких и своё Отечество; рассматривает своё и чужое поведение с традиционной для России христианской нравственной точки зрения; знает и применяет на практике общепринятые нормы и правила поведения; проявляет доброжелательное отношение к окружающим людям, живой природе, культуре, литературе, искусству; владеет соответствующими возрасту коммуникативными навыками и умениями; Воспринимает красоту родного языка, стремится избегать слов и выражений, засоряющих родную речь.
Список используемой литературы:
1. А. В. Бородина Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Культура и творчество в детском саду». 2015г.
2. Берсенева Л. «Секреты русского сувенира» // Дошкольное воспитание - №3 – 2003 – С. 26 – 29.
2. Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки. // Дошкольное воспитание - №7 – 2007 – С. 46 – 52.
3. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. – Москва: Просвещение, 1990.
4. Власенко О. П., Дьяченко В. Ю. «Маленькие шаги в большой мир: занятия со старшими дошкольниками по окружающему миру». Волгоград: Учитель, 2008.
5. Е. А. Алябьева «Нравственно –этические беседы и игры с дошкольниками» 6. О. П. Князева и М. Д. МаханеваПрограмма «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
6. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова Учебно-методическое пособие «Моя малая Родина» г. Н. Новгород, 2005г.