Наталья Юферова
Духовно-нравственное развитие дошкольников
▼ Скачать +Заказ
«Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание».
Виссарион Григорьевич Белинский
Я постоянно задаюсь вопросом «Что же такое нравственность? Для чего мы – педагоги, должны «вложить» это в наших детей?» Ища ответы на эти вопросы, я обратилась к интернет ресурсам, а точнее Википедии, где написано: «Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.
Публикация «Духовно-нравственное развитие дошкольников» размещена в разделах
В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.». После я обратилась к словарю Ожегова и там прочла следующее: «нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами; духовность-свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.» Казалось бы, эти понятия появились не сейчас, но именно сегодня вопрос духовно-нравственного воспитания дошкольника, как нельзя актуален.
В настоящее время весь материальные ценности явно преобладают над духовными, поэтому большинство людей неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.
В условиях ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста :
• формирование начал патриотизма и гражданственности;
•формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
•формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
•уважение к своей нации;
•понимание своих национальных особенностей;
•формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
•уважение к представителям других национальностей;
•формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;
•воспитание уважительного отношения к труду.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в дошкольных организациях с учетом национальных и региональных особенностей.
Основой нравственного воспитания является опора на общечеловеческие ценности. Поэтому свой воспитательный процесс по нравственному воспитанию мы строим из следующих взаимосвязанных блоков:
1. Блок «Индивидуально - личностный.» - включает в себя знание о жизни человека, прав человека, чести и достоинства.
2. Блок «Семейный» - включает в себя знание о отчим доме, родителях, своей родословной семьи, ее традиции.
3. Блок «Краеведческий» - включает в себя знакомство с малой Родиной, историей родного города, поселка и т. д., культурно – историческими особенностями родного края.
4. Блок «Толерантности» - посвящен дружбе, миролюбию, знакомству с культурным наследием.
5. Блок «Общечеловеческий» - включает в себя науку и культуру, мир на Земле и т. д.
Степень успешности взаимосвязанности блоков соответствует требованиям, предъявляемым программой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, «которая должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества, определяет самочувствие дошкольника, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если воспитанник будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием.
ФГОС предъявляет высокие требования личности педагога. Педагог должен быть человеком увлеченным, ответственным по отношению к своему делу, принципиальный, чуткий, в отношениях с воспитанниками укреплять веру в детях в торжество морали. Педагог должен помнить, что воспитывает не само мероприятие, а пережитое ребенком эмоциональное состояние. Моё главное предназначение заключается в направленности процесса воспитания на развитие ребенка.
Материальные и духовные богатства, накопленные человечеством на длительном пути исторического развития, созданы в процессе труда - единственного средства развития человеческого общества. Труд выступает как целенаправленная, социально - обусловленная деятельность человека, основанная на практическом освоении окружающего мира, преобразовании его сообразно своим потребностям. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. Эти изменения носят многоаспектный характер. В труде происходит умственное, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание и физическое развитие личности, что соответствует «современному национальному воспитательному идеалу - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России».
Литература
1. Актуальные вопросы трудового воспитания младших школьников на современном этапе. Программно-методическое пособие. - Славянск- н/ К: ИЦ СФАГПИ,2000.-32с.
2. Данилюк А. Я. ,Кондаков А. М., Тишков В. А. /Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. ,Москва «Просвещение»,2009г
3. Ожегов С. И. ,Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка/Российская АН. ;Российский фонд школы;- 2-е изд., испр. и доп. - М. :АЗЪ,1994-928с. -ISBN
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во образования и науки Рос. Федерации. -М. :Просвещение,2010.-31с.