Лучший педагог года

ДОУ как площадка для формирования культуры межэтнического общения ребёнка

Екатерина Кунаковская
ДОУ как площадка для формирования культуры межэтнического общения ребёнка

Сейчас повсеместно всплывает вопрос о толерантности. Многие отождествляют это понятие с терпимостью.

Интерес к проблемам терпимости в нашей стране резко возрос в конце XX начале XXI века. Это обусловлено ростом межнациональной, этнической и религиозной нетерпимости, экстремизма, терроризма, наблюдавшихся не только в нашем обществе, но и во всем мире.

Введение понятия «толерантность», наряду с существовавшим и понятным русским термином «терпимость», несколько спутало карты. Дело в том, что толерантность на русский язык чаще всего переводится и как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды, и как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Это привело к возникновению серьезной дискуссии среди ученых (так называемый «спор о понятиях»).

Публикация «ДОУ как площадка для формирования культуры межэтнического общения ребёнка» размещена в разделах

Можно было бы и проигнорировать эти споры, если бы не одно «но»! В психолого-педагогическом плане важно четко определиться в том, что мы вкладываем в данные термины. От этого зависит выделение конкретных параметров терпимости и толерантности, а значит, и постановка целей и задач воспитания, выбора адекватных педагогических технологии. Это очень ответственное дело, особенно когда мы говорим о формировании личности ребенка.

Я думаю, что и терпимость, и толерантность имеют равное право на существование. Дело в том, что они отражают разные психологические реальности.

Во-первых, и терпимое и толерантное отношение актуализируется тогда, когда мнения, оценки, верования, поведение других людей не совпадают с мнениями, оценками, ожиданиями субъекта взаимодействия. Это объединяет названные понятия.

Во-вторых, различает их то, что они выполняют разные функции. Толерантность дает возможность приспособиться к неблагоприятным факторам, то есть толерантность носит адаптивный характер. Можно говорить о толерантности к тревоге, толерантности к чужой вере. Терпимость же, кроме адаптивной функции, выполняет еще и активную функцию, то есть дает возможность изменять чужое мнение, поведение другого человека, но без применения средств принуждения. [Из приложения к журналу "Воспитатель в детском саду"].

Люди становятся агрессивными, нетерпимыми, жестокими. Как говорится, «Брат – на - брата, друг – на – друга, родители – на - детей, дети – на – родителей». Потому, что в обществе стёрты границы морального права, добра и зла, понимания хорошего и плохого, можно и нельзя.

Такими люди не стали в один момент, не проснулись однажды утром, а формировались постепенно, последовательно, незаметно не одно поколение.

Мы, психологи говорим – все проблемы из детства. Так вот и большинство наших принципов и устоев формируются уже в детстве, сформирована основа под них. В семье, в детском саду, в общении с другими людьми и детьми.

В нашем ДОУ есть воспитанники других национальностей, но, к счастью, вопрос о не толерантном отношении никогда не поднимался!

Может то, что я сейчас скажу – вещь очевидная, а может, наоборот – для кого-то станет открытием, но у детей нет проблемы толерантности. По крайней мере, в том понятии, какое мы сейчас вкладываем в это слово (в контексте отношения к людям других конфессий и национальных принадлежностей). Эту проблему мы сами, так сказать, навязываем детям – заостряем на ней внимание, рассказываем детям о таких вещах, о которых они и не знают!

Дети подражают нам, берут с нас пример, следовательно, нужно начинать с себя, со своих поступков и мировоззрения!

И значит мы: взрослые, родители, педагоги должны каждый день, каждую минуту показывать своим примером то, что дети ещё не понимают, не осознают, но уже перенимают, усваивают. И то правильное, нужное, хорошее, что мы покажем детям – будет сформировано у них (должно быть сформировано) на уровне произвольных рефлексов, на уровне бессознательного! Помочь младшему, старшему, жалеть и трепетно относиться к животным, природе, чужому труду, чувствам и желаниям других людей, уважать опыт и старость, уважать и любить свою страну, свою родину и пр. Ведь понятие толерантности распространяется не только на представителей других вероисповеданий и представителей других национальностей.

Это понимание мы должны стремиться заложить так же на генетическом уровне нации. Потому, что эти, положительные, качества не формируются за мгновение – это долгая, кропотливая работа над ними общества, родителей, педагогов, СМИ и самих детей.

Я считаю, что не следует «засорять» детские умы термином «толерантность» - сухим, формальным, который им ни о чём не говорит. У нас есть такие заменители, как товарищество, равенство, братство, дружба – их мы слышим гораздо реже сейчас, но именно они ласкают наш слух и наиболее понятны детскому, да и нашему восприятию!

Отсюда вытекает вопрос воспитания! Кто-то сказал: «Воспитание – это способность переносить невоспитанность других».

Т. е. «Терпеть» - а без терпения не может быть толерантности!

Значит нужно просто воспитывать своих детей – всё оказывается просто!

Следовательно, толерантность – это формирование не одного какого-то качества, а воспитание человека в целом!

Со своей стороны, я предпринимаю всё возможное, для полноценного развития ребёнка. Мною разработана и находится на стадии апробации рабочая программа «Формирование картины мира дошкольников», которая состоит из 3 – х частей.

1 часть – средний возраст 4-5 лет. Цикл занятий по книге О. Н. Саранской «Давайте дружить».

2 часть – старший возраст 5-6 лет. Авторский цикл занятий «Работа со сказкой».

3 часть – старший возраст 6-7 лет. Цикл занятий по книге А. А. Лопатиной, М. В. Скребцовой «Воспитание нравственных качеств у детей».

Эта программа, в каком-то смысле, универсальная, позволяет затронуть многие аспекты развития и воспитания.

Но главным в работе любого педагога, воспитателя, учителя, логопеда должно быть сотрудничество с родителями, семьёй и друг с другом!

- У детства нет национальности!

- Чужих детей не бывает!

Когда мы, взрослые, поймём эти истины – не будет возникать проблем толерантности не только у детей, но и у нас, взрослых!

Публикации по теме:

«Нет террору на земле!»«Нет террору на земле!» Добрый день коллеги! Все мы сегодня знаем, что терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из самых опасных проблем, с.

Дни толерантности в детском садуДни толерантности в детском саду Толерантность. Что это такое? – Если спросит кто-нибудь меня, Я отвечу: «Это все земное, то, на чем стоит планета в h3][/h3]ся». Международный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ДОУ как площадка для формирования культуры межэтнического общения ребёнка
Опубликовано: 16 января 2015 в 15:46
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД