Екатерина Кунаковская
ДОУ как площадка для формирования культуры межэтнического общения ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Сейчас повсеместно всплывает вопрос о толерантности. Многие отождествляют это понятие с терпимостью.
Интерес к проблемам терпимости в нашей стране резко возрос в конце XX начале XXI века. Это обусловлено ростом межнациональной, этнической и религиозной нетерпимости, экстремизма, терроризма, наблюдавшихся не только в нашем обществе, но и во всем мире.
Введение понятия «толерантность», наряду с существовавшим и понятным русским термином «терпимость», несколько спутало карты. Дело в том, что толерантность на русский язык чаще всего переводится и как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды, и как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Это привело к возникновению серьезной дискуссии среди ученых (так называемый «спор о понятиях»).
Публикация «ДОУ как площадка для формирования культуры межэтнического общения ребёнка» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Оформление детских садов
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Можно было бы и проигнорировать эти споры, если бы не одно «но»! В психолого-педагогическом плане важно четко определиться в том, что мы вкладываем в данные термины. От этого зависит выделение конкретных параметров терпимости и толерантности, а значит, и постановка целей и задач воспитания, выбора адекватных педагогических технологии. Это очень ответственное дело, особенно когда мы говорим о формировании личности ребенка.
Я думаю, что и терпимость, и толерантность имеют равное право на существование. Дело в том, что они отражают разные психологические реальности.
Во-первых, и терпимое и толерантное отношение актуализируется тогда, когда мнения, оценки, верования, поведение других людей не совпадают с мнениями, оценками, ожиданиями субъекта взаимодействия. Это объединяет названные понятия.
Во-вторых, различает их то, что они выполняют разные функции. Толерантность дает возможность приспособиться к неблагоприятным факторам, то есть толерантность носит адаптивный характер. Можно говорить о толерантности к тревоге, толерантности к чужой вере. Терпимость же, кроме адаптивной функции, выполняет еще и активную функцию, то есть дает возможность изменять чужое мнение, поведение другого человека, но без применения средств принуждения. [Из приложения к журналу "Воспитатель в детском саду"].
Люди становятся агрессивными, нетерпимыми, жестокими. Как говорится, «Брат – на - брата, друг – на – друга, родители – на - детей, дети – на – родителей». Потому, что в обществе стёрты границы морального права, добра и зла, понимания хорошего и плохого, можно и нельзя.
Такими люди не стали в один момент, не проснулись однажды утром, а формировались постепенно, последовательно, незаметно не одно поколение.
Мы, психологи говорим – все проблемы из детства. Так вот и большинство наших принципов и устоев формируются уже в детстве, сформирована основа под них. В семье, в детском саду, в общении с другими людьми и детьми.
В нашем ДОУ есть воспитанники других национальностей, но, к счастью, вопрос о не толерантном отношении никогда не поднимался!
Может то, что я сейчас скажу – вещь очевидная, а может, наоборот – для кого-то станет открытием, но у детей нет проблемы толерантности. По крайней мере, в том понятии, какое мы сейчас вкладываем в это слово (в контексте отношения к людям других конфессий и национальных принадлежностей). Эту проблему мы сами, так сказать, навязываем детям – заостряем на ней внимание, рассказываем детям о таких вещах, о которых они и не знают!
Дети подражают нам, берут с нас пример, следовательно, нужно начинать с себя, со своих поступков и мировоззрения!
И значит мы: взрослые, родители, педагоги должны каждый день, каждую минуту показывать своим примером то, что дети ещё не понимают, не осознают, но уже перенимают, усваивают. И то правильное, нужное, хорошее, что мы покажем детям – будет сформировано у них (должно быть сформировано) на уровне произвольных рефлексов, на уровне бессознательного! Помочь младшему, старшему, жалеть и трепетно относиться к животным, природе, чужому труду, чувствам и желаниям других людей, уважать опыт и старость, уважать и любить свою страну, свою родину и пр. Ведь понятие толерантности распространяется не только на представителей других вероисповеданий и представителей других национальностей.
Это понимание мы должны стремиться заложить так же на генетическом уровне нации. Потому, что эти, положительные, качества не формируются за мгновение – это долгая, кропотливая работа над ними общества, родителей, педагогов, СМИ и самих детей.
Я считаю, что не следует «засорять» детские умы термином «толерантность» - сухим, формальным, который им ни о чём не говорит. У нас есть такие заменители, как товарищество, равенство, братство, дружба – их мы слышим гораздо реже сейчас, но именно они ласкают наш слух и наиболее понятны детскому, да и нашему восприятию!
Отсюда вытекает вопрос воспитания! Кто-то сказал: «Воспитание – это способность переносить невоспитанность других».
Т. е. «Терпеть» - а без терпения не может быть толерантности!
Значит нужно просто воспитывать своих детей – всё оказывается просто!
Следовательно, толерантность – это формирование не одного какого-то качества, а воспитание человека в целом!
Со своей стороны, я предпринимаю всё возможное, для полноценного развития ребёнка. Мною разработана и находится на стадии апробации рабочая программа «Формирование картины мира дошкольников», которая состоит из 3 – х частей.
1 часть – средний возраст 4-5 лет. Цикл занятий по книге О. Н. Саранской «Давайте дружить».
2 часть – старший возраст 5-6 лет. Авторский цикл занятий «Работа со сказкой».
3 часть – старший возраст 6-7 лет. Цикл занятий по книге А. А. Лопатиной, М. В. Скребцовой «Воспитание нравственных качеств у детей».
Эта программа, в каком-то смысле, универсальная, позволяет затронуть многие аспекты развития и воспитания.
Но главным в работе любого педагога, воспитателя, учителя, логопеда должно быть сотрудничество с родителями, семьёй и друг с другом!
- У детства нет национальности!
- Чужих детей не бывает!
Когда мы, взрослые, поймём эти истины – не будет возникать проблем толерантности не только у детей, но и у нас, взрослых!