Екатерина Столярова
Сценарий досуга во второй младшей группе «Ой лю, ли, лю, ли»
Составила: воспитатель первой квалификационной категории – Столярова Е. В.
Цель: Расширять представление о русских народных семейных обычаях.
Задачи:
Обучающие
- обогащать словарный запас (оберег, именины, колыбель, лапти, чугунок, старинный, узорчатый, расписной и др.);
- формировать интерес к народному творчеству.
Развивающие
- развивать внимание, память, образное мышление.
Воспитательные
- воспитывать патриотические чувства и любовь к своей Родине.
Материал: самовар, сундучок с косынками и кушаками, печь, две лавки, кукла, зёрна, уголек, корыто с водой, полотенце, русская рубаха, колыбель, кусок хлеба, узелок с солью, костюмы детей.
Ход досуга
Зал оформлен в виде избы, стол, на столе стоит самовар, разная утварь, стоит печь, 2 лавки. Выходит ведущая и обращается к гостям.
Ведущая:
На завалинках в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирались на посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом эти посиделки
Были праздником души.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
Под русскую народную мелодию «Ах, вы сени»
(на середину зала выходят хозяин с хозяйкой и дочка.)
Хозяин (Саша Г.)
Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да
В окошко глядеть! Да печалиться!
Хозяйка (Катя)
Рады вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице.
Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник
Большой, праздник радостный! По обычаю,
По- старинному - посиделками называется.
Дочка (Есения)
Пожалуйте гости дорогие!
Веселья вам да радости!
Под рус нар мел. «Как у наших, у ворот» дети заходят в зал
и присаживаются
Хозяйка
Здравствуйте, проходите, будьте, как дома!
Хозяинусаживает детей на лавочки.
У нас для каждого найдется и местечко. и словечко.
Дочка
Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.
Кому сказку, кому правду, кому песенку.
Хозяин
Удобно ли вам гости, дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило?
Воспитатель
Гостям-то, известное дело, хватило место, да не
Тесновато ли хозяевам?
Хозяйка
В тесноте, да не в обиде!
Воспитатель:
Красны девицы, да добры молодцы,
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь!
Дети встают в круг и исполняют хоровод
«Как за нашим за двором»- рус. Нар. Песня.
Дети садятся
Воспитатель
Небылицы в лицах
Сидят в теремах-светлицах,
Щелкают орешки, да творят насмешки,
Ни короткие, ни длинные,
А такие, что в самый раз,
Как от меня до вас!
Исполняются шутливые диалоги.
Девочка (Маша) Ой, ребята, а я что видела!
ДетиЧто?
Девочка (Маша) Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из подворотни лают ворота!
Мальчик (Ефим)
Лошадь ела кашу, а мужик овес.
Лошадь села в сани, а мужик повез.
Девочка (Амира)
Стучит-бренчит по улице, Фома едет на курице.
А Тимошка на кошке, по кривой дорожке!
Ведущая
А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших
Красавиц. Ведь с детства не научишься,
Всю жизнь намучишься.
Ну-ка, кто хочет свое умение показать?
Выходят три девочки.
Под песню начнем,
Надо ниточку в клубочек намотать.
Игра «Смотай клубочек»
Воспитатель
Ну-ка, как вы потрудились? Чей клубочек больше, да тяжелее?
Сравнивает клубочки. Хвалит победительницу и остальных детей.
А вы, ребятушки, что призадумались? Призадумались,
Закручинились? Вижу, вижу, что и вам поиграть захотелось.
И для вас у меня есть забава.
Становитесь, ребятки загадаю вам загадки.
Загадки:
1. Три струны, ее узнай-ка,
Заиграла …. Балалайка.
2. Без нее деревни скучно,
В месте с ней поют частушки.
Пляшет Маша и Антошка
Под веселую …. Гармошку
3. Деревянная подружка,
Без нее мы как без рук,
На досуге веселушка
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот,
И обжечься на дает. Ложка!
Воспитатель
Ну, продолжаем наш досуг.
Кто-то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать.
Слушайте, запоминайте, да складно быстро повторяйте.
Три сороки тараторки
Тараторили на горке!
Дети по очереди повторяют соревнуясь.
И для этих гостей (показывает на гостей в зале)
Званых, да почетных, хозяева тоже приготовили скороговорки.
Хозяин
Берет туесок со скороговорками:
Туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте!
Прочитайте скорей,
Да скажите веселей!
Желающие достают из туеска листки со скороговорками, по очереди проговаривают их.
1. Мамаша Ромаше дала сыворотки из простокваши.
2. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.
3. Несет Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
Воспитатель
Ай, да молодцы! Славно, славно у вас получается.
Мы еще и поговорки знаем.
- во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»;
- во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»;
- а если неаккуратно оделся: «Поспешишь - людей насмешишь»;
- во время наблюдения за цветами: «Весна красна цветами»;
- пословицы о труде: «Сделал дело - гуляй смело»
Хозяин
Давай-ка, хозяйка, вспомним молодость, как ты на
Посиделки ходила, и подушечку носила.
Хозяйка
Ты, что, хозяин, я старая стала в такие игры играть.
Пусть красны девицы, да добрые молодцы поиграют.
Игра «Подушечка-раздушечка».
(На рус. Нар. Мел. «Ах, утушка луговая»)
Дети встают в круг. На середину зала выходит ребенок с подушечкой в руках.
Дети идут по кругу и поют, выполняя движения по ходу песни.
Воспитатель
Играми да плясками сыт не будешь
Славится наш народ
Гостеприимством да угощением знатным.
Вы нам пели да плясали,
С нами весело играли.
Вот вам угощенье,
Пряники, печенье.
Детям раздает угощение.
Воспитатель:Спасибо хозяин с хозяйкой за гостеприимство,
За веселье знатное.
Дети небольшими группами подходят к хозяину с хозяйкой,
Раскланиваются, уходят из зала.