Людмила Цветкова
Досуг для детей дошкольного возраста с 5–6 лет «Вот такой натюрморт»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Продолжать формировать представление об искусстве, его видах.
Задачи:
Формировать:
- представление о жанре живописи «натюрморт»;
- представление о тембрах музыкальных инструментов;
- представление о взаимосвязи между музыкой и живописью;
- умение понимать содержание картины.
Развивать:
- образное мышление, воображение;
- интерес к искусству.
Воспитывать:
- эмоциональный отклик на художественные и музыкальные произведения.
Оборудование:
Темочки:
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2019
Мольберты; картины для оформления выставки: И. Грабарь «Груши на зеленой драпировке»; П. Кончаловский «Сухие краски», «Яблоки на столе у печки», «Сирень в корзине»; А. Лентулов «Овощи»; И. Машков «Снедь московская. Хлебы»; К. Петров – Водкин «Яблоки и лимон»; М. Сарьян «Осенние цветы»; В. Стожаров «Хлеб, соль и братина»; Иван Хруцкий «Цветы и плоды», «Натюрморт»; Илья Машков «Натюрморт с самоваром», «Натюрморт. Синие сливы»; Кузьма Петров – Водкин «Бокал и лимон», «Яблоки на красном фоне»; Илья Репин «Яблоки и листья»; Федор Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»; Владимир Стожаров «Натюрморт. Квас»; аудио запись И. Чайковского «Времена года. Ноябрь»; фонотека: П. И. Чайковский «Времена года. Ноябрь»; В. А. Моцарт Концерт для флейты с оркестром, «Маленькая ночная серенада»; Тема Шахерезады из оперы Н. А. Римского-Корсакого «Шахерезада»; «Вокализ» С. В. Рахманинова (Соло виолончели)
Ход встречи:
В зале представлена выставка натюрмортов. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Ноябрь», взрослые с детьми входят в зал.
1 ведущий
Добрый вечер, друзья! Сегодня мы пригласили вас на выставку картин. А каких картин вы узнаете чуть – чуть позже.
2 ведущий
В комнате возле окна стоял стол, на котором красовалась большая ваза с фруктами. Она стояла на тонкой ножке, на белой скатерти, что не заметить ее было просто невозможно. Утром девочка Таня вошла в гостиную и, увидев красивую вазу с фруктами, воскликнула:
- Как красиво! Я хочу это нарисовать.
И побежала искать краски, кисти и бумагу для своего рисунка. Ваза, которая услышала похвалу о себе, начала хвастаться:
- Вот какая я замечательная, я одна буду на рисунке, все будут любоваться только мною. И фрукты, лежавшие в вазе, повторяли за ней:
- Да, это так хорошо, когда на тебя все смотрят и любуются. И нам тоже хочется оказаться на рисунке.
Но ваза решила, что она будет главной, потому что она самая большая, а значит лучше, чем все остальные…
Через некоторое время вошла мама Тани, и поставила на стол рядом с вазой тарелку с клубникой. Клубника была спелая, ярко-красная, ароматная. Ваза увидела, что тарелочка с клубникой красивее, чем она и решила с ней поговорить.
- Дорогуша! Послушай, а почему тебя поставили именно сюда?
И чтобы сразу показаться главнее всех, она добавила: - И где ты набрала таких ужасных ягод?
Тарелочка не сразу поняла, что обратились к ней.
- «До-ро-гу-ша!» - рассержено повторила ваза. - Да, да, я обращаюсь именно к вам, маленькое белое блюдце с некрасивыми ягодами.
И тут тарелочка поняла, что ваза обращается к ней, и сказала:- Эти прекрасные сочные ягоды были собраны в саду возле дома и предназначены для маленькой девочки Тани.
Пока ваза и тарелочка вели разговор, вошла Таня. Ваза даже замерла от неожиданности. Таня, конечно же, заметила изменения на столе. Подбежав, к тарелочке с ягодами, она протянула руку к сочной клубнике и с удовольствием съела ароматную ягоду. А потом радостно сказала: - Какой замечательный натюрморт!
Таня взяла кисть, обмакнула ее в краску и очень скоро картина была готова. Девочка изобразила то, что видела: вазу с фруктами, тарелочку с клубникой, белоснежную скатерть - все предметы вместе. Получился замечательный натюрморт. А если рисовать предметы по отдельности, то не сложилась бы красивая картина.
1 ведущий
В этой истории вы услышали слово «натюрморт». «Натюрморт» пришло к нам из страны Франция. Когда мы произносим его, то слышим два слова: «nature» и «morte». Давайте вместе произнесем его – «натюрморт» (ведущий вместе с детьми произносит это слово). Слово «nature» означает природа, слово «morte» - неподвижный. Если сложить вместе слова «природа» и «неподвижный», то получается какое слово?. (ответы детей) Да, получается «неподвижная природа» или «натюрморт». Художник в натюрморте рассказывает о красоте обычных предметов, цветов, чувствах, которые вызвали у него эти предметы. Поставленные предметы, разложенные овощи, фрукты и ягоды, собранные в букет цветы сами рассказывают о себе. Одни украшают друг друга, другие спорят, кто их них самый важный и красивый.
2 ведущий
- Когда художник составляет натюрморт, то старается поставить главные предметы так, чтобы остальные предметы их украшали, дополняли. В своих картинах художник рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создавали, украшали, выращивали. Сорванные цветы - вянут, фрукты и ягоды люди съедают, а нарисованные художником картины будут жить долго, и радовать нас. В соответствии со своими чувствами художник подбирает краски.
Музыкальный руководитель:
- Ребята, как вы думаете, бывают ли музыкальные краски? (ответы детей) Что это за краски? (ответы) В музыке тоже есть свои краски, которыми пользуются композиторы. Ведь у каждого инструмента свой голос или как говорят музыканты свой тембр.
Одну и ту же ноту могут сыграть разные инструменты, но…Звучание скрипки не похоже на звучание трубы, а звук балалайки не похож на звук гитары. Поэтому мы всегда можем определить, какой инструмент играет. Давайте попробуем (определяют по звуку звучание шумовых инструментов: ложки, колокольчик, бубенцы, треугольник).
Как художник подбирает краски для своей картины, так композитор подбирает инструменты для своего музыкального произведения.
Музыка вызывает у нас разные эмоции и настроения, так и в картинах художники передают свои чувства, даже в натюрмортах. Сейчас мы с вами проведем эксперимент. Я включу вам фрагмент музыкального произведения, а вы попробуете определить настроение музыки.
Фрагмент №1 В. А. Моцарт Концерт для флейты с оркестром.
Какое настроение у этой музыки? Звуки каких инструментов вы услышали? (ответы) Музыка звучит весело, легко и радостно.
1 ведущий
- Я вам предлагаю поиграть в игру. Хотите? (ответы детей) Я буду показывать разные картины, а вы, попробуете найти веселые и радостные натюрморты. В этой игре есть правила: если натюрморт не подходит к музыке, то вы топаете ногами, если натюрморт подходит к музыке, то вы хлопаете в ладоши. Готовы? Ведущий обращает внимание на 3 – 4 иллюстрации, а дети (с помощью взрослых) определяют соответствие музыки и иллюстрации.
Воспитатель обращает внимание на 3 иллюстрации, где дети определяют настроение картины.
Музыкальный руководитель:
- Молодцы, вы правильно определили натюрморты к музыке, которую вы слушали.
Я предлагаю послушать другой фрагмент. И, снова попробуем к нему подобрать натюрморты.
Звучит фрагмент №2 Тема Шахерезады из оперы Н. А. Римского-Корсакого «Шахерезада».
Музыкальный руководитель:
- Какое настроение у этой музыки? Звуки, каких инструментов вы услышали? (ответы) Эта музыка звучит задумчиво, спокойно, передаёт нам ощущение свежести и холода.
2 ведущий
- Давайте попробуем найти натюрморты, которые подходят к музыке. Наша игра продолжается. Я показываю на иллюстрацию, а вы при помощи рук или ног определяете, подходит эта картина или нет. Помните правила игры? (ответы детей)
Воспитатель обращает внимание на 3 – 4 иллюстрации, дети определяют настроение картины.
- Какие краски здесь использовал художник? (ответы) Все правильно, художник использовал холодные краски.
Музыкальный руководитель:
- Мы слушаем следующий фрагмент.
Звучит фрагмент №3 «Вокализ» С. В. Рахманинова
- Какое настроение у этой музыки? Звуки, каких инструментов вы услышали? (ответы)
- Как звучит музыка? (ответы) Музыка звучит нежно, мягко, тихо.
1 ведущий
- И снова нам нужно найти натюрморты, подходящие к музыке. Правила игры помните? (ответы детей)
Ведущий показывает 3 – 4 иллюстрации, дети определяют их настроение.
А на этих картинах, какие краски использовал художник? (ответы)
Музыкальный руководитель:
– Ребята, а кто такой композитор? (ответы) Композитор это тот, кто сочиняет музыку. Но, само слово «композитор» имеет и другое значение, это «составитель». Композитор составляет из инструментов и звуков разные мелодии по определённым правилам, которые обязательно надо соблюдать, чтобы получилась красивая музыка. Поэтому композитор тоже похож на художника, который рисует натюрморт. А как рисует художник натюрморт, вы сейчас узнаете!
2 ведущий
- Как вы думаете, на чем стоят все предметы? (ответы) Правильно. Предметы не латают в воздухе, они стоят на столе или скатерти в определенном порядке. Прежде чем нарисовать предметы, художник их красиво расставляет, старается поставить главные предметы так, чтобы остальные предметы их украшали и дополняли. На переднем плане, в центре, художник располагает самый главный или большой предмет. Он располагает его не впереди, а в середине стола. Справа и слева другие предметы. Нельзя располагать все предметы на одной линии.
1 ведущий
- На самом деле натюрморт написать не так-то легко. Художники сначала рассматривают предметы, затем выбирают те, которые им понравились, и составляют из них композицию, то есть расставляют красиво предметы так, как им нравится. При этом обращают внимание на то, чтобы среди предметов выделялся какой-то главный - большой или яркий предмет. Самое главное стараются точно передать форму, цвет, место расположения предметов.
2 ведущий
- А вы, хотели бы сегодня стать художниками и создать свой натюрморт? (ответы детей)
- На столе лежат конверты. В этих конвертах находятся предметы для составления натюрморта.
Ребята, подойдите к столу и возьмите понравившийся конверт.
Звучит музыка В. А. Моцарта «Маленькая ночная серенада» 1ч. Дети подходят к столу и выбирают конверт.
- Сейчас вам нужно рассмотреть предметы в конверте и составить свой натюрморт. Согласны? (ответы детей)
Под музыку В. А. Моцарта «Маленькая ночная серенада» 2 ч. взрослые и дети составляют натюрморт из отдельных предметов.
1 ведущий
У вас получились хорошие натюрморты. Но…Предметы не летают в воздухе. Они лежат на столе. И чтобы создать настоящий натюрморт, вам необходимо взять карандаши и подсказку для составления натюрморта.
Взрослые и дети составляют натюрморт в соответствии с миниатюрой изображения.
2 ведущий
- Вы сегодня - художники, поэтому своей картине нужно дать название и поставить фамилию, имя автора в правом нижнем углу.
Звучит музыка В. А. Моцарта «Маленькая ночная серенада» 1 ч. Дети выбирают конверты, составляют натюрморты, подписывают.
1 ведущий
- Какие красивые натюморты у вас получились. Я предлагаю ваши картины положить в эту папку. Мы отнесем ее в группу, и будем ими любоваться. Согласны? (ответы детей)
Под музыку В. А. Моцарта «Маленькая ночная серенада» 2 ч. Дети складывают в папку свои натюрморты.
Возвращаются на свои места.
2 ведущий
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (на выставке картин)
- Как называются картины, которые мы с вами составляли? (натюрморт)
- Что такое музыкальные краски? (ответы)
- Что больше всего понравилось? (ответы)
- Что общего между композиторами и художниками? (ответы)