Ольга Романова
Консультация «Дошкольник или как трудно быть ребёнком»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дошкольник или как трудно быть ребёнком»
- Сейчас же скажу о том, чего точно не стоит делать.
Часто родители не понимают проблем детей с чтением и письмом, потому что сами давно забыли, как тяжело дается обучение этим навыкам. Для взрослого ведь читать и писать — просто и естественно: пробегаешь глазами строчки, и фразы сами складываются в голове. Сейчас я пишу и не особенно задумываюсь над тем, какими пальцами какие клавиши компьютера нажимать. Тоже мне работа — голова думает, а пальцы сами собой барабанят по клавиатуре! Между тем, чтение и письмо — сложнейший умственный процесс, в котором участвуют сразу несколько областей мозга, взаимодействуют слуховые, зрительные, двигательные анализаторы. Даже у самого обычного ребенка, не имеющего никаких проблем с письмом и чтением, все необходимые навыки окончательно формируются только к 10-11 годам. А если какая-то из систем дает сбой?
Публикация «Консультация „Дошкольник или как трудно быть ребёнком“» размещена в разделах
Чтение и письмо — очень тяжелая работа для младшего школьника! Вот представьте. Вы диктуете ребенку простое предложение: «Рано утром Лиза пришла в школу». Чтобы записать, он должен вначале его запомнить, потом разложить предложение на слова, слова — на звуки. Затем нужно соотнести каждый звук с буквой, с ее графическим начертанием. Затем в дело вступает двигательный анализатор — рука «вспоминает» движения, необходимые для того, чтобы «нарисовать» нужные буквы. То, что взрослый делает автоматически, для ребенка — колоссальный умственный труд! В первом классе это дается очень тяжело. Посмотрите, как делает домашнее задание первоклассник: напишет строчку, посмотрит в окно, подумает, еще несколько слов напишет… Его нельзя ругать за лень. По-настоящему ленивых детей очень мало. Малышу действительно сложно. Родителям первоклашек не стоит забывать и о том, что, согласно последним исследованиям физиологов, ребенок, только начинающий учиться писать, может непрерывно писать не более трех минут. А мама, бывает, ворчит: «Вот, первую строчку написал красиво, а во второй и третьей буквы пляшут». Школьник устал, у него начала дрожать рука, поэтому вышло не очень аккуратно. Нельзя заставлять детей переписывать, вырывать «испорченные» листы. От этого ребенок лучше писать не станет. Зато начнет бояться, ненавидеть письмо.
- Вот статья Дмитрия Писаренко "Читать позже, чем ходить" из газеты "Аргументы и факты Москва" (от 2 марта 2005 года):
«Московские ученые бьют тревогу: 50-60% старшеклассников - неграмотны. Эти подростки уже не смогут квалифицированно освоить профессию.
Еще 20 лет назад считалось, что население советской страны, а ее столицы и подавно, имеет 100%-ную грамотность. Сейчас Россия по грамотности чтения стоит на 28-м месте. Учить читать в три года бессмысленно и опасно!"
Ученые пришли к выводу: отстающие дети вовсе не глупые, просто методики и темп обучения не соответствуют их возможностям.
Именно ошибками в преподавании объясняется возросшая безграмотность старшеклассников: "В начале 90-х интенсивность обучения резко увеличилась. Родители мечтали, чтобы их чадо стало вундеркиндом, а учителя-методисты разрабатывали свои рекомендации. Например, ребенок должен читать со скоростью 120-140 слов в минуту. Но это тоже не соответствует физиологическим возможностям ребенка, а главное - особенностям восприятия информации. Механизмы чтения вслух и про себя разные. В практической жизни вам больше пригодится чтение про себя, но вот этому навыку в школе как раз и не учат!"
Интенсивность обучения обернулась тем, что "Букварь" теперь проходят за 2-2,5 месяца, в то время как раньше на это отводился как минимум год. А ведь навыки письма и чтения сформировать быстро нельзя: это та база грамотности, которую надо закладывать медленно. Еще одна инновация 90-х: преподаватели стали требовать от родителей, чтобы те приводили в первый класс читающих и пишущих детей. Родители и стараются: ребенку еще трех лет не исполнилось, а его заставляют читать. Это бессмысленно и опасно: у детей, которых научили читать очень рано, формируется неправильный механизм чтения. Даже став взрослыми, они с трудом воспринимают тексты.
"Механизмы для формирования навыков чтения и письма созревают у ребенка не раньше, чем к 5-6 годам, об этом надо помнить и учителям, и родителям, - советует Безруких. - А в более раннем возрасте буквы воспринимаются лишь как символы, они ничем не отличаются от изображения домика или курочки. Еще одно заблуждение начальной школы - необходимость обучения каллиграфическому письму - создает дополнительные проблемы. Наши потомки все меньше будут писать ручкой. И, наверное, целесообразней учить детей писать полупечатными буквами - так проще и легче. Вы заметили, что дети 5-6 лет до школы очень любят подписывать рисунки печатными буквами? Потом дети приходят в школу, и их заставляют долго и нудно выводить крючочки, не отрывая ручку от бумаги. Получается с трудом. Разрывается естественный процесс формирования письменной речи".
Увы, еще остались школы, где преподаватели с секундомером в руках замеряют скорость чтения. И доводят детей до тяжелых неврозов, до заикания. Кстати, количество детей-невротиков, по данным ученых, растет. В начальную школу их приходит около 20%. А, сколько будет к старшим классам? Во многом зависит от того, что будут от них требовать.»
- А теперь несколько случаев из личной практики.
- Сначала об отношениях «взрослый-ребёнок». Как важно, чтобы они были адекватными. Например, когда я работала в московской дошкольной частной «академии» (так она называлась, у меня был ученик 6 лет. Мама его работала директором рынка. Портить с ней отношения никому не хотелось. А ребёнок вёл себя на большинстве уроков безобразно. Я пришла не с начала года. У меня на математике он вёл себя адекватно, поэтому я очень удивилась. Оказалось, что ребёнку просто не хватало «рамок», т. к. все вокруг позволяли ему делать что угодно. Такое может произойти у родителей, которые живут с детьми как бы на «одной планке», т. е., общение происходит не как «взрослый-ребёнок», а как «ребёнок-ребёнок». А иногда в таких семьях даже дети кажутся мудрее родителей, и как бы меняются с ними ролями. На самом деле - это трудное бремя для ребёнка, т. к. противоестественное. И такие отношения сказываются на всём, включая и процесс обучения, т. к. родитель в данном случае не имеет авторитета у ребёнка.
- Зачастую очень «усугубляют» процесс воспитания бабушки. Причём, как чересчур заботливые, так и наоборот (эдакий «домашний генерал» в юбке). Обычно из чересчур заботливых бабушек дети, что называется, «верёвки вьют». А вот «генералы» всюду проводят свою линию. Мне приходилось сталкиваться с такими бабушками. Где-то 2 года назад я готовила мальчика к школе. Ребёнка до этого учил читать папа по букварю Жукова. Букварь замечательный, логопедический. Только папа был не специалист. Ребёнка учили читать на страхе и зубрёжке. Честно говоря, я ужаснулась произведённому «эффекту» обучения. Всем известна истина, что всегда проще научить, чем переучить с неправильного (на этом основан феномен: выучив первоначально неправильно стихотворение, ребёнок скорее всего так его и расскажет в минуты волнения на празднике, сколько бы его не переучивали на многократных репетициях). Итак, мальчик читал сносно только простые слова. Бабушке очень хотелось, чтобы он скорее начал читать тексты. На данной почве у ребёнка развился «страх больших текстов». Через 4 занятия она закатила скандал: «- Ребёнок не читает! Репетитор не понятно чем с ним занимается!» Достаточно адекватная мама не смогла противостоять свекрови в этом вопросе. Поэтому, в таких случаях родителям нужно быть дипломатами, отстаивающими интересы ребёнка.
- И здесь же я затронула уже такую проблему, как «непрофессиональный подход к раннему обучению». Если у вас не хватает средств на репетитора, но много терпения и желания заниматься самим со своим ребёнком, пожалуйста, хотя бы разово найдите специалиста, который бы вам консультативно помог в выборе стратегии обучения конкретно вашего ребёнка. Это может быть знакомый учитель начальных классов, логопед в детском саду или другой специалист, которого с удовольствием предложат вам детские центры и агенства города.
- Итак, продолжим. Для начала подробнее определимся в понятии «сензитивный период развития». Что же это такое?
- Возрастная сензитивность - это «присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психический свойств или процессов.» «Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.»
Сенситивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и т. д. - вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. В соответствии с "космическим планом" развития, сенситивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т. д.
Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сенситивный период.
Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно - независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.
Отсюда возникает необходимость вовремя их определить и не пропустить. Как я уже неоднократно говорила раньше, каждый ребёнок развивается по своему личному плану. И поэтому календарный возраст иногда может не совпадать с физиологическим и психологическим. Поэтому родители должны быть очень наблюдательны, чтобы ребёнок к моменту поступления в школу максимально приблизился к нормам школьной готовности. В случае же задержки развития, индивидуальные особенности ребёнка должны осознанно учитываться взрослыми для индивидуального подхода в обучении. Требования же к младшему школьнику, предъявляемые взрослыми (учителем, родителями, должны быть в данном случае значительно скорректированы.
- Наверное, самый главный психический процесс, необходимый в обучении – это развитие речи. С него и начнём.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет (вспомним естественную потребность матерей разговаривать со своим еще не родившимся ребенком, петь ему песни).
Охарактеризуем наиболее важные этапы внутри данного периода с указанием приблизительного возраста их наступления.
В возрасте от 0 до 4.5 месяцев:
- Ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. Напомним, что в этом возрасте сознание ребенка еще не может выделить в отдельные картины образ мира, образ себя и образ своего взаимодействия с миром. Все впечатления ребенка об окружающем его мире спутаны в единый клубок, в котором, однако, ярко выделя-ется красная нить - речь.
- Поэтому дети способны смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи. Если этого не происходит - существует вероятность того, что у младенца есть проблемы со слухом, и этот симптом - весьма веская причина для обращения к врачу.
- Дети учатся подражать звукам.
- В это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней, что является прекрасным свидетельством начала тренировки мышц речевого аппарата.
- Ребенок самостоятельно начинает располагать произносимые им звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные последовательности, вслушиваясь в мелодию родного языка.
В возрасте около 1 года:
- Ребенок сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли.
- Но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может, однако, воспользоваться этим "знанием" из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может.
Выход из данной ситуации выглядит естественным - с указанного возраста и примерно до 2 - 2.5 лет происходит лавинообразное нарастание словаря ребенка.
В возрасте около 1.5 лет:
- Ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Это прекрасный возраст, когда он непосредственно, без обиняков говорит о том, чего хочет и чего не желает; говорит на языке чувств, используя ориентационную механику "приятно - неприятно", вместо "правильно - неправильно". Первый способ ориентации в мире является естественным для человека, второй навязывается ребенку в ходе "воспитания".
- Ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение. Лишь из-за нехватки некоторых слов создается ложное впечатление о наличии специфического "детского" языка с особыми грамматическими нормами.
Отсюда следует два важных вывода.
Первый связан с категорическим запретом на "сюсюканье" взрослого с ребенком, на придумывание родителями для общения специального, упрощенного "детского" языка. Наоборот, в этом возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Как никогда более ребенок нуждается в том, чтобы ему как можно больше рассказывали историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка; историй, являющихся образцами хорошего стиля и различных по жанру.
Второй вывод связан с принципиальной возможностью дальнейшего речевого развития ребенка в би-лингвической среде, когда он имеет возможность осваивать сразу два языка. Причем в норме можно быть уверенным, что внутренней путаницы с языками не произойдет, и русские слова в иностранных грамматических конструкциях использоваться не будут.
И немного – о новых методиках (хотя новыми их можно назвать относительно). Есть такое понятие, как «образ слова». Оказывается, взрослый, бегло читающий человек не делит слово на слоги, а догадывается о его смысле из контекста, улавливая слово по его «образу». Поэтому нам почти не мешают типографские опечатки, разные шрифты и другие помехи.
Предлагаю вам для эксперимента прочитать такой текст, разработанный лингвистами (раздать):
«По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а всё солво цликеом».
- Обращаю внимание, что экспериментировать с таким текстом можно только человеку с устоявшимся навыком чтения. (Это, если у вас возникнет желание показать текст ребёнку) Малыши, которые осмысленно учатся, читают по слогам и достаточно долго вдумываются в смысл слова. Со временем у них развивается фотографическая память на часто употребляемые в текстах слова. Именно поэтому очень важно с особой тщательностью подходить к обучающим текстам, к их орфографической и лексической правильности.
Но сейчас я не об этом. В 1,5-2 года малыш стихийно познаёт мир: предметы, живых существ, отношения и др. Поэтому так же, без особого напряжения (если родители не давят, он способен усвоить «образ слова». Короткие простые и понятные ребёнку слова можно соотнести в его сознании с конкретными предметами. Делается это следующим образом. Большими печатными буквами пишется табличка (формат примерно А4 /2). Например, «ШКАФ». Вешается на шкаф. Ребёнку называют предмет, щупают его, трогают, открывают дверцу. Затем обращаются к табличке. Слово читается ребёнку полностью, не по слогам! Затем ненавязчиво, в течение нескольких дней, недели знание закрепляется. Затем ребёнку предлагается узнать знакомую табличку из 2-х, а потом, из 3-х слов. Напр., «мама, шкаф, папа». - Найди слово «шкаф». Кстати, рекомендую начать именно с более эмоционально значимых для ребёнка слов: мама, папа, бабушка, дедушка, кошка и т. п. В начале обучения слова вводятся очень (для родителей) медленно. Первые 3 слова – раз в неделю. Следующие 10 – максимум по 2 слова в неделю. А затем – от способностей и интереса ребёнка. Главное – регулярный повтор всех ранее изученных слов и игровая мотивация! У родителей всегда существует соблазн похвастаться успехами своего чада, иногда ему же в ущерб. Поэтому я настаиваю именно на добровольное со стороны ребёнка и радостное обучение. Если ребёнку трудно – не заставляйте его насильно, сделайте перерыв. Возможно у него ещё «не выросло», т. е. не созрела соответствующая зона мозга, о чём я говорила выше. И ещё помните, что рассчитывать на устойчивое внимание со стороны ребёнка в раннем возрасте можно в течение 5, максимум 15 минут (у очень спокойных, флегматичных детей).
- В возрасте 2.5 - 3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь - прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он в настоящий момент думает, сразу же проговаривается. Это не слишком длительный этап в речевом развитии: постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека в дальнейшем можно будет судить лишь косвенным образом.
В возрасте 3.5 - 4 лет:
- Ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Это означает, что с помощью речи он решает свои проблемы и может, например, попросить друга закрыть окно, а не идти самому. Ребенок осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим.
- Дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков - буквами, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги и т. д.
- Они могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая друг рядом с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания - вплоть до простых слов.
Поэтому в возрасте 4 - 4.5 лет выглядит совершенно естественным следующий серьезный шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму письмом. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей.
Наконец, в возрасте около 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития. Поскольку процесс письма - это выражение особым образом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает, помимо различения букв и умения складывать их в слова, еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.
- Т. о., на 4-м году жизни здорового ребёнка можно научить читать. И в данном случае эффективнее методики Зайцева для этого возраста пока никто не придумал. И опять же я имею ввиду идеальное её применение, т. е. со звуковым и слоговым анализом, в индивидуальном темпе, без завышенных требований к ребёнку. Я сама, вот уже 3-й год преподаю чтение в школе дошкольников с использованием данной методики. И, так же, как и во всём остальном, результаты ребёнка зависят от заинтересованности в этих результатах у взрослых. Другими словами: кто дома выполняет домашнее задание, у того результаты значительно выше. В этом году меня очень порадовал один мальчик – Антошка. В 5 лет ребёнок говорит непонятно. Это, так называемая, «каша из звуков» во рту. В начале года свою неразговорчивость он компенсировал неадекватным поведением, т. е. попросту привлекал внимание. Стала почаще его провоцировать отвечать по делу, чаще хвалить даже за незначительные успехи, откровенно побеседовала с мамой. И к концу учебного года Антошка стал одним из преуспевающих учеников. Здесь имеется ввиду, что он не научился чисто говорить, как по мановению волшебной палочки. Здесь ещё предстоит достаточно долгая индивидуальная корректировка логопеда. Но, относительно самого себя, ребёнок сделал значительный скачок в развитии. А самое главное, что они с мамой научились совместно и продуктивно работать, получая видимые результаты. Именно этот опыт ценнее всего!
ВНИМАНИЕ! Скажу словами Марии Монтессори: ЕСЛИ ДЕТЯМ ПРИХОДИТСЯ ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ВНЕ РАМОК СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СЕНЗИТИВНОГО ПЕРИОДА, ТО ЕСТЬ ПОД ПРИНУЖДЕНИЕМ (учиться читать, писать и проч., ТО К РЕЗУЛЬТАТУ ОНИ ПРИХОДЯТ ПОЗЖЕ ИЛИ НЕ ПРИХОДЯТ СОВСЕМ.
А ведь главная задача начальной школы – как раз «научить учиться», т. е. создать правильный, эффективный алгоритм усвоения новых знаний, а не впихивать в неокрепшие детские головы кучу, подчас ненужной, информации, подрывая их нежное здоровье.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
- Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет.
Конечно, здоровый ребенок в принципе может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и проч. Но высокий уровень развития органов чувств и определенная степень их дифференцированности возможны лишь при специальной тренировке.
Одна из известных методик, направленных на развитие сенсорных способностей малышей является методика Марии Монтессори. Немного о ней расскажу. Сейчас многие из пособий, подобных разработанным М. Монтессори, по-отдельности, можно найти в магазинах игрушек. Они направлены на развитие органов чувств ребёнка. При таком обучении малыш способен распознавать сущность предметов по их тяжести, температуре, величине, структуре поверхности без задействования зрения. И тренировка данных чувств происходит, например, когда ребенок в полумаске пытается вставить на свое место в блоке разные по величине цилиндры.
Содержание этого длительного сенситивного периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов, хотя все это связано со зрением.
Механизмы научения фактически одинаковы.
Например, учить различать цвета лучше начинать с основных: красный, синий, жёлтый, чёрный, белый. И только потом – «промежуточные», составные цвета и оттенки: оранжевый, розовый, сиреневый и т. д. Каждый раз вводится и отдельно отрабатывается 1 цвет. Сначала – изолированно (например, картонный образец). Затем находится в окружающих предметах, сначала – в специально подобранных, а затем ситуативно (на улице, в книге и т. д.).
Подобная работа ведётся с формой, качеством и др. процессами:
• КРУГ – КРУГЛЫЙ МЯЧ – КРУГЛОЙ ФОРМЫ (блинчик) - …
• МЯГКИЙ – МЯГКИЙ ЗАЙЧИК – МЯГКИЙ ХЛЕБ - …
- Всегда вводится альтернатива, антоним, противопоставление. Сначала на уровне ощущений, затем – словесное обозначение.
• «Мяч – круглый, а кубик нет, он не катится. Попробуй, пощупай.»
• «Хлеб мягкий, а сухарик – твёрдый, жёсткий» и т. д.
- Здесь важно помнить: чем меньше ребёнок, тем меньше альтернатив.
- Также необходимо давать время и повод для так называемой "свободной работы" детей, когда они имеют возможность и умение свободно реализовывать свою познавательную активность.
- Немного отвлекусь.
Года 4 назад со своим воспитанником я попала в, с позволения сказать, «группу Монтессори». Не буду называть район и детский сад, на базе которого она располагалась. Но это было «что-то с чем-то». Гонка по времени; помещения не успевали проветриваться между группами; в классе сенсорики ни одного консультанта (родители и дети были предоставлены сами себе). Это – не «Монтессори-группа», это – чистое зарабатывание денег на данной методике. Хотелось бы, чтобы вы это различали. Кстати, 2-х летний ребёнок сразу заболел после однократного посещения данной «группы», не смотря на принятые меры предосторожности. Больше мы, естественно, туда не пошли. Это я опять к чему… Любое хорошее дело можно испортить плохой организацией. Поэтому, не гоняйтесь за новинками, а выбирайте осмотрительно то, что нужно именно вам и вашему ребёнку.