Козырева Ирина
Консультация для родителей «Дошкольник и гаджеты. Зависимость от гаджетов. Как её избежать»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дошкольник и гаджеты. Зависимость от гаджетов. Как её избежать?»
Подготовила педагог-психолог Козырева И. А.
Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер.
Публикация «Консультация для родителей „Дошкольник и гаджеты, Зависимость от гаджетов, Как её избежать“» размещена в разделах
Современная жизнь «преподнесла» еще одну психологическую проблему — гаджеты (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка»). Особенно остро эта проблема появляется у наших детей — зависимость от гаджетов.
Отношение родителей к внедрению гаджетов в жизнь ребё нка неоднозначное: одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить чадо от современных веяний.
Не стоит бросаться в крайности. Гаджеты должны быть в жизни детей, но дозировано и под родительским контролем. Попробуем разобраться, как в данной ситуации сохранить здоровье ребенка и в то же время не обделить его чем-то важным, не препятствовать его развитию.
Рассмотрим подробнее, в чём заключаются плюсы и минусы использования гаджетов.
Плюсы использования гаджетов :
1. Способ временно занять ребёнка в «полевых» условиях. Дети достаточно тяжело переносят длительное ожидание в очередях, дальнюю дорогу, стояние в пробках. Смартфон или планшет с мультиками, играми или интересными приложениями помогут скрасить ребёнку томительные минуты и часы.
2. Развитие познавательных процессов и получение новых знаний.
Некоторые компьютерные игры и приложения действительно способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать. Так же существуют познавательные мультики, которые позволяют ребёнку получить новые знания об окружающем мире.
Многие современные дошкольные образовательные организации оснащены планшетами и компьютерами. Существует огромное количество развивающих и обучающих компьютерных программ для дошкольников. Это не «ходилки» и «стрелялки», а игры, которые помогают специалистам (учителям-логопедам, учителям- дефектологам и педагогам-психологам) развивать способности ребенка и проводить коррекцию нарушенных функций.
Раз уж мы заговорили о том, что гаджеты способствуют развитию ребёнка, стоит сказать и об обратной стороне медали.
Минусы использования гаджетов :
1. «Однобокость» развивающего эффекта. Для ребёнка раннего возраста, у которого образное мышление ещё только формируется, развивающий эффект от мультиков и передач стремится к нулю. Когда ребёнок активно осваивает мир предметов, важно, чтобы у него были задействованы все каналы восприятия. Чтобы понять, что кубик квадратный, а мяч круглый, ему недостаточно увидеть изображения – обязательно нужно потрогать, ощутить ручками грани и рёбра кубика, округлость мяча. В итоге развивающее видео даё т однобокий эффект: формально ребёнок что-то запоминает, но фактически не осваивает информацию глубоко и качественно.
2. Отрицательное влияние на здоровье и физическое развитие.
В первую очередь речь идёт об ухудшении зрения. Если ребёнок регулярно больше 20 минут в день смотрит в монитор компьютера или экран телефона или планшета, то через полгода острота его зрения начинает снижаться. Второй аспект негативного влияния на здоровье связан с тем, что дети, проводящие много времени за играми и мультиками, гораздо меньше двигаются, а это системно сказывается на состоянии всего организма. Детки за компьютером/планшетом/ноутбуком сидят часто сутулясь, а это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой в будущем.
3. Снижение творческой активности. Никакие игры и приложения никогда не заменят спонтанное творчество, работу с настоящими материалами и живым цветом. В реальной жизни ребёнок фантазирует. Он клеит, лепит, вырезает, раскрашивает, комбинирует, находит самые неожиданные решения. Виртуальное пространство лишает его творчества, ведь там он может действовать только в рамках опций, предусмотренных производителем программы.
4. Вытеснение интересов, отношений и привязанностей в виртуальное пространство.
Это очень серьёзное последствие, и возникает оно только при злоупотреблении гаджетами. Ребё нок буквально выпадает из реальной жизни: все его интересы сосредоточены на виртуальном мире. В этом случае можно говорить о зависимости от гаджетов. Французские авторы Кристин Керделлан и Габриэль Грезийон в книге «Дети процессора. Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых» отмечают, что электронные игрушки способствуют появлению поколения детей, которые учатся стрелять раньше, чем говорить.
Влияние гаджетов на речевое развитие детей.
Исследователями Казанской государственной медицинской академии М. В. Белоусовой, А. М. Карповым, М. А. Уткузовой было проведено анкетирование 180 семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, с целью выявления факторов, влияющих на речевое развитие ребенка. У 50 детей диагностированы проявления общего недоразвития речи (ОНР) в сочетании с аутистикоподобными нарушениями. В семьях таких детей наблюдалось неоправданно раннее знакомство ребенка с электронными устройствами (смартфонами, планшетами).
В последние годы специалисты и педагоги всё больше отмечают влияние чрезмерного увлечения гаджетами на показатели задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.
Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Как показали специальные исследования, в наше время 45% четырехлетних летних детей страдают нарушением речевого развития. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз!
Овладение речью и ее развитие происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог.
Причём, включён, не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам. Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми.
Зависимость от гаджетов и как её избежать?
Доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александр Веракса отмечает, что дошкольники, использующие гаджеты не более часа, успешнее в своем речевом, эмоциональном развитии, чем сверстники, которые проводят времени существенно больше.
По требованиям СанПиН дошкольникам разрешается проводить за компьютером (планшетом, сотовым телефоном) не более 10-30 минут в день в зависимости от возраста, а малышам до 3 лет - вообще настоятельно не рекомендуется.
Рекомендации педиатров, неврологов, психологов относительно времени, которое дети разных возрастов могут проводить за гаджетами, следующие:
детям до 2 лет не стоит давать в руки гаджеты;
детям 3-4 лет — 30-40 минут в день (каждые 10-15 минут нужно делать перерыв);
детям 5-7 лет — 1 час в день (каждые 15-20 минут нужно делать перерыв).
Распознать зависимость от гаджетов можно по следующим признакам:
• Ребёнок перестаё т интересоваться реальной жизнью: не играет в игрушки, не стремиться к общению со сверстниками.
• Отношения с родителями отходят для ребёнка на второй план, и вместо совместного занятия он так же предпочитает проводить время с планшетом или компьютером.
• Попытки ограничить время за играми и мультиками вызывает бурный протест и истерику.
Чтобы не допустить зависимости от гаджетов и снизить их негативное влияние, важно использовать их с умом и придерживаться следующих правил.
1. Не допускайте превышения допустимого времени нахождения за компьютером/планшетом. Возможно, ребёнок будет протестовать, но родителям стоит проявить твёрдость. Не забывайте, что вы – взрослый человек, и ответственность за жизнь и здоровье маленького существа лежит на вас.
2. Подавайте пример. Всем родителям известно, что в своем поведении ребенок ориентируется в первую очередь на родителей — это касается и пользования гаджетами.
3. Придерживайтесь возрастных рекомендаций к играм и мультфильмам. Не стоит перегружать ребёнка той информацией, которую он не сможет воспринять.
4. Найдите увлечение для ребенка.
Пока малыш занимается тем, что ему действительно интересно, он не вспоминает о смартфоне, телевизоре или компьютере. Поэтому постарайтесь найти какое-нибудь полезное увлекательное. Отправьте его в кружок по рисованию или на шахматы (это не только пара часов в классе, но еще и домашние задания, дома можно лепить из теста, играть с кинетичуским песком, раскрашивать, собирать пазлы и многое другое. Попробуйте плавание или спортивные игры - подойдет любая активность. Ваша цель, чтобы кроха с трудом мог вспомнить, куда и когда положил гаджет.
5. Не используйте гаджеты чтобы «отделаться» от ребёнка без особой надобности. В каких-то ситуациях они действительно – спасение, но если мама, к примеру, собирается готовить обед или заниматься домашними делами – лучше включить ребёнка в этот процесс, чем включить ему мультик.
Таким образом, родителям важно не допустить, чтобы гаджеты в жизни ребёнка стали источником проблем. Грамотное и умеренное использование гаджетов действительно будет способствовать развитию ребёнка и поможет ему шагать в ногу со временем.
Парадокс! некоторые мамы и папы могут три часа просидеть в Интернете, читая советы по воспитанию детей или проводя время на форумах, посвященных этим вопросам, при этом их собственное чадо мается бездельем где-то неподалеку.
Материал подгот