Татьяна Викторовна
Урок по изучению фронтового фольклора «Дорогами Бессмертного полка»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка урока : Фронтовой фольклор. Работа над репертуаром.
Тип урока : комбинированный
Форма урока : практическая работа
Формы работы с учащимися: хоровое пение, ансамблевое исполнение.
Цель: Познакомить с музыкальным творчеством Великой Отечественной войны. Закрепить навыки хорового пения в партиях.
Задачи:
Обучающие
приобщить к духовным ценностям;
выработать навыки исполнения произведений с динамическими оттенками;
закрепления навыка пения без сопровождения;
совершенствование дикции.
Развивающие
Публикация «Урок по изучению фронтового фольклора „Дорогами Бессмертного полка“» размещена в разделах
- Бессмертный полк для детей
- Народная культура, фольклор
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
развивать:
коллективное исполнение, ансамблевое пение;
вокально-хоровые навыки, координацию слуха и голоса, чувства ритма;
навыки цепного дыхания;
артистизм.
Воспитательные
воспитывать:
уважение к традициям;
чувство ответственности перед коллективом;
любовь к хоровому искусству;
вызвать интерес к учебному материалу.
Оборудование: Фортепиано, камертон, ноты.
Результаты: способность заниматься в коллективе общим делом, освоение материала, понимать значение военного фольклора, уметь чисто интонировать, владеть вокально-хоровыми навыками, артистично исполнять произведения.
Методы: работа над репертуаром: повторение, работа с солистами, беседа, отработка отдельных частей произведений; оценивание
I. Организационный момент.
Приветствие
- Добрый день, ребята! Рада всех вас видеть.
II. Подготовка к пению.
- Как обычно наш урок начинаем с дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
- Следующим этапом будет работа над нашей дикцией. Дружно повторяем чистоговорки.
III. Распевание
На уроке дети поют в основном в положении стоя. Сидеть разрешается в исключительных случаях, когда идет работа над сложными произведениями и только на начальном этапе. Распеваются под фортепиано.
- Мы готовы к работе.
IV. Изучение нового.
Война, это голод, холод, разлука, смерть. И, кажется на войне нет места творчеству. Однако, это оказалось не так. В перерывах между боями бойцы придумывали песни, стихи, частушки и даже анекдоты. Многих это спасало от уныния, мучительной тоски, придавало уверенности в Победе, служило психологической помощью. Произведения создавались самими участниками событий и боев, тружениками тыла, жителями временно оккупированных районов. В этих произведениях нашли художественное отображение жизнь и борьба народов нашей страны, героизм защитников Отечества, вера в Победу, преданность Родине и предательство, верность в любви и любовные измены… Фронтовой фольклор передавался из уст в уста.
В годы войны создавались и другие многочисленные подтекстовки на мелодии популярных песен профессиональных авторов.
Среди сатирических песен шутливая вариация легендарного «Синего платочка» :
«Синенький скромный платочек
Немец в деревне украл,
Темные ночи, поздней порою
Спину он им накрывал.
Порой ночной,
Удар получив под Москвой,
В панике фрицы
Мчат от столицы,
Им не вернуться домой»
(Исполнение)
Вот переделка в сатирическом плане лирической песни «И кто его знает» (слова М. Исаковского, муз. В. Захарова).
ХОДИТ ГИТЛЕР ПО БЕРЛИНУ…
Ходит Гитлер по Берлину
Возле дому своего,
Поморгает Риббентропу
И не скажет ничего.
И кто его знает,
Зачем он моргает?
Раздобудет пять дивизий –
Он танцует и поет,
А как сводку прочитает —
Отвернется и вздохнет.
И кто его знает,
Зачем он вздыхает?
Мы спросили: «Что невесел?».
«Плохо дело! — отвечал, —
Ведь мой друг фельдмаршал Паулюс
Вместе с Шмидтом в плен попал».
И кто его знает,
Зачем он попадает?
А вчера признался Гитлер:
«Видно, я стратег плохой,
Быть командующим фронта
Не велит мне разум мой».
И все это знают,
И все ожидают.
Большое развитие получила частушка. Частушки отличались большим тематическим разнообразием. Это – были патриотические, сатирические, любовно-лирические, политические (потаенные) частушки. А также – фронтовые, партизанские, тыловые, созданные в неволе (в плену) частушки.
Частушка звучала повсюду – на фронте и в тылу, в партизанских отрядах и во временно оккупированных врагом районах. В перерывах между боями, во время походов и на привале фронтовая частушка, вносила бодрость и боевой дух в сердца воинов, воодушевляла их на подвиги, звала к победе:
Эх, частушка, ты частушка,
Слово каждое – снаряд:
Бьёт фашистов по макушкам,
Помогает воевать.
Запевай, земляк частушку,
Я с тобою запою.
Всех врагов возьмем на мушку
И в частушках, и в бою.
Разговаривает пушка,
Помогает пулемет,
А военная частушка
Тоже очередь дает.
(Исполнение)
Жанр частушек в период Великой Отечественной войны был широко востребован. Он позволял публично обсуждать все проблемы общества – человеческие взаимоотношения, социальные события. Авторами песен могли быть как конкретные люди, так и коллективы. При этом исполнитель частушек зачастую не был ее автором. Но в данном случае каждый нес определенную ответственность за спетое, поскольку частушка выражала его настроение, его позицию. Значение частушек в годы войны трудно переоценить, она развивала творческое начало, носила воспитательный характер.
V. Повторение ранее разученной песни, проверка домашнего задания Домашнее задание – П. И. Чайковский «Да исправится молитва моя»
- Сегодня вы сдаете сольфеджио. (Сольфеджирование)
- А теперь, поем произведения полностью, соблюдая все указанные средства музыкальной выразительности. (Исполнение)
VI. Итог
- Сегодня на уроке мы познакомились с фронтовым фольклором, и пробовали его исполнить. Сегодня сдали на оценку сольфеджио. Результаты у всех хорошие, но хоровое исполнение звучало лучше, постарались, приятно слушать. Урок окончен.
VII. Рефлексия.
- Как вы считаете, справились ли мы с новым материалом?
- В чем были трудности?
- Вам понравился наш урок?
Выставляются оценки. Оценивание комментируется педагогом.
Домашняя работа: принести варианты фронтового фольклора. Работа над репертуаром (повторять разученное)
В работе использовалась информация из источника:
https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/10/07/velikaya-otechestvennaya-voynapesni-shutki-smekh