Приложение МААМ

Урок по изучению фронтового фольклора «Дорогами Бессмертного полка»

Татьяна Викторовна
Урок по изучению фронтового фольклора «Дорогами Бессмертного полка»
▼ Скачать + Заказать документы

Разработка урока : Фронтовой фольклор. Работа над репертуаром.

Тип урока : комбинированный

Форма урока : практическая работа

Формы работы с учащимися: хоровое пение, ансамблевое исполнение.

Цель: Познакомить с музыкальным творчеством Великой Отечественной войны. Закрепить навыки хорового пения в партиях.

Задачи:

Обучающие

приобщить к духовным ценностям;

выработать навыки исполнения произведений с динамическими оттенками;

закрепления навыка пения без сопровождения;

совершенствование дикции.

Развивающие

Публикация «Урок по изучению фронтового фольклора „Дорогами Бессмертного полка“» размещена в разделах

развивать:

коллективное исполнение, ансамблевое пение;

вокально-хоровые навыки, координацию слуха и голоса, чувства ритма;

навыки цепного дыхания;

артистизм.

Воспитательные

воспитывать:

уважение к традициям;

чувство ответственности перед коллективом;

любовь к хоровому искусству;

вызвать интерес к учебному материалу.

Оборудование: Фортепиано, камертон, ноты.

Результаты: способность заниматься в коллективе общим делом, освоение материала, понимать значение военного фольклора, уметь чисто интонировать, владеть вокально-хоровыми навыками, артистично исполнять произведения.

Методы: работа над репертуаром: повторение, работа с солистами, беседа, отработка отдельных частей произведений; оценивание

I. Организационный момент.

Приветствие

- Добрый день, ребята! Рада всех вас видеть.

II. Подготовка к пению.

- Как обычно наш урок начинаем с дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

- Следующим этапом будет работа над нашей дикцией. Дружно повторяем чистоговорки.

III. Распевание

На уроке дети поют в основном в положении стоя. Сидеть разрешается в исключительных случаях, когда идет работа над сложными произведениями и только на начальном этапе. Распеваются под фортепиано.

- Мы готовы к работе.

IV. Изучение нового.

Война, это голод, холод, разлука, смерть. И, кажется на войне нет места творчеству. Однако, это оказалось не так. В перерывах между боями бойцы придумывали песни, стихи, частушки и даже анекдоты. Многих это спасало от уныния, мучительной тоски, придавало уверенности в Победе, служило психологической помощью. Произведения создавались самими участниками событий и боев, тружениками тыла, жителями временно оккупированных районов. В этих произведениях нашли художественное отображение жизнь и борьба народов нашей страны, героизм защитников Отечества, вера в Победу, преданность Родине и предательство, верность в любви и любовные измены… Фронтовой фольклор передавался из уст в уста.

В годы войны создавались и другие многочисленные подтекстовки на мелодии популярных песен профессиональных авторов.

Среди сатирических песен шутливая вариация легендарного «Синего платочка» :

«Синенький скромный платочек

Немец в деревне украл,

Темные ночи, поздней порою

Спину он им накрывал.

Порой ночной,

Удар получив под Москвой,

В панике фрицы

Мчат от столицы,

Им не вернуться домой»

(Исполнение)

Вот переделка в сатирическом плане лирической песни «И кто его знает» (слова М. Исаковского, муз. В. Захарова).

ХОДИТ ГИТЛЕР ПО БЕРЛИНУ…

Ходит Гитлер по Берлину

Возле дому своего,

Поморгает Риббентропу

И не скажет ничего.

И кто его знает,

Зачем он моргает?

Раздобудет пять дивизий –

Он танцует и поет,

А как сводку прочитает —

Отвернется и вздохнет.

И кто его знает,

Зачем он вздыхает?

Мы спросили: «Что невесел?».

«Плохо дело! — отвечал, —

Ведь мой друг фельдмаршал Паулюс

Вместе с Шмидтом в плен попал».

И кто его знает,

Зачем он попадает?

А вчера признался Гитлер:

«Видно, я стратег плохой,

Быть командующим фронта

Не велит мне разум мой».

И все это знают,

И все ожидают.

Большое развитие получила частушка. Частушки отличались большим тематическим разнообразием. Это – были патриотические, сатирические, любовно-лирические, политические (потаенные) частушки. А также – фронтовые, партизанские, тыловые, созданные в неволе (в плену) частушки.

Частушка звучала повсюду – на фронте и в тылу, в партизанских отрядах и во временно оккупированных врагом районах. В перерывах между боями, во время походов и на привале фронтовая частушка, вносила бодрость и боевой дух в сердца воинов, воодушевляла их на подвиги, звала к победе:

Эх, частушка, ты частушка,

Слово каждое – снаряд:

Бьёт фашистов по макушкам,

Помогает воевать.

Запевай, земляк частушку,

Я с тобою запою.

Всех врагов возьмем на мушку

И в частушках, и в бою.

Разговаривает пушка,

Помогает пулемет,

А военная частушка

Тоже очередь дает.

(Исполнение)

Жанр частушек в период Великой Отечественной войны был широко востребован. Он позволял публично обсуждать все проблемы общества – человеческие взаимоотношения, социальные события. Авторами песен могли быть как конкретные люди, так и коллективы. При этом исполнитель частушек зачастую не был ее автором. Но в данном случае каждый нес определенную ответственность за спетое, поскольку частушка выражала его настроение, его позицию. Значение частушек в годы войны трудно переоценить, она развивала творческое начало, носила воспитательный характер.

V. Повторение ранее разученной песни, проверка домашнего задания Домашнее задание – П. И. Чайковский «Да исправится молитва моя»

- Сегодня вы сдаете сольфеджио. (Сольфеджирование)

- А теперь, поем произведения полностью, соблюдая все указанные средства музыкальной выразительности. (Исполнение)

VI. Итог

- Сегодня на уроке мы познакомились с фронтовым фольклором, и пробовали его исполнить. Сегодня сдали на оценку сольфеджио. Результаты у всех хорошие, но хоровое исполнение звучало лучше, постарались, приятно слушать. Урок окончен.

VII. Рефлексия.

- Как вы считаете, справились ли мы с новым материалом?

- В чем были трудности?

- Вам понравился наш урок?

Выставляются оценки. Оценивание комментируется педагогом.

Домашняя работа: принести варианты фронтового фольклора. Работа над репертуаром (повторять разученное)

В работе использовалась информация из источника:

https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/10/07/velikaya-otechestvennaya-voynapesni-shutki-smekh

Публикации по теме:

Фотоотчет «Дорогами Победы»Фотоотчет «Дорогами Победы» 19 января 2020 года -75 лет со дня взятия Рагнита. «Дорогами Победы» Приближается дата 75 летние победы советского народа в Великой Отечественной.

Игра-путешествие для детей старшей группы «Дорогами сказок»Игра-путешествие для детей старшей группы «Дорогами сказок» Игра – путешествие для детей старшей группы «Дорогами сказок». Цель: Формировать благоприятный психологический климат в группе, развивать.

Квест-игра «Дорогами Победы» для детей старшего дошкольного возраста Цель: сплочение коллектива, развитие активности детей Задачи: обогащать представления о празднике, развивать коммуникации и умения выстраивать.

Образовательная область: Познавательное развитие. Тема: «В царство Кощея бессмертного» Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, социально – коммуникативное развитие. Тип: интегрированное Возраст детей: 6 лет Форма.

Проект «Идем дорогами добра»Проект «Идем дорогами добра» Проект по нравственно – патриотическому воспитанию старших дошкольников «Идем дорогами добра» Разработчик проекта: Флегонтова Светлана.

Книжная полка «Детям о войне» как элемент развивающей средыКнижная полка «Детям о войне» как элемент развивающей среды Давно отгремели сражения на полях Великой Отечественной войны. Поколения родителей, бабушек и дедушек наших воспитанников помнят о событиях.

Сценарий музыкально-спортивного праздника к 23 февраля «Как Кощея Бессмертного в армию забрали» для старшей группы ДОУ ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:Ведущая: Здравствуйте! Сегодня мы собрались, чтобы поздравить с «мужским днём» наших мальчиков. Совсем скоро наша страна.

Конспект занятия по изучению русского фольклора «Весенние поговорки, мнемотехника»Конспект занятия по изучению русского фольклора «Весенние поговорки, мнемотехника» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Изучение русского народного фольклора имеет огромное значение для развития общего кругозора ребят. Для.

Видео-урок «Как сделать бобра из крафт пакета». Поэтапный урок эксперимент №6Видео-урок «Как сделать бобра из крафт пакета». Поэтапный урок эксперимент №6 Эксперимент- «Бобрята» 3+ Эксперимент с крафт пакетами Данный материал адресован, всем кто хочет научиться творчеству! А так же заботливым.

Видео-урок «Как слепить Осенний листочек. Поэтапный урок по пластилиновой живописи»Видео-урок «Как слепить Осенний листочек. Поэтапный урок по пластилиновой живописи» Как слепить Осенний листочек (поэтапный урок лепки № 6)Падают с веточки, золотые монеточки. (Листочки) Данный материал адресован,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок по изучению фронтового фольклора «Дорогами Бессмертного полка»
Опубликовано: 3 ноября 2023 в 02:00
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок по изучению фронтового фольклора «Дорогами Бессмертного полка»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Викторовна (УИ 2556158) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД