Голованева Татьяна
Программа дополнительного образования «Забавные мультяшки»
▼ Скачать +Заказ
. Актуальность программы
Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Мультипликация может стать прекрасным развивающим средством для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала. Кроме того, работа над мультфильмом формирует личностные качества: инициативу, настойчивость, трудолюбие, ответственность,
Публикация «Программа дополнительного образования „Забавные мультяшки“» размещена в разделах
коммуникабельность и т. д.
Мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений, цвета, ритма, движения.
Разные виды изобразительного искусства : рисунок, живопись, лепка, дизайн и декоративно-прикладное творчество – сосуществуют в мультипликации на равных. А сам процесс создания мультфильма включает занятия литературные, музыкальные, актерские, режиссерские, операторские, которые помогают создавать изобразительные образы и вносят в них новый смысл.
Мультипликационный метод и анимация по работе с дошкольниками требует немного средств, минимум пространства и много воображения и фантазии. Процесс данного метода работы заключается, в том, что дети совместно с педагогом создают собственный мультфильм. Материалом для создания мультфильма могут служить абсолютно разные вещи: игрушки, пластилин, бумага, лего – конструктор и т. д.
Создание анимационных мультфильмов в детском саду решает ряд образовательных задач, раскрывает творческий потенциал дошкольников, развивает мышление. Искусство анимации развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира.
Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети знакомятся с разными техниками, пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора.
Метод мультипликации сравнительно молодой в работе с детьми дошкольниками, но эффективный. Дети, погружаясь в мир фантазии и сказки, оказываются по ту сторону экрана и своими руками оживляют свои самые неожиданные и необычные сюжеты. Вкладывая в своего персонажа частичку собственной души, учится планировать свои действия, воспитывает себя и с помощью педагога обучается, получает новые знания
В процессе создания мультфильма происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ.
Программа позволяет осуществлять проектный подход при создании анимационных фильмов, а также использовать в работе интеграцию
разнообразных видов деятельности детей: двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, а также чтение художественной литературы. Компактность, мобильность данного метода, его доступность позволяет использовать его как дома родителями, так и в детском саду что, безусловно, нельзя не оценить.
Новизна программы заключается в том, что она охватывает практически все сферы деятельности и оказывает влияние на все компоненты личности. Программа дает ребенку возможность создать мультипликационный фильм своими руками, проявить себя, свои чувства, умения, фантазию, талант и творчество. Данная программа сочетает в себе разные виды деятельности. Это позволяет достичь комплексного развития детей.
1.3. Цель и задачи программы
Цель программы : Создать условия для всестороннего развития личности дошкольника через создание мультфильмов
Задачи программы :
Обучающие:
- формировать начальные умения работы с мультимедийным оборудованием в процессе создания собственного мультфильма;
- обучать компьютерным технологиям, связанным с созданием мультипликации. - формировать у детей умения переводить свои идеи и замыслы на язык мультипликации, используя богатую палитру ее изобразительных возможностей; - научить различным видам анимационной деятельности с использованием разнообразных приемов и различных художественных материалов;
- способствовать овладению начальных навыков работы сценариста, режиссёра, оператора, актеров в процессе работы над фильмом; Развивающие:
- развивать познавательный, художественно-эстетический интерес к созданию мультфильмов;
- развивать инициативное творческое начало, способность ребёнка к нестандартному решению любых вопросов;
- развивать чувство композиции, цвета, масштаба в процессе создания мультфильма;
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, самостоятельность, сотрудничество при взаимодействии ребёнка со сверстниками и взрослыми; - воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Для наиболее успешного выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программа представлена тремя разделами:
1. Теоретический (образовательный).
- теоретическая часть дается в форме бесед, дискуссий, театрализаций; мультимедийных занятий; с просмотром иллюстративного материала и мультипликационных фильмов, экскурсиями.
2. Практический (творческий, исследовательский).
- представляет собой:
• поиск замысла будущего фильма, который должен соответствовать возрасту ребенка;
• написание сценария (рассказа, сказки, стихотворения, отражающего в полной мере развитие литературных способностей детей;
• разработка и изготовление персонажей, знакомство с технологическими операциями и способами обработки используемых материалов;
• освоение инновационных технологий в педагогике (компьютерная графика, приемы и виды кино- и видеосъемки);
• техническая работа, связанная с изготовлением фильма (просмотр фото-, видеоматериала, монтаж, звуковое оформление фильма;
3. совместный просмотр сюжета или фильма, его обсуждение и анализ, определение дальнейших перспектив работы.
4. Организационно – диагностический, в него включены вводные и итоговые занятия и мероприятия по контролю уровня освоения программы, а также диагностика результатов в конце года.
1.4. Принципы и подходы к реализации программы :
Педагогические принципы, определяющие теоретические подходы к построению образовательного процесса.
При разработке программы «Забавные мультяшки» содержание выстраивалось на основе следующих педагогических принципов:
1. Наглядность: у детей формируются представления в процессе наблюдений, рассматривания картин, наглядных пособий и просмотра видеоматериала;
2. Научность: в совместной деятельности с детьми используется научная литература, периодические издания;
3. Последовательность: поэтапное формирование мультипликационных умений детей;
4. Интегративность: предполагает включение в образовательно-воспитательный процесс знаний из самых различных областей человеческого познания – литературы, изобразительного искусства, математики, техники, естествознания, экологии и т. д., - необходимых для создания мультфильма, что позволяет расширять мировоззрение воспитанников;
5. Развивающего практико-ориентированного обучения: он направлен на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у обучающихся универсальных обобщенных способов деятельности,
формирование навыков самостоятельной работы;
6. Свободы выбора: в любом обучающем или направляющем действии представлять ребенку право выбора с двумя важными условиями: выбранная деятельность должна быть безукоризненно нравственной, иначе строгий запрет, и право выбора должно уравновешиваться осознанной ответственностью за свой выбор. Ведь ребенок с большей охотой делает то, что сам предложил;
7. Деятельности: освоение детьми знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности. Надо стимулировать детей решать огромное количество творческих задач, тогда количество перейдет в качество и выработается автоматизм использования алгоритмов и приемов решения задач;
8. Проектной деятельности: предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение ребенка в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике «замысел – реализация – рефлексия». В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности. В логике действия данного принципа рассматривается каждый мультипликационный фильм, создаваемый в рамках программы;
9. Инклюзивного образования : обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
1.5. Прогнозируемые результаты программы :
К концу обучения дети должны знать:
- общие сведения об истории анимации, виды анимации, профессии в анимации, основные правила анимации;
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов и работе с инструментами и мультоборудованием;
- основы технологии перекладной рисованной мультипликации;
- уметь самостоятельно пользоваться ноутбуком (включать, выключать его, входить в программу для создания мультфильма, владеть правилами записи звука в специальной компьютерной программе;
- самостоятельно проводить покадровые съемки, используя фотоаппарат;
- иметь представление о необходимом оборудовании для создания мультфильма, видеть идею, передаваемую мультфильмом (или её отсутствие);
- определять порядок действий, планировать этапы своей работы;
- различать различные виды декоративного творчества в анимации (рисунок, анимационные картинки, оживающий фон, куклы-марионетки и другие);
- знать профессиональные анимационные термины (монтаж, тайминг, раскадровка, фон, персонаж, сценарий и т. д.);
- знать название компьютерных программ, применяемых для съёмки перекладной мультипликации;
- знать, что компьютер предназначен не только для развлечений (человек-потребитель, а также для самореализации (человек-создатель).
- уметь наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное, отражать свои впечатления в творческих работах;
- осуществлять контроль: находить способы улучшения работы, самостоятельно вносить коррективы, самостоятельно оценивать свою творческую продукцию и выражать отношение к творческому продукту сверстника;
- уметь монтировать свой собственный мультфильм из слайдов и фотографий при помощи педагога;
- научится пользоваться ИКТ: пользоваться фотоаппаратом, устанавливать определённый ракурс при выполнении слайдов, передвигать персонажей сказки на сюжетном поле для достижения эффекта движения и др. ;
Приобщаясь к мультипликации, дети приобретут ни с чем несравнимый опыт самореализации в значимой для них деятельности, познакомятся с различными для них видами творчества. Работая вместе с взрослыми и сверстниками над созданием мультфильма, ребята осмыслят различные явления нашей жизни, научатся решать проблемы общения, сделают нравственный выбор. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации и навыков. Основным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного продукта – защита творческого проекта по созданию мультфильма.
1. Что такое мультфильм?
Знакомство с мультстудией :
-обсуждение известных детских мультфильмов, роли мультфильма в жизни детей;
-Просмотр разных видов анимационных фильмов; -беседы по содержанию мультфильмов;