Татьяна Александровна Моисеева
Дополнительная образовательная программа «Фантазёры»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная программа
Октябрь. Тайны природы и секреты ремесла
Сказ про старика Луконю
Неде
ля Содержание совместной деятельности взрослого и детей, задачи развития Практический результат
1 Берестяные туеса.
Художественное конструирование – экспериментирование.
Педагог рассказывает детям про старика Луконю; расширяет представление о художественных материалах, которые человек находит в природе и преобразует по закону «единства пользы и красоты». Знакомит с берестой как с видом традиционного искусства. Показывает способы художественной обработки. Дети рассказывают о березе вспоминают песни и стихи. Осваивают разные способы художественной обработки вместе делают бусы. Туески из бересты или материала в рабочей тетради; бусы, погремушки, маракасы и другие изделия из бересты.
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Фантазёры“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
2 Портреты и сюжеты (коллаж из осенних листьев)
Декоративно оформительская деятельность «коллаж».
Дети наблюдают листопад, собирают коллекцию осенних листьев разной формы и окраски; готовят материалы (листья и лепестки) для коллажа. Знакомятся с разными способами высушивания растений. Вспоминают о том, какие поделки делали с в средней группе из осенних листьев. Педагог советует создать осенние портреты и сюжеты (картины). Проводит игру «На что похож листок?». Продолжает знакомить с техникой коллаж. Формирует умение самостоятельно планировать работу, обдумывать и творчески реализовывать замысел.
Творческие работы детей, выполненные в технике коллаж, из осенних листьев и лепестков на тему «Портреты и сюжеты» (по выбору).
3 Подносы из Жостово (из осенних листьев и лепестков)
Декоративно оформительская деятельность «коллаж».
Педагог знакомит детей с искусством декоративной росписи по металлу, показывает жостовские подносы, рассказывает историю промысла, предлагает сравнить с плодородной землей, а яркие краски цветов и ягод – с колоритом осени. Дети любуются сравнивают композиции. педагог советует украсить подносы (показывает формы, вырезанные из картона черного цвета) необычным способом. Обращает внимание на листья и лепестки цветов. Дети догадываются, что подносы можно оформить в технике коллаж. «Подносы» - картонные силуэты черного цвета, оформление в технике коллаж из осенних листьев и лепестков по мотивам жостовской росписи.
4 Нарядные бусы от дедушки Лукони
Художественное конструирование – экспериментирование.
Педагог напоминает детям сказ про старика Луконю. Предлагает заглянуть в берестяной туесок. Дети достают и рассматривают различные природные материалы: ягоды рябины, мелкие шишки, желуди, орехи, листья семена. Беседуют о том, что все это найдено в лесу. Педагог спрашивает, что можно сделать из лесных даров. Показывает иглу с ниткой и предлагает смастерить настоящие бусы или дугие украшения для осени. показывает технику нанизывании я «бусин» на нитку с помощью иглы. советует сначала выложить узор на столе, чтобы выбрать чередование элементов.
Бусы или другие украшения, выполненные из различного природного материала способом «нанизования» с помощью иглы и нити.
Ноябрь. От ложки до матрешки
Сказ про мамушку Ладушку
Неделя Содержание совместной деятельности взрослого и детей, задачи развития
Практический результат
1 Румяные заплетушки от мамушки Ладушки (рогалики, плетенки, хворост).
Тестопластика (лепка из свободного или соленого теста)
Дети рассматривают разные виды изделий из сдобного теста, сравнивают их по форме, пытаются определить способ изготовления. Педагог читает сказ о мамушке Ладушке и знакомит детей с новыми способами изготовления кулинарных изделий из теста. Дети вместе с педагогом делают рогалики, плетенки, хворост. Различные виды изделий из сдобного или соленого теста.
2 Щи хлебать и плясовую играть
Декоративно – оформительская деятельность по мотивам хохломской росписи.
Педагог предлагает детям собрать коллекцию расписных ложек. Дети рассматривают ложки, сравнивают их по материалу, величине, длине ручки, глубине черпака, элементам оформления. Педагог показывает картонные формы ввиде ложек, предлагает оформить их по мотивам хохломской росписи. Дети рассматривают хохломские изделия и элементы декора. Расписывают заготовленные формы. Расписные ложки используются в театрализованной деятельности, сюжетно – ролевых играх.
3 Доски не простые – веселые расписные.
Декоративно – оформительская деятельность по мотивам Городецкой росписи.
Педагог знакомит детей со старинным Городецким промыслом. С наиболее известными (конь-качалка, разделочные доски, посуда игрушки). Дети любуются, сравнивают с предметами иных промыслов. Рисуют в художественных альбомах элементы декора. Затем на картонных формах виде разделочных досок выполняют роспись по мотивам Городецкой. Разделочные доски, оформленные детьми по мотивам Городецкой росписи.
Декабрь. Между молотом и наковальней
Сказ о Злат - кузнеце
Неделя Содержание совместной деятельности взрослого и детей, задачи развития Практический результат
1 Наша кузница.
Экспериментирование с металлом и фольгой.
Педагог знакомит детей с кузнечным ремеслом, читает сказ о Злат-кузнице. Возникает вопрос о том, как можно придать твердому металлу форму. Педагог в общих чертах раскрывает технологию предлагает детям «поиграть» в кузнецов – выковать предметы из фольги – материала напоминающего металл, но мягкого и пластичного. Дети экспериментируют с фольгой, создают изделия ручным способом. Изделия из фольги, созданные детьми разными способами: обворачивание предметов, моделирование по аналогии с лепкой из пластических материалов, тиснение, отпечатки, формовка.
2 Праздничная наковальня (елочные игрушки).
Художественное экспериментирование моделирование.
Педагог напоминает детям Сказ о Злат кузнице и советует «выковать» украшения для новогодней елки. Дети выбирают фольгу, создают игрушки украшения разными способами – скульптурным и каркасным; продумывают как игрушки будут размещать на елке. Педагог советует использовать ножницы. В свободное время дети мастерят атрибуты и украшения для любимых игрушек с учетом полоролевых интересов. Оригинальные игрушки и украшения из фольги
Сделанные детьми разными способами.
3 Игрушки и украшения из проволоки.
Художественное экспериментирование моделирование.
Педагог показывает детям мягкую проволоку и просит подумать, во что ее можно превратить. Дети свободно экспериментируют – изгибают проволоку, свивают, превращают в контурные фигурки. Педагог советует два вида материалов – проволоку и фольгу. Дети продолжают экспериментировать и приходят к выводу, что проволока позволяет создать каркас. Педагог направляет внимание детей на изготовление новогодних игрушек и подарков каркасным способом (цветок, бабочка, домик). Новогодние подарки, игрушки, сувениры, созданные каркасным способом. Отдельные фигурки можно соединить, чтобы получилась большая гирлянда.
4 Морозные украшения и угощения.
Дети сравнивают высказывания «кузней кует подкову» и «мороз сковал реку». Педагог вновь напоминает сказ про Злат-кузнеца и советует придумать Сказ про Деда Мороза –кузнеца. Дети вырезают из фольги каток передают способом «тиснение» узор от коньков, вырезают морозные узоры, катают льдинки, лепят ледяные фигурки (скульптуры). Педагог предлагает всем смастерить гирлянду сосулек. Показывает варианты моделирования сосулек (скручивание в пустотелый конус, раскатывание, сминание, свивание). Дети изобретают свои способы изготовления сосулек и нанизывают их на рбщий карниз – ленточку. Гирлянды сосулек изготовленных разными способами.
Январь. Пряники – кирпичики – запеченные личики.
Сказ про Прянуху Медовича
Неделя Содержание совместной деятельности взрослого и детей, задачи развития Практический результат
1 Пряничные человечки.
Тестопластика по народным мотивам.
Дети составляют коллекцию пряников, сравнивают по форме и декору; вспоминают как они делали пряники –витуши в средней группе. Педагог читает Сказ про Прянуху Медовича и предлагает освоить силуэтный способ изготовления пряников. Дети замешивают пряничное или соленое тесто и эксперементируют с формочками для выпечки. Затем педагог советует усложнить технику – вырезать из бумаги силуэты человечков и использовать их в качестве лекала. Дети осваивают технологию. Силуэтные пряники.
2 Горячие картины «Мечтаем о лете» (изразцы с растительным орнаментом).
Педагог спрашивает детей, бывают ли горячие картины и где их можно увидеть. Рассказывает растительных мотивах в декоративно-прикладном искусстве. Предлагает рассмотреть варианты изразцов в наглядно- методическом пособии. Дети задумывают свой растительный мотив и лепят из глины или соленого теста. Выставка горячих картин в группе.
3 Изразцы и пряники (зооморфные мотивы).
Педагог напоминает Сказ про Прянуху Медовича. Показывает горячих человечков и горячие картины – изразцы. Спрашивает чем они похожи и чем отличаются. Дети сравнивают изделия по форме материалу, назначению, месту изготовления и другим признакам. Рассматривают изразцыс зооморфным орнаментом в наглядно-методическом пособии. педагог советует слепить пары изделий на одну и ту же тему – с изображением одного и тог же животного. Дети задумывают образ и лепят его двумя способами: силуэтным пряник и рельефным изразец Пары изделий изображающих одно и тоже животное. Силуэтные пряники дети дарят или сами дегустируют. Картины служат для игру в геометрическую мозаику.