Ольга Помазуева
Дополнительная развивающая программа «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики рук у детей второй младшей группы. 1 часть
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная развивающая программа «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики рук у детей II мл. гр. (3–4 года) -1 часть
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел
1.1Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи реализации Программы
1.3. Принципы и подходы к реализации Программы
Темочки:
- Мелкая моторика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1.4. Значимые для разработки Программы характеристики
1.5. Средства, методы и особенности реализации Программы
1.6. Планируемые результаты освоения программы
II. Содержательный раздел
2.1. Календарный учебный график
2.2. Содержание программы (тематическое планирование образовательной деятельности)
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение.
3.2 Список литературы.
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Развивающая Программа «Умелые пальчики» (далее Программа) для детей второй младшей группы разработана в соответствии с ФГОС ДО. Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и навыков ручной умелости.
Работа по Программе планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 2 раза в неделю по 15 минут во второй половине дня. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Данная Программы способствует развитию личности каждого ребенка, обеспечивает единство целей и задач и сочетает интеграцию образовательных областей.
1.2. Цель, задачи реализации Программы
Цель программы - развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Задачи программы :
Образовательные:
• формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
• формирование практических умений и навыков;
• обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие :
• развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
• совершенствование движений рук;
• развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
• развитие речи детей.
Воспитательные:
• воспитывать в детях усидчивость.
• воспитывать внимательность к выполнению заданий.
• способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
1.3. Принципы и подходы к реализации Программы
• Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С. Л. Рубинштейну).
• Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
• Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
• Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности.
Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Программа обеспечивает развитие мелкой моторики рук и речи детей в возрасте 3-4 лет. Именно в этом возрасте очень важно уделять внимание данному направлению, т. к. работа пальцами и разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует у детей 3-4 лет развитие мышления, внимания, воображения, речи, памяти; помогает подготовить руку к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает развитие навыков письма.
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
• выполнять пальчиковую гимнастику;
• вытягивать указательный, средний, большой пальцы;
• нанизывать пуговки на нить;
• застегивать и расстегивать все виды замочков, пуговиц;
• закрашивать карандашами картинку в пределах контура;
• обводить по пунктирным линиям;
• повторяет простые фигуры по образцу;
• лепить шарики, колбаски;
• разрезать лист бумаги.
1.5. Средства, методы и особенности реализации Программы
Методы и приемы:
• словесные (дидактические игры,рассказы, объяснения, беседы)
• наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)
• практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)
• игровые (различные дидактические игры)
Для развития моторики рук используются следующие приемы:
• самомассаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
• рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание)
Формы работы:
• упражнения для массажа рук;
• упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук;
• упражнения без предметов;
• упражнения с различными предметами;
• уимнастика для пальцев;
• упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук;
• разучивание стихов – основы, на которой развивается речь и чувство ритма;
• проговаривание речевого материала
• комментирование пальчиковых действий.
1.6. Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы «Умелые пальчики» ребенок:
• ориентируется в пространстве и на микроплоскости;
• быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук;
• выполняет задания по словесной и зрительной инструкции;
• увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;
• возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
• дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
• у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, мышление, воображение, речь.