Татьяна Геннадьевна Романова
Дополнительная программа «Веселый язычок»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная программа
МБОУ Камышинская СОШ структурное подразделение детский сад «Росинка»
ПРИНЯТО:
Советом педагогов
МБОУ Камышинская СОШ
структурное подразделение
детский сад «Росинка»
Дополнительная программа
«Веселый язычок»
Логопед: Романова Татьяна Геннадьевна
Оглавление
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ:
Пояснительная записка.
Публикация «Дополнительная программа „Веселый язычок“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Овладеть звуковой стороной языка означает научиться воспринимать звуки и правильно произносить их. Но малышам не всегда это удается. Так, трудные для произношения звуки заменяются более доступными и легкими: [р] на [л], [ш] на [с], [ж] на [з] отмечаются и другие замены. Твердые согласные звуки нередко заменяются мягкими («зяйка» вместо «зайка»). В результате дети затрудняются в произнесении многосложных слов, заменяют или пропускают отдельные звуки, переставляют слоги, укорачивают слова. Например: «лисапет» — велосипед, «пигин» — пингвин, «тевелизол» — телевизор, «мисанел» — милиционер, «кафета» — конфета. Голосовой аппарат ребенка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются различными интонациями.
Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.). Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.
У ребёнка органы артикуляции развиты ещё слабо, поэтому следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.
Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:
1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени формирования тонких движений пальцев рук.
2. Формирование правильного речевого дыхания. Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что это управляемый процесс.
3. Развитие фонематического слуха. Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух.
Цели и задачи.
Исходя их вышесказанного, основной целью данной рабочей программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции.
Задачи:
1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.
2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата
3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).
4. Развивать движения кистей и пальцев рук.
5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания.
Структура и содержание.
Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой.
1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог
2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки)
4. Музыка – используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр.
5. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
6. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самосассаж для укрепления физического здоровья детей
7. Художественное творчество – развитие продуктивной деятельности детей (лепка, рисование, конструирование)
Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главные герой занятий кружка – это игрушки сделанные своими руками, шуршалки.
Программа построена на основе книги Нищева Н. В. «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет» 2016г.
Планируемые результаты.
Контроль учёт знаний и умений осуществляется за счёт проведения мониторинга, в котором учитываются следующие показатели усвоения детьми программы :
- чистота звукопроизношения;
- автоматизация звуков в речи;
- умение строить предложения;
- умение произносить монолог, чётко высказываться;
- умение вступать в диалог.
Виды контроля и мониторинг:
Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом (ФГОС);
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Список детей, посещающих кружок
«Веселый язычок» на 2021-2022 учебный год
Тематическое планирование занятий по кружковой деятельности.
Тема Октябрь
Ход занятия, форма работы Цели и задачи
1 неделя «В мире животных» 1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок пил чай с друзьями»
(см. Н. В. Рыжова стр. 6-7)
2. Пальчиковая гимнастика: «В лесу».
3. Подвижная игра: «Лиса-чудница».
4. Упражнения «Сдуй бабочку»; «Звукоподражания животным»
5. Игра-имитация «Заячья зарядка»
(см. Ладутько Л. К. ,стр. 69, зад. 5)
6. Этюд «Встреча с другом».
7. Дидактическая игра: «Кто здесь живёт?»
2 неделя «Овощи и фрукты» 1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок отметил день рождения»
(см. Н. В. Рыжова стр. 7-9)
2. Пальчиковая гимнастика: «Изобрази»
3. Дидактическая игра: «Кто в саду»
4. Комплекс упражнений «Ракета»
5. Стихотворение «Сапожки»
6. Игра «Клубочек»
7. «Собери корзину с овощами или фруктами»
Нищева Н. В. Стр 159 - Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;
- Развитие пальчиковой моторики;
- Развитие общей моторики;
- Формирование навыков речевого дыхания;
3 неделя «Деревья» 1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок ходил в гости к белочке»
(см. Н. В. Рыжова стр. 9-10)
2. Игра с мячом «Скажи наоборот»
3. Игра «Кто больше назовет слов, относящихся к осени?
4. Чистоговорка
Нищева Н. В. Стр 100 - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;
- Употребление сравнительной степени наречий;
- Употребление падежных форм существительных во множественном числе;
- развитие памяти.
4 неделя «Грибы» 1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок варил грибной суп»
(см. Н. В. Рыжова стр. 10-11)
2. Пальчиковая гимнастика «Грибы»
3. Отгадывание загадок по теме
4. Игра «Удачливый грибник»
Нищева Н. В. Стр 161 - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;
- Развитие пальчиковой моторики;
Ноябрь
1 неделя «Мой город» 1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок строил дом»
(см. Н. В. Рыжова стр. 37-39)
2. Пальчиковая гимнастика «Дом»
3. Игра «Здесь и там»
4. Речевая игра «Великан и гномик»
5. Чистоговорка
Нищева Н. В. Стр 177 - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;
- Развитие пальчиковой моторики;
- Употреблять существительные во множественном числе;
- употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме.
2 неделя «Моя семья» 1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок нашел друга»
(см. Н. В. Рыжова стр. 19-20)
2. Пальчиковая гимнастики «Моя семья»
3. Этюд «Дружная семья»
4. Игра «Мой дом»
5. Игра: «Дочки-матери».
Нищева Н. В. Стр 357 - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;
- Развитие пальчиковой моторики;
- Снятие эмоционального напряжения;
3 неделя «Домашние птицы»
1. Артикуляционная гимнастика «Как Мишка искал мед»
(см. Н. В. Рыжова стр. 22-24)
2. Отгадывание загадок по теме
3. Речевая игра «Кто кем был»
4. Пальчиковая игра с музыкой «Пять утят»
5. Игра «Кто лишний и почему»
6. Загадки
Нищева Н. В. Стр 168 - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;
- развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний;
4 неделя «Одежда и обувь» 1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок гулял в лесу»
(см. Н. В. Рыжова стр. 24-25)
2. КРД «Помогаем маме»
3. Отгадывание загадок по теме
4. Игра с мячом «Скажи ласково»
5. Игра: «Чья это вещь?»
Нищева Н. В. Стр 163
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;
- Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции;
- Образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса – ин-
Декабрь
1 неделя «Зима» 1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок навещал любимых питомцев»
2. Игра «Доскажи словечко»
3. Пластические этюды «Зима»
4. Упражнение «Вьюга»
5. Игра «Бывает - не бывает»
Нищева Н. В. Стр 165 - Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;
- Изменение существительных по падежам; правильное употребление потребление предлогов;
- Снятие эмоционального напряжения;
- Развитие речевого дыхания и голоса;
- Развитие внимания.
2 неделя «Зимующие птицы» 1. Артикуляционная гимнастика «Снеговики радуются морозу»
2. Пальчиковая гимнастика
3. Звукоподражание птицам
Снегирь: «Фью-фью-фью»
Чайка: «Га-ак-аг-аг, гре-гри»
Синица: «Кик-кик-кик»
Воробей: «Чик-чи-рик»
4. Игра «Назови ласково»
5. Игра «Объясни слова Незнайке»
Нищева Н. В. Стр 166 - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;
- Развитие пальчиковой моторики;
- Развитие речевого дыхания и силы голоса;
- учить употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме;
- учить объяснять трудные слова.
3 неделя «Человек. Части тела» 1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок спас ворону от кошки»
(см. Н. В. Рыжова стр. 40-41)
2. Пальчиковая гимнастика с музыкой «Разминка»
3. Речевая игра «Для чего?»
4. Игра «Найди ошибку Незнайки и скажи правильно»
5. Игра «Один-много»
Нищева Н. В. Стр 74
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;
- Развитие пальчиковой моторики;
- учить отвечать полными предложениями;
- развивать внимание;
4 неделя «Новый год» 1. Артикуляционная сказка «Новый год»
2. Пальчиковая гимнастика
3. Обыгрывание ситуации «Новый год»
4. Пальчиковый театр «Теремок»
Нищева Н. В. Стр 356 - Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;
- Развитие пальчиковой моторики;
- Учить изображать действия сказочных персонажей и зверей;
- Формирование всех компонентов речи через инсценировку сказки.
Январь
2 неделя «В мире сказок» 1. Артикуляционная сказка «Маша и медведь»
2. Пальчиковая игра «Про курочку Рябу»
3. Пальчиковый театр «Репка»
4. Дидактическая игра «Угадай сказку»
Нищева Н. В. Стр 458 - Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;
- Развитие памяти и мелкой моторики;
- Формирование всех компонентов речи через инсценировку сказки;
- Учить отгдывать сказку по иллюстрациям.
3 неделя «Зимние забавы» 1. Артикуляционная сказка «Однажды в зимний день»
2. Пальчиковые игры по мотивам народных сказок «Теремок»
3. КРД «Игры зимой»
4. Этюды «Что ты будешь делать на прогулке»
Нищева Н. В. Стр 602 - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;
- Снятие эмоционального напряжения;
- Развитие памяти и мелкой моторики;
4 неделя «Профессии» 1. Артикуляционная гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика
3. Речевая игра с мячом «Кто чем занимается»
4. Игра «Кто чем работает»
Февраль
1 неделя «Мебель» 1. Артикуляционная гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»
3. Игра «Какая это мебель»
4. Загадки по теме
5. Игра «Без чего не бывает»
Нищева Н. В. Стр 164 - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;
- Развитие памяти и мелкой моторики;
- Образование прилагательных;
- Учить отгадывать загадки;
- Развивать память, внимание.
2 неделя «Материалы и инструменты» 1. Артикуляционная гимнастика
2. «Составление простых предложений по демонстрации действий»
3. Игра «Один-много»
Нищева Н. В. Стр 457 - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;
- развивать связную речь, мышление, тонкую и общую моторику, ловкость, координацию движений.
3 неделя «Защитники Отечества» 1. Артикуляционная гимнастика
2. «Составление простых предложений по демонстрации действий»
4 неделя «Продукты питания» 1. «Пальчиковые игры по мотивам народных сказок «Про курочку Рябу»
2. Игра «Как называется»
3. Чистоговорка
4. Игра «Что делали с этим продуктом»
Нищева Н. В. Стр 421 - Развитие памяти и мелкой моторики;
- Образование прилагательных;
- Употребление глагольных форм
Март
1 неделя «Весна. Приметы весны» 1. Пальчиковые игры «Домики для пальчиков»
2. КРД «Шаловливые сосульки»
3. Игра «Ответь правильно»
4. «Скажи наоборот»
Нищева Н. В. Стр 172 - Развитие памяти и мелкой моторики;
- Учить отвечать полным предложением;
- Употребление слов с противоположным значением.
2 неделя «8 Марта – Женский день» 1. Пальчиковая игра «Наши мамы»
2. Игра «Назови ласково»
3. «Расскажи, какая твоя мама»
Нищева Н. В. Стр 172 - Развитие памяти и мелкой моторики;
- Учить составлять рассказы, использовать в речи распространенные предложения.
3 неделя «Посуда» 1. Пальчиковые игры по мотивам народных сказок «Кот, петух и лиса»
2. Игра «Какая у нас есть посуда?»
3. «Где живут продукты»
Нищева Н. В. Стр 164 - Развитие памяти и мелкой моторики;
- Развивать речь, правильно употреблять в речи предлоги.
4 неделя «Электроприборы» 1. Пальчиковая игра «Что за шум на этой кухне»
2. Игра «Какой у нас есть прибор?»
Нищева Н. В. Стр 15
- Развитие памяти и мелкой моторики;
- Учить отвечать полным предложением;
- Употребление слов с противоположным значением.
Апрель
1 неделя «Зоопарк. Животные жарких стран» 1. Артикуляционная сказка «Зоопарк»
2. Пальчиковая игра с музыкой «У жирафов»
Нищева Н. В. Стр 156
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;
2 неделя «Космос» 1. Логопедическая гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика «Звездочет»
3. Игра «Посылка»
Нищева Н. В. Стр 366
- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;
- Развитие пальчиковой моторики;
- Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
3 неделя «Перелетные птицы» 1. Логопедическая гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика «Прилетели к нам грачи»
3. Игра «Посылка»
Нищева Н. В. Стр 63
- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;
- Развитие пальчиковой моторики;
- Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
4 неделя «Транспорт» 1. Логопедическая гимнастика
2. Игра-лото: «Транспорт»
3. Подвижная игра: «В гости» (см. Н. П. Мещерякова «Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников»)
4. Комплекс упражнений
«Ракета»
5. Подвижная игра «Выбирай машину»
6. Дидактическая игра «Куда пойдёшь, там и найдёшь»
7. Лексическая тема «Транспорт»
Нищева Н. В. Стр 184 - Укрепление мышц артикуляционного аппарата;
- Развитие пальчиковой моторики;
- Развитие динамической координации крупной моторики;
- Формирование навыков речевого дыхания;
- Развитие воображения и
ассоциативно-образного мышления;
- Развитие пространственных
направлений по отношению
к собственному телу;
- Задания на закрепление
знаний по лексической теме.
Май
1 неделя «Насекомые» 1. Артикуляционная сказка «Божья коровка»
2. Пальчиковая игра с музыкой «Паучок»
3. Упражнение «Звукоподражания насекомым»
4. Загадки
Нищева Н. В. Стр 194
2 неделя «Школьные принадлежности» 1. Пальчиковая гимнастика «В портфеле»
2. Игра «Сосчитай до 5»
3. Загадки
4. Игра «Заверши предложение»
Нищева Н. В. Стр 145 - Развитие памяти и мелкой моторики;
- Согласование существительных с числительными.
- Учить отгадывать загадки и объяснять ответ;
- Учить дополнять предложения.
3 неделя «Первоцветы» 1. Артикуляционная сказка «Ландыш»
2. Пальчиковая гимнастика «Цветы»;
3. Загадки на тему
4. Дидактическая игра «Назови цветы правильно»
Нищева Н. В. Стр 278 - Укрепление мышц артикуляционного аппарата;
- Развитие пальчиковой моторики;
- Учить отгадывать загадки и объяснять ответ
4 неделя «Лето» 1. Артикуляционная сказка «Летний денек»
2. Пальчиковая гимнастика «Дождик»
3. Составление рассказа «Что я буду делать летом»
Нищева Н. В. Стр 324 - Укрепление мышц артикуляционного аппарата;
- Развитие пальчиковой моторики;
- Учить составлять описательные рассказы, используя в речи распространенные предложения
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ;
Увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
1. «Цветочек». Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек (вдохнуть аромат).
2. «Одуванчик» (проводится на свежем воздухе). Сорвать одуванчик, подуть на него так, чтобы с первого-третьего раза слетели все пушинки.
3. «Узнай по запаху». Узнать яблоко, сок, духи и т. п. по запаху (сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми).
4. «Свеча» («Задуй свечу»). Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так, чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» - задуть свечу резким выдохом.
5. «Костёр». Воспитатель кладёт перед детьми картинку (или макет) костра из полосок тонкой бумаги. Детям предлагается «раздуть угасающий костёр», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
6. «Не разбуди игрушку». Дети двигаются шагом под музыку в четырёхдольном размере. На первую, вторую долю – два коротких шага и вдох носом, на третью-четвёртую доли – остановка и долгий выдох.
7. «Погрей руки». Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.
8. «Султанчик». Детям предлагается долго дуть на султанчик из полосок бумаги или цветных перьев на палочке, на цветные метёлочки, на хвосты у птичек или лошадок, на плавники у рыбок, на «хвостики» у девочек и т. п.
9. «Листья шелестят». Детям предлагают полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикреплённые к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики, так, чтобы они отклонялись и шелестели.
10. «Чья птичка дальше улетит». Фигурки птичек из тонкой бумаги ставят на самый край стола. Двое детей садятся – каждый напротив своей птички – и по сигналу дуют на неё. Продвигать птичек нужно только на выдохе. Остальные дети следят: чья птичка дальше улетит (проскользит по столу?
11. «Бурлящая вода». Детям предлагается подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить.
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков.
Цель. Отработка удлинённого выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.
1. «Ветерок».
Педагог:
Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф…
И качает так листок – Ф-Ф-Ф…
Выдох спокойный, ненапряжённый.
Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф…
И качает так листок – Ф-Ф-Ф…
Активный выдох.
Дует ветерок, качаются осенние листочки и поют свои песенки…
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый - А-А-А…
Рябиновый – И-И-И…
Берёзовый – О-О-О…
Дубовый – У-У-У…
Дети хором поют: «А-А-А», «И-И-И», «О-О-О», «У-У-У».
2. «Трубач».
Сидя, медленно вдыхая, громко произносить: ПФ-Ф-Ф. Повторить 4-5 раз.
3. «Ёжик»
Сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади, согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди – медленный выдох на звуке Ф-Ф-Ф-Ф_. Выпрямить ноги – вдох (4-5 раз).
4. «Регулировщики»
Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлинё нного выдоха произносить: Р-Р-Р-Р-Р (5-6 раз).
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.
1. «Часики».
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд-назад, произносить: тик-так.
2. «Петух».
Встать прямо, руки опущены. Поднять руки в стороны, затем похлопать ими по бёдрам. Выдыхая произносить ку-ка-ре-ку.
3. «Паровозик».
Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и приговаривая: чух-чух-чух.
4. «Дровосек».
Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить – вниз медленный выдох с произнесением слова ух-х-х-х.
5. «Гуси летят».
Медленная ходьба в течении 1-2 минут. Поднимать руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох, произносить: гу-у-у-у.
Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов.
Цель: Тренировка удлинённого выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.
1. Произнесение ряда слов на одном выдохе.
Вдох – папа, папа; пока, пока, кипа; папа, пока, кипа, пика и т. п.
2. Перечисление названий месяцев.
Например: январь, февраль; январь, февраль, март и т. д.
3. Перечисление времён года.
Зима; зима, весна; зима, весна, лето.
Дыхательно-голосовые упражнения на материале предложений, фраз.
1. Произнесение фразы с постепенным усложнением.
Цель: Тренировка удлинённого выдоха с одновременным произнесением фразы.
Во время беседы по сюжетной картинке, произносится короткая фраза. Первый ребёнок повторяет фразу, дополняя её одним словом, второй – ещё одним и т. д. Фраза должна произноситься на одном выдохе.
2. «Цветы».
Артикуляционная гимнастика
Комплекс №1
(сентябрь)
«Жуём блинчик»
Вот опять язык свернулся,
В зубы нижние уткнулся.
Двину чуть его вперед,
Разжую его вот-вот.
«Гармошка»
Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз –
У нее такой круиз.
Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -
«Домик открывается».
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Комплекс №2
(октябрь)
«Маляр»
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок», делая движения языком вперёд-назад.
«Барабанщик»
За зубами в бугорок
Бьёт широкий язычок.
Комплекс №3
(ноябрь)
«Лошадка»
Рот широко открываю,
К нёбу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок.
И раздается щелчок.
«Грибок»
Широко открою рот,
Будто щелкну я вот-вот.
Присосу язык на нёбо,
Челюсть вниз – и вся учеба.
Комплекс №5
(январь)
«Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким – узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
«Маятник»
Влево-вправо кончик ходит,
Будто места не находит.
«Шарики» (поочерёдное надувание щёк)
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
«Вкусное варенье»
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
«Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхней
губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка»
вверху за зубами)
На верхнюю губку,
На верхние зубки,
За зубки скачок –
Комплекс №7
(март)
«Качели»
«Чашкой» вверх
И «горкой» вниз
Гнется мой язык –
Артист!
«Пароход»
Вывожу язык вперед,
Закушу его – и вот:
«Ы» тяну – и к нам идет
Белый-белый пароход.
«Покусаем язычок»
Выдвигай свой язык,
Чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня
Я кусаю все проворней.
Комплекс №8
(апрель)
«Улыбка»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Театрализованные игры.
1. ТРИ МЕДВЕДЯ
Театрализованная игра
(Развитие мимики и жестов)
Раздаточный: У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки
Ход игры
Воспитатель: Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Дети отвечают.)
В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула, А,в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают.) вспомните, кто первый зашел в избушку? Покажите, как он вошёл. (Дети при помощи мимики и жестов изображают медведей).
Воспитатель.
Как идет папа-медведь? Медленно, тяжело.
А как идёт мама-медведица?
Как идет Мишутка?
4. ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Используемая литература:
1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб. : «Литера», 2010. – 64 с. : ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
2. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе.
3. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб. : «Литера», 2010. – 96 с. : ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
4. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно.
5. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
6. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с4 -7 лет)
Интернет ресурсы:
1.https://www.logoped.ru/skotes30.htm;
2.https://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-5/defektologija
3.https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/07/16/rabochaya-programma-vospitaniya-i-obucheniya-detey-s-narusheniyami