Получи документы

Дополнительная программа «Пластилинография» для детей 4–5 лет

Наталья Богдан
Дополнительная программа «Пластилинография» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности

«Пластилинография»

для детей 4-5лет

(Срок реализации 1 год)

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.

Темочки:

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, был разработан кружок художественной направленности “Пластилиннография ”- основной идей которой является рисования картин – пластилином.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.

С раннего возраста детей знакомят с пластилином : ребёнок учится раскатывать его в руках, размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать, формируя примитивные фигуры и соединяя их между собой. Такой податливый материал, как пластилин, является идеальным инструментом для маленького творца.

У ребенка, занимающегося пластилинографией, развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

Такое построение занятий кружка способствует более успешному освоению образовательной программы.

Отличительная особенность программы является то, что в ней успешно совмещены два любимых детьми вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение. Ведь практически все дети дошкольного и младшего школьного возраста любят рисовать и лепить, но часто стесняются своей неумелости.

Особенностью программы является еще и то, что даже не обладая очень высокими способностями изобразительной деятельности, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь, получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. Ребенок растет уверенным, спокойным, а значит счастливым, а это одна из важнейших задач каждого педагога.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы : Развитие художественно – творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии.

Задачи:

Обучающие:

-знакомить с новым способом изображения – пластилинографией;

-формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;

-формировать умение сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета.

Развивающие:

-развивать у детей интерес к художественной деятельности, к процессу и результатам работы;

-способствовать повышению речевой активности детей;

-развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию, осязание и тактильно-двигательного восприятия, зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги.

Воспитательные:

-воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;

-воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус;

-воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

2. Содержание программы.

2.1 Учебный план обучения

Название разделов

Знакомство с техникой пластилинографии

«У нас в гостях пластилин»

«Осенняя сказка»

«Животные»

«Новогодний калейдоскоп»

«Насекомые»

«Сказочная страна»

«Аквариум»

«Космос»

«Цветочная поляна»

2.2. Учебно-тематический план

Знакомство с техникой пластилинографии

«У нас в гостях пластилин»

«Солнышко»

«Радуга-дуга не давай дождя»

«Воздушные шары»

Салютики над городом».

«Облака»

«Дождик проказник

«Цветные зонтики»

Осенняя сказка

«Листочки»

«Осенние подарки»

«Корзинка с фруктами»

«Ягоды и яблоки»

«Осеннее дерево»

«Виноград»

«Ветка рябины

«Гриб-мухомор»

Животные

«Кошка»

«Барашек»

«Зайкасеренький»

«Ёжик»

«Медвежонок»

Новогодний калейдоскоп

«Снежинка»

«Снеговик»

«Снегири на веточках»

«Новогодняя ветка»

«Ёлочка»

«Ёлочнаяигрушка».

«Узоры на окнах»

Насекомые

«Улитка»

«Гусеница»

«Бабочка-красавица»

«Стрекоза»

«Божья коровка»

«Налугу»

Сказочная страна

«Чебурашка»

«Любимые игрушки»

«Весёлыйклоун»

Сказка «Теремок»

Акариум

«Чудесные рыбки»

«Осьминожки»

«Черепашка»

«Кит»

«Лягушка»

«Аквариум»

Космос

«Звездное небо»

«Весёлая комета»

«Ракета»

«Наша планета»

Цветы

«Одуванчики – цветы, словно солнышки желты»

«Цветик-семицветик»

«Ромашка»

«Цветочная поляна»

«Букет для мамы»

Тема (Программное содержание)

Знакомство с техникой пластилинографии.

Знакомство детей с техникой пластилинографии, техникой безопасности, материалами и инструментами, используемыми на занятиях.

Радуга-дуга не давай дождя»

Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.

- Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук.

-формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.

«У солнышка в гостях»

Продолжать обучению скатывания и примазывания,

«Воздушные шары»

Закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.

«Салютики над городом».

Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией;- учить детей крепить комочки пластилина на основу (цветной картон) в виде мазков (с помощью большого или указательного пальца);

«Облака»

Учить передавать ощущения подвижности и легкости облаков приемами заглаживания и размазывания пластилина стекой.

«Дождик проказник»

Освоение приемов: ощипывание и размазывание маленьких комочков пластилина, закрепление приема скатывания.

.«Цветные зонтики»

Учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета. Учить работать в заданном пространстве, не заходя за контур. Продолжать учить приему размазывания.

«Листочки»

Продолжать учить детей размазывать пластилин в одном направлении, делая его более выразительным.

«Осенние подарки»

Формировать умение создавать выразительный образ посредством объёма и цвета новым способом изображения; продолжать учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу в определенном порядке, создавая изображение.

«Корзинка с фруктами»

Учить лепить предметы круглой формы, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы; формировать интерес к работе с пластилином; овладение приемом ощипывания.

«Ягоды и яблоки»

Учить детей вдавливать детали в пластилин; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику; учить передавать в лепке впечатления от окружающего.

«Осеннее дерево»

Обучение приемам работы с новой техникой «пластилинография» : знакомство с новыми приемами (скатывание, надавливание и размазывание); формирование интереса к лепке; обучение умению ориентироваться на листе бумаги; развитие мелкой моторики.

«Виноград»

Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладонями и расплющивать пальцем.

Ветка рябины

Продолжать формировать умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. Закреплять умение расплющивать шарики, произвольно располагать их по поверхности.

«Гриб-мухомор»

Совершенствовать технику скульптурной лепки; закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности.

Кошка

Учить лепить туловище кошки путем выгибания «столбика», оттягивания лапок.

«Барашек»

Продолжать учить работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании.

«Зайка серенький»

Продолжить знакомить детей с техникой пластилинографии, формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки. Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.

«Медвежонок»

Формировать умение отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать его по поверхности. Развивать чувство формы и композиции

«Ёжик»

Учить детей использовать в своей работе комбинированный способ лепки; передавать форму и пропорциональное соотношение частей тела; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику

«Снежинка»

Обобщать знания и впечатления детей о зиме. Формировать умение раскатывать колбаски, жгутики разной длины, выражать в художественно-

творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок.

Снеговик

Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму. Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.

«Снегири на веточках»

.Научить детей изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску). Закрепить приемы скатывания, расплющивания, примазывания, деление на части.

«Новогодняя ветка»

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии; формировать интерес к работе с пластилином; воспитывать аккуратность и усидчивость.

«Ёлочка»

Формировать умение создавать знакомый образ посредством пластилина на горизонтальной плоскости; закреплять навыки раскатывания, сплющивания; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику

«Ёлочная игрушка»

Продолжать учить размазывать пластилин в ограненном пространстве;

формировать прием размазывания пластилина подушечкой пальца;

показать детям способ обведения контура рисунка пластилином (тонкой линией, либо жгутиком);

«Узоры на окнах»

Учить детей рисовать узоры на окнах в технике пластилинографии.

Учить детей создавать узоры на окнах, используя различные приспособления: стеки, печатки.

Закреплять приём размазывания.

«Улитка»

Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику

«Гусеница»

Научить ребенка отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга.

«Бабочка-красавица»

Расширить представления и знания об особенностях внешнего вида бабочки; закреплять умение лепить из пластилина, используя изученные приёмы и способы (смешивание цветов).

«Стрекоза»

Учить изображать стрекозу с помощью жгутиков, выкладывать их для получения нужной формы, продолжать воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

«Божья коровка»

Продолжать вызывать интерес к окружающему миру насекомых; продолжать учить крепить пластилин в ограненном пространстве;

закреплять навыки раскатывания пластилина прямыми и круговыми движениями между ладоней (для получения круглой формы и столбика);

«На лугу»

Учить продумывать рисунок на заданную тему, используя технику – «рисование жгутами», для выразительности работы использовать стеку, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

«Чебурашка»

Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей; развивать мелкую моторику рук; доставить детям радость от встречи с любимым героем; формировать интерес к работе с пластилином.

«Любимые игрушки»

Продолжать работу по созданию любимого образа; совершенствовать навыки лепки; воспитывать эстетический вкус, аккуратность; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику

«Весёлый клоун»

Формировать умение лепить фигуру конструктивны способом, передавая форму, величину, и пропорции тела; развивать мелкую моторику; воспитывать интерес к изготовлению игрушек своими руками; формировать интерес к работе с пластилином.

Сказка «Теремок»

Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности в создаваемых объектах; развивать умение согласованно выполнять общую работу; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику, творчество, работать коллективно.

«Чудесные рыбки»

Расширить представления и знания детей об особенностях внешнего вида рыб; совершенствование скульптурного способа лепки; развивать глазомер, чувство пропорции; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

«Осьминожки»

Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей; развитие умения лепить фигуру из отдельных частей, передавая их форму и пропорции; упражнять в приемах скатывания и раскатывания и соединения деталей в одно целое.

Морская черепашка

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания).

«Весёлый лягушонок»

учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида животных в своей работе; упражнять в приемах скатывания, раскатывания и сплющивания; воспитывать аккуратность в работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

«Кит»

Из целого куска пластилина лепить изображение, из маленьких кусочков –плавнички. продолжать учить прикреплять плавники. Продолжать учить пользоваться стекой для оформления изделия.

«Аквариум»

Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу в определенном порядке, создавая изображение; формировать интерес к работе с пластилином; способствовать развитию фантазии; развивать мелкую моторику

«Звездное небо»

Побуждать интерес к созданию картины со звездами, кометами. Развивать чувство формы и композиции. Поощрять самостоятельную деятельность. Учить самостоятельно подбирать приемы воплощения замысла, совершенствовать навыки лепки «колбаски» и округлых форм, учить в работе пользоваться стекой, продолжать воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

«Весёлая комета»

Освоение техники рельефной лепки; познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой; развивать чувство формы и композиции.

«Ракета»

Закреплять умение использовать в работе знакомые приё мы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.

«Одуванчики – цветы, словно солнышки желты»

Учить создавать образы растений в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином.

«Цветик-семицветик»

Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.

Закреплять умение использовать в работе знакомые приё мы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.

«Ромашка»

Закреплять умение использовать в работе знакомые приё мы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.

Цветочная поляна

Продолжить знакомить детей с техникой пластилинографии, формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки. Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.

2.3. Планируемые результаты.

В результате обучения по программе ребёнок будет знать :

-основные приемы лепки, виды пластилинографии;

-сочетание цвета, композиционное построение.

В результате обучения по программе ребёнок будет уметь :

- передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;

- не выходить за контур рисунка,

- размазывать пальчиком пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- умеют пользоваться специальной стекой

- доводить дело до конца

- аккуратно, выполнять свои работы

- выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

- действовать по образцу воспитателя

- действовать по словесному указанию воспитателя

Комплекс организационно-педагогических условий.

Форма аттестации

Для диагностики уровня овладения программы по пластилинографии используются индивидуальные диагностические задания, где определяется уровень овладения приёмами и техниками лепки.

Освоение программы оценивают по следующим критериям, которые вносят в диагностическую карту:

С – сформирован.

ЧС – частично сформирован.

НС – не сформирован.

Диагностическая карта изучения реализации программы

Педагог: ___

Год обучения: ___

4. Список литературы.

1. Грибовская А. А. Занятия по изобразительной деятельности: коллективное творчество. М; 2009

2. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» - 1,2. – М. : Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.

3. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. Издательство «Скриптория- 2003» 2011

4. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007

5. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)

6. Лебедева Е. Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина». Издательство: Айрис- пресс. 2008

7. Лыкова И. А. «Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка». Издательство: Мир книги. 2008

8. Орен Р. Лепка из пластилина : развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010

9. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.

10. Е. А. Румянцева. Простые поделки из пластилина. Серия: " Внимание: дети!" 2009

11. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2003

12. Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. М; 2010

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор»Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор» Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор» (подготовительная группа) Содержание:.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет — организационный раздел III. Организационный раздел 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Для обеспечения выполнения.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — способы направления инициативы детей) 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение,.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная программа «Пластилинография» для детей 4–5 лет
Опубликовано: 22 июня 2024 в 23:14
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная программа «Пластилинография» для детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Богдан (УИ 1324518) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
30 декабря 2024 понедельник
31 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД