Лариса Бокова
Дополнительная программа «Лего-конструирование детей 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная программа
технической направленности
ЛЕГО – конструирование
в старшей, подготовительной к школе группе №4
«ЛЕГО - мир»
для детей 5 – 7 лет.
Автор составитель: воспитатель
Воронина А. В
Бокова Л. Ю.
2020 – 2022 уч. г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Публикация «Дополнительная программа „Лего-конструирование детей 5–7 лет“» размещена в разделах
- Конструирование. Методические разработки
- Лего, LEGO. Программы дополнительного образования
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- Приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 N 30468);
-Устава МБДОУ детского сада №8 «Звёздочка».
Программа дополнительного образования «ЛЕГО конструирование» является программой технической, созданной на основе методических пособий следующих авторов: Куцаковой Л. В., Фешиной Е. В., Лусс Т. С.
Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, и особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка.
Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создание особых условий в обучении, в связи с этим огромное значение отведено – конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей. LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Отличительная особенность программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО-мир» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Программа нацелена на создание условий для самовыражения личности ребёнка. Каждый ребёнок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребёнка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребёнку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с лего - конструированием в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Цель – развивать конструкторские способности детей.
Задачи:
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
- обучать конструированию по образцу, модели, чертежу, заданной схеме, замыслу, теме;
- формировать умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
- развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения;
-совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе.
Методы обучения: наглядные (показ, демонстрация и т. д., словесные (чтение художественной литературы, беседы и т. д., практические (моделирование, экспериментирование и т. д., игровые методы (дидактическая игра, воображаемая ситуация).
Формы образовательной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Срок реализации программы : Программа рассчитана на воспитанников в возрасте 5-7 лет. Во время кружковой работы каждый ребенок задействован в процессе изучения теоретического и практического материала. Кружковая работа проводится 1 раз в неделю во второй половине дня. Срок реализации программы 2 год.
Планируемые результаты освоения программы :
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
- у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;
- ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;
- ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения;
- ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;
- ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;
- знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Содержание программы
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
1. «Социально-коммуникативное развитие».
2. «Познавательное развитие».
3. «Речевое развитие».
4. «Художественно-эстетическое развитие».
5. «Физическое развитие».
Тематическое планирование в старшей группе
№ Месяц Название темы Содержание Всего занятий
1 Сентябрь Избушка на курьих ножках;
Мостик через реку;
Колодец;
Конструирование по замыслу Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать её описание. Развивать творческую инициативу, самостоятельность, развивать терпение.
4
2 Октябрь Дом лесника;
Разные домики
Кафе
Конструирование по замыслу Учить строить по схемам, находить различия и сходство, рассказывать о проделанной работе. Развивать глазомер.
4
3 Ноябрь Плывут корабли
Катер
Пароход
Конструирование по замыслу Формировать обобщённые представления о различных зданиях, их видов, предназначений. Развивать память, внимание.
4
4 Декабрь Зоопарк
Слон
Верблюдк
Конструирование по замыслу Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность, навыки конструирования.
4
5 Январь Домашние животные
Дети
Дом фермера
Конструирование по замыслу Учить строить сложную постройку из лего-конструктора. Закреплять навыки строить по схемам. Развивать память глазомер.
3
6 Февраль Грузовой автомобиль
Пожарная часть
Самолет
Конструирование по замыслу Закреплять знания о светофоре, дорожных знаках, городском транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память.
4
7 Март Поезд мчится
Беседка
пастбище
Конструирование по замыслу Закреплять знания о работниках зоопарка и его обитателях. Развивать конструкторские навыки, самостоятельность.
4
8 Апрель Ракета, космонавты
Светофор,регулировщик
Робот
Конструирование по замыслу Учить строить ракету, космический корабль, луноход. Закреплять полученные навыки. Учить давать описание постройки.
4
9 Май Аквариум
Лабиринт
Попугай
Конструирование по замыслу Познакомить с приёмами сцепления, основными составными частями поезда. Учит строить станцию для паровоза. Закреплять умение строить дома. Развивать творческую инициативу, самостоятельность.
4
Тематическое планирование в подготовительной к школе группе
№ Месяц Название темы Содержание Всего занятий
1 Сентябрь Конструирование по теме
- красивый мост;
- теремок;
- избушка Бабы Яги.
Конструирование по замыслу Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать её описание. Развивать творческую инициативу, самостоятельность.
4
2 Октябрь Транспорт
- грузовик;
- корабль;
- аэропорт.
Конструирование по замыслу Учить строить по схемам, находить различия и сходство, рассказывать о проделанной работе. Развивать глазомер.
4
3 Ноябрь Здания
-многоэтажный дом;
- магазин;
- детский сад.
Конструирование по замыслу Формировать обобщённые представления о различных зданиях, их видов, предназначений. Развивать память, внимание.
4
4 Декабрь Животные
- животные на ферме;
- овечка;
- дом фермера.
Конструирование по замыслу Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность, навыки конструирования.
4
5 Январь Детская площадка
- качели, карусели;
- беседка для ребят;
- горка. Учить строить сложную постройку из лего-конструктора. Закреплять навыки строить по схемам. Развивать память глазомер.
3
6 Февраль ПДД
- автобус;
- светофор;
- дорожные знаки.
Конструирование по замыслу
Закреплять знания о светофоре, дорожных знаках, городском транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память.
4
7 Март Зоопарк
- вольер для животных, игра в зоопарк;
- сон;
- верблюд.
Конструирование по замыслу Закреплять знания о работниках зоопарка и его обитателях. Развивать конструкторские навыки, самостоятельность.
4
8 Апрель Космос
- ракета;
- космический корабль;
- луноход.
Конструирование по замыслу Учить строить ракету, космический корабль, луноход. Закреплять полученные навыки. Учить давать описание постройки.
4
9 Май Железная дорога
- паровоз;
- станция;
- дома нашей улицы.
Конструирование по замыслу Познакомить с приёмами сцепления, основными составными частями поезда. Учит строить станцию для паровоза. Закреплять умение строить дома. Развивать творческую инициативу, самостоятельность.
4
Педагогическая диагностика:
Для определения результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы по технической направленности «ЛЕГО - мир» составлена на основе планируемых результатов освоения программы и включает в себя следующую серию заданий:
- овладевает основными способами деятельности, проявляет инициативу в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
- развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;
- овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;
- может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения;
- овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;
- овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;
- знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов;
- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Результаты диагностики оцениваются по следующим критериям:
3- высокий уровень
2- средний
1-низкий
Методы диагностики: наблюдения, беседы с ребёнком.
Данные мониторинга являются основанием для планирования индивидуальной работы с конкретным ребёнком.
Материально-техническое оснащение, оборудование:
Занятия с воспитанниками проводятся в группе. В группе созданы условия, соответствующие требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями и дополнениями). С целью создания оптимальных условий для формирования у воспитанников интереса, любознательности и познавательной активности в процессе освоения программы, имеется соответствующая развивающая предметно-пространственная среда:
- столы, стулья;
- доска;
- презентации (по темам занятий);
- мелкие игрушки для обыгрывания;
- методическая литература;
- оборудование: конструктор, дидактические игры и т. д.
Список литературы:
1. Кайе В. А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5 -8 лет. М., 2018.
2. Комарова Л. Г. Строим из ЛЕГО (моделированиелогических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО). М., 2001.
3. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. М., 1996.
4. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО : Пособие для педагогов – дефектологов. М., 2003.
5. Старцева О. Ю. Занятия по конструированию с детьми 3- 7 лет. М., 2010.
6. Фешина Е. В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М. : изд. Сфера, 2012.