Анастасия Воротникова
Дополнительная общеразвивающая программа по декоративно-прикладному искусству «Мастерилка» для детей от 4,5 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
1. Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта дошкольного образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа по декоративно-прикладному искусству „Мастерилка“ для детей от 4,5 до 7 лет» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Мастерилка» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка «Мастерилка» рассчитана на детей с 4,5 до 7 лет. Программой предусматривается годовая нагрузка 64 часа. Кружок работает 2 раза в неделю по 1 часу, всего 64 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый состав группы – не более 12 человек.
1.2 Актуальность, цель и задачи программы
Актуальность
Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации, когда остро стоит вопрос о психологическом здоровье ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, вызвали отклонения в социальном поведении. Работы специалистов свидетельствует, что художественно – творческая деятельность снимает у детей нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, ценить результаты труда не только своего, но и чужого. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками человека.
Раннее развитие способности к творчеству это – залог будущих успехов, так как у детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе.
Цель программы :
Создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы
Образовательные:
• закрепление и расширение знаний и умений, полученных в процессе НОД, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
• обучение умению планирования своей работы;
• обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
• обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
• развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
• развитие образного мышления и воображения;
• создание условий к саморазвитию воспитанников;
• развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
• воспитание уважения к труду и людям труда;
• формирование чувства коллективизма;
• воспитание аккуратности;
• экологическое воспитание;
• развитие любви к природе.
Адресант программы :
Набор детей в возрасте от 4,5 до 7 лет в группу определяется независимо от их способностей и умений. Принимаются девочки и мальчики. Наполняемость группы не более 12 человек. В проведении занятий используются групповые, индивидуальные и фронтальные формы работы:
• Групповая используется на практических занятиях;
• Индивидуальная используется при подготовке творческих работ;
• Фронтальная используется на теоретических занятиях.
Структура учебного занятия составлена в соответствии с требованиями Сан-ПиН 2.4.1. 3049-13: два занятия в неделю по 30 минут, где 25 минут-образовательная часть, 5 минут-динамическая пауза или физкультминутка, за 10 минут до начала занятия-проветривание помещения и организационный момент.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п Наименование раздела Количество часов Формы организации занятий Формы аттестации занятий
Всего Теория Практика
1 Пластилинография 8 1 7 Групповая, индивидуальная, лекция, беседа Опросы, выставки, конкурсы
2 Тканевая аппликация 10 2 8 Групповая, индивидуальная, лекция, беседа Опросы, выставки, конкурсы
3 Аппликация из бумаги (бумажных салфеток) 12 2 10 Групповая, индивидуальная, лекция, беседа Опросы, выставки, конкурсы
4 Солёное тесто 9 1 8 Групповая, индивидуальная, лекция, беседа Опросы, выставки, конкурсы
5 Витраж 17 3 14 Групповая, индивидуальная, лекция, беседа Опросы, выставки, конкурсы
6 Духовно-нравственное воспитание 8 8 0 Лекция, беседа Опрос по определенной теме, выставка работ
Итого часов 64 17 47
1.3. Содержание программы
№
Название темы блока Количество часов
1 Пластилинография «Озорная тыковка» 2
2 Солёное тесто «Наш урожай» 3
3 Витраж «Озорная тыковка» 3
4 Тканевая аппликация «Разноцветные зонтики» 2
5 Аппликация из цветной бумаги «Сапожки на наши ножки» 2
6 Витраж «Непогодица» 3
7 «До свидания, осень!» Подведение итогов за осень 1
8 Тканевая аппликация «Снегири» 2
9 Солёное тесто «Снегири и синички» 2
10 Витраж «Символ года» 3
11 «Что такое Новый год?» 1
12 Пластилинография «Добрый друг наш Снеговик» 2
13 Солёное тесто «Рукавичка» 2
14 Аппликация из цветной бумаги «Зимняя избушка» 3
15 «День Деда Мороза и Снегурочки (30 января)» 1
16 Тканевая аппликация «Парашютики» 2
17 Пластилинография «Медаль Защитнику Отечества» 2
18 Аппликация из цветной бумаги «Подарок папе» 3
19 «Вот и кончилась зима!» Подведение итогов за зиму 1
20 Аппликация из цветных салфеток «Веточка мимозы» 2
21 «8 марта-Женский праздник» 1
22 Тканевая аппликация «Подснежник» 2
23 Витраж «Тюльпаны» 3
24 Тканевая аппликация «Ракета в космосе» 2
25 «Юрий Гагарин. Первый в космосе.» 1
26 Витраж «Космонавт» 3
27 Пластилинография «К нам прилетело НЛО» 2
28 Работа из цветных салфеток «Гвоздики для ветерана» 2
29 «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» 1
30 Солёное тесто «Колобок-румяный бок» 2
31 Витраж «Моя любимая сказка» 2
32 Итоги года 1
2.2 Условия реализации программы
В учреждении имеются все условия для реализации данной программы : рабочие места, техническое оборудование и проветриваемое помещение.
Первичная оценка работ производится индивидуально по способностям каждого ребенка. В дальнейшем работы оцениваются при сравнении с предыдущими работами.
2.3 Формы аттестации
Аттестация обучающихся проходит в форме выставок для родителей и участии в различных конкурсах. Оценка работ проходит по возможностям и способностям каждого ребёнка индивидуально.
2. 4 Оценочные материалы:
1. Диагностика результатов образовательной деятельности. Срез творческих и эстетических знаний и умений.
По 5-ти бальной шкале
№ Ф. И. обучающегося Организация рабочего места Умение пользоваться инструментами и приспособлениями Знание базовых форм и условных обозначений Освоение и владение различными навыками Умение пользоваться трафаретами Проявление творчества и фантазии в создании работ Стремление к завершению работ
1
2
3
4
5
Таблица 1.
2. Индивидуальная карточка учёта проявления творческих способностей
Ф. И. О. ребёнка___
Возраст___
Вид и название детского объединения___
Ф. И. О. педагога___
Начальная диагностика
Дата___
Результаты___
Промежуточная диагностика
Дата___
Результат___
Итоговая диагностика
Дата___
Результат___
Список использованных источников:
1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.
2. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика – Синтез, 2001. 3. Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва. 1988.
4. Алексахин Н. Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.
5. Алексахин Н. Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 1998.
6. Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
7. Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975.
8. Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно- прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999.
9. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.
10. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. Москва. Академия, 1998.
11. Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998
12. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.