zak-an@yandex.ru Заколодкина
Дополнительная общеразвивающая программа по лепке из солёного теста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность: Лепка из солёного теста, экологически чистого материала, очень нравится детям и подходит для работы с дошкольниками. Этот старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать сувениры, настенные украшения, панно, разные интересные фигурки. Работа с тестом увлекательна и полезна, так как развивает у ребёнка моторику, усидчивость, терпение и фантазию.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа по лепке из солёного теста» размещена в разделах
- Лепка. Программы
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Лепка из теста способствует развитию художественного творчества у детей, развивает умение лепить с натуры и по представлению персонажей литературных произведений, животных, человека. Развивается мелкая моторика, так как дети моделируют форму кончиками пальцев, сглаживают места соединения, украшают созданные изображения с помощью рельефных налепов. В ходе работы с тестом развивается воображение детей, так как дети стремятся к созданию оригинального изображения, придумывают разные варианты одной и той же темы, следуют определённому замыслу, внося некоторые коррективы.
Создание программы дополнительного образования «Мастерилка» связано с актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста, а также запросом родителей дополнить занятия с детьми по изобразительной деятельности лепкой из солёного теста. Так как лепка из теста так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Отличительной особенностью программы является :
-Комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:
-Формирование у детей устойчивого интереса к использованию в своей деятельности техники работы с тестом и продуктов, полученных в результате этой деятельности.
- Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа.
- Учить детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.
-Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
- Развивать мелкую моторику, координацию рук.
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
- Доступность материалов и оборудования для реализации программы.
- Постепенное усложнение программного материала.
Данная программа адресована детям от 3 до 4 лет. (младший дошкольный возраст) Дети этого возраста отличаются тем, что:
Развивается моторика дошкольников. Ребенок способен активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет ему расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными.
Возраст от 3 до 4 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности -одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет огромное значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.
Объём и сроки освоения программы. Программа рассчитана на один учебный год. Продолжительность программы определяется :
-постепенным освоением сенсорных эталонов формы, цвета, величины, постепенным усложнением образовательной программы;
-процессами психического развития ребёнка;
-объёмом материалов;
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Занятия проводятся один раза в неделю, 15- 20 минут.
Цель: Создать условия для эстетического развития детей, самовыражения и самореализации дошкольников через декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
Образовательные:
- Овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов;
- Обогащать знания детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из теста;
- Формировать способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
- Овладевать умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
Развивающие:
- Развивать художественный вкус, учить видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни по средствам декоративно-прикладного искусства;
-Развивать воображение и творческие возможности детей через включение дошкольников в практическую деятельность, связанную с созданием предметов декоративно-прикладного искусства.
Воспитательные:
- Воспитывать устойчивый интерес к народной культуре;
- Воспитывать уважение к истории русского народного творчества, традициям, обычаям русского народа.
Принципы:
-Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
-Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
-«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);
-Учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Пути реализации программы
В работе с детьми:
1. Внедрение новых форм и методов в организацию занятий
2. Организация индивидуальной работы с детьми вне занятий
3. Создание условий для самостоятельной художественной деятельности вне занятий
В работе со взрослыми:
1. Осуществление совместной работы с администрацией и родителями по внедрению программы
2. Создание предметно – развивающей и пространственной среды
3. Проведение бесед – консультаций с родителями
4. Привлечение родителей к организации выставок в группе и детском саду
В работе педагогов:
1. Расширение профессиональных знаний путём посещения семинаров, выставок, конкурсов
2. Обзор новой методической литературы
3. Накопление материалов – образцов для использования на занятиях.
Для эффективного развития изобразительной деятельности с привлечением сюжетной лепки, созданы все необходимые условия для занятий с детьми:
- для занятий в группе создаётся обстановка «мастерской»
-занятия проводятся в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми
- подобраны все необходимые материалы и пособия
- систематизирован литературный материал: стихи, загадки, пословицы, поговорки
- изготовлена картотека пальчиковых игр для подготовки руки к работе, развитие мелких мышц руки.
Содержание программы
Содержание занятий кружка «Мастерилка» составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения от простого к сложному.
Этапы реализации программы
Целостный процесс обучения лепке из теста можно условно разделить на три этапа:
1. Подготовительный
-Знакомить со свойствами теста, способом его приготовления.
-Освоить приёмы раскатывания теста круговыми движениями, прямыми движениями ладоней;
-Освоить приёмы вдавливания;
-Освоить приёмы раскатывания и выдавливания теста;
-Освоить приёмы прищипывания, ощипывания маленького кусочка теста.
-Научиться работать на ограниченном пространстве.
2. Основной
- Научить основным приёмам работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов.
-Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные материалы (природный и бросовый)
-Научиться пользоваться стекой, печаткой, формами для выдавливания, скалкой.
-Научиться соединять части теста с помощью воды и кисти.
-Научиться раскрашивать работу гуашью.
-Научиться доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы.
-Научиться участвовать в выполнении коллективной работы.
-Научиться действовать по образцу воспитателя, по словесному указанию.
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
3. Итоговый
-Самостоятельно решать творческие задачи.
-Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Учебно-тематический план
месяц № занятия тема задачи оборудование
октябрь 1 Что такое тесто? Ознакомление детей с солёным тестом, как художественным материалом, его рецептом, свойствами. Учить сравнивать пластилин и солёное тесто между собой, делать простые выводы. Развитие мелкой моторики рук. Обогащение пассивного словаря прилагательными (мягкий, пластичный, солёный) и глаголами (замесили, раскатали). Воспитывать познавательный интерес мука, вода, стаканчики, тара для замешивания теста, клеёнка
2. «Тесто шлеп-шлеп!» Продолжить знакомить детей с тестом, его свойствами; учить шлепатьладонями обеих рук по тесту; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приёма лепки : раздавливание. Тесто, разделочная доска или поднос, влажные тряпочки
3. «Блинчики» Продолжать детей знакомить с тестом и его свойствами; учить сплющивать шарики из теста при помощи всех пальцев руки; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приёма лепки : сплющивание Тесто, пластмассовые тарелки, куклы
4. Цветные конфетки для друзей Продолжать знакомить детей с тестом, его свойствами; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приёмов лепки : раскатывания, сплющивания.
Тесто, маленькие пластмассовые или стеклянные шарики с гладкой поверхностью, влажные тряпочки
5. Колобок Продолжать знакомить детей с солёным тестом. Учить детей создавать из него простейшие формы – шара Тесто, стеки,
салфетки
6. «Сердечко» Вызвать желание сделать красивую поделку для друзей. Закрепить приёмы лепки округлых форм, оттягивания, сплющивания. Развивать воображение: украшать сувенир по своему желанию разными семенами, зёрнами… Воспитывать желание создавать красоту своими руками.
цветное тесто, клеёнки, стеки, природный материал для украшения, баночка с водой, кисточка
7. «Геометрические фигурки» Продолжать знакомить детей с соленым тестом. Учить детей создавать из него простейшие геометрические фигуры. Тесто, клеенки, стеки, образцы геометрических фигур.
8. Сувенир на веревочке Вызвать желание сделать красивую поделку для друзей. Закрепить приёмы лепки округлых форм, оттягивания, сплющиванияи выдавливания Развивать воображение: украшать сувенир по своему желанию цветное тесто, клеёнки, стеки, природный материал для украшения, баночка с водой, кисточка
ноябрь 1 «Ладушки,
ладушки.» Вызвать желание сделать красивую поделку для друзей в форме ладошки. Соленое тесто, кисть,вода, досочка и салфетки
2 «Калачи из печи» Сравнить традиционные хлебобулочные изделия-калачи, баранки, бублики, сушки. Познакомить детей с технологией изготовления калача. Продолжать учить работать с тестом. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к истории и традициям национальной культуры.
цветное тесто, клеёнки, стеки, природный материал для украшения, баночка с водой, кисточка.
3. Фрукты Закреплять умение лепить из целого куска, учитывать в работе свойства теста : не держать долго в руках, тесто становится мягким и из него трудно лепить, использовать в работе стек. Развивать чувство формы. Воспитывать интерес к лепке из нового материала. Макеты фруктов, нецветное тесто, клеёнки, стеки, гуашь, кисть
4,5 Улитка Продолжать знакомить детей с солёным тестом. Учить детей создавать из него простейшие формы- шар, колбаску, создавая при этом выразительный образ -улитка. Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимания, память, речь детей. Воспитывать желание создавать знакомые образы. Тесто, пластмассовые тарелки
6,7 Цветочек Продолжать знакомить детей с солёным тестом. Учить детей создавать из него простейшую форму - шар, а также видоизменять форму, преобразовывая в иные формы (сплющивание, создавая при этом выразительный образ-цветка. Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимания, память, речь детей. Воспитывать интерес к своей деятельности.
Тесто, подкладные доски, пластмассовые тарелки
8. Зеленый огуречик Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приёмов лепки : раскатывание столбика между ладонями. соленое тесто, муляж огурца, доски для лепки,
декабрь 1 Грибочек Продолжать знакомить детей с солёным тестом. Учить детей создавать из него простейшие формы – шар, колбаску, а также видоизменять форму - шара, преобразовывая в иные формы (сплющивание, создавая при этом выразительный образ-гриба. Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимания, память, речь детей. Воспитывать интерес к живой природе.
Макеты грибов, нецветное тесто, клеёнки, стеки, гуашь, кисть
2 «Тульский пряник» Закреплять умение работать с тестом. Развивать интерес к истории и традициям народной культуры. Воспитывать желание сохранять русские традиции Цветное тесто, клеёнки, стеки
3 «Бабушкин пряник» Познакомить со старинными способами изготовления лепных пряников в разнообразии видов (козули, тетерки, витушки). Продолжать учить работать с тестом. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к своей семье и желание сохранять семейные традиции.
Цветное тесто, клеёнки, стеки, различные украшения
4,5 «Елочная игрушка»/ «Нарядная елочка» Учить создавать поделку из теста с использованием бросового материала. Учить искать способы украшения игрушки/елочки с помощью бросового материала.
Способствовать эмоциональным проявлениям в ходе и по завершению выполнения работы. Развивать воображение. Воспитывать интерес к новогодним традициям. соленое тесто, окрашенное в разные цвета, формочки для выпечки, бусины, бисер, крупа, блестки, тесьма для петелек, доски для лепки
6 Колпак для деда мороза
(носок для подарков) Знакомить детей с солёным тестом. Учить детей создавать из него простейшие формы – шар, колбаску, а также видоизменять форму с помощью выдавливания. Соленое тесто,
блестки,
кисти,
гуашь.
7,8 Рождественский ангел
(Дед мороз на тарелочке-панно) Учить детей создавать простейшие формы из соленого теста, а также видоизменять форму. Соленое тесто, гушь, кисти, вода.
январь 1 Снеговик Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Показ приёмов лепки : раскатывания шаров разной величины, использовать дополнительный материал (глазки-крупа)
соленое тесто, окрашенное в голубой цвет, доски для лепки, репродукции картин.
2 Снежинка Продолжать знакомить со свойствами теста, соединять детали водой. Упражнять в умении раскатывать длинные, тонкие, ровные полоски. Украшать поделку с помощью печатей, стеки или бисера. Вызвать желание придумать свой узор.
Тесто, стеки, различные украшения
3,4 «Птичка-невеличка» Закрепить приёмы лепки округлых форм, оттягивания, сплющивания и выдавливания Тесто, краски, кисти, клеенки, бросовый материал.
5. Морская звезда Показ приёмов лепки : раскатывание, сплющивания. Упражнять в умении с помощью воды соединять детали из теста Цветное тесто, клеёнки, стеки
6,7 Рябина на веточке Расширять представление детей о ягоде-рябине, закрепление умения раскатывать тесто круговыми движениями, защипывать, сплющивать, наносить узор стекой, развивать чувство пропорции, композиции, развивать мелкую моторику пальцев рук.
воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
вызвать эмоциональное удовлетворение от результатов проделанной работы Цветное тесто, клеёнки, стеки
февраль 1 «Самолёт построим сами…» Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Показ приёмов лепки : раскатывания и налеплять их друг на друга. соленое тесто, доски для лепки
2 Рыбка Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Показ приёмов лепки : раскатывания овала (тела) между ладонями, оттягивание и сплющивание (голова, хвост, использовать дополнительный материал (глазки – крупа). соленое тесто, доски для лепки, игрушка рыбки, крупа.
3- 4 Снежная крепость (коллективная работа) Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Показ приёмов лепки : раскатывание, сплющивания. Упражнять в умении с помощью воды соединять детали из теста. соленое тесто, окрашенное в голубой цвет, стаканчики с водой, кисточки для рисования, доски для лепки.
5,6 Дерево на бумажной тарелочке Расширять представление детей о деревьях, закрепление умения раскатывать тесто круговыми движениями, защипывать, сплющивать, наносить узор стекой, развивать чувство пропорции, композиции, развивать мелкую моторику пальцев рук.
воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
вызвать эмоциональное удовлетворение от результатов проделанной работы Цветное тесто, бумажные тарелочки, кисти,
вода.
март 1,2. Цветы для любимой мамы/украшения для любимой мамы Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Показ приёмов лепки : раскатывание, сплющивания. Учить лепить предмет из нескольких частей. картон А-3,соленое тесто, окрашенное в желтый и зеленый цвета, доски для лепки, различные паетки,бисер.
3-4 Весёлые матрешки Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Показ приёмов лепки : раскатывания двух шаров разной величины, использовать дополнительный материал (глазки – крупа).Учить разукрашивать матрёшку гуашью. соленое тесто розового цвета, доски для лепки, игрушка матрёшки, крупа, гуашь, кисть.
5,6 Мартовские котики Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; учить сплющивать шарики из теста при помощи придавливания ладонями к плоской поверхности; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приёма лепки : сплющивание. Цветное тесто,формочки,клеенки.
7. Подкова на удачу Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; учить сплющивать шарики из теста при помощи придавливания ладонями к плоской поверхности; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приёма лепки : сплющивание. Тесто,стеки,
бросовый материал,стержень,ленточки.
апрель
1 Напечем мы с бабушкой… Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Показ приёмов лепки : раскатывание, сплющивания. Учить лепить разные мучные изделия: печенье, пирожок, вареник. соленое тесто, протвини из чёрного картона, колпачки от фломастеров, доски для лепки.
2,3 Бабочка Продолжать знакомить детей с солёным тестом. Учить детей создавать из него простейшие формы шар, колбаску, создавая при этом выразительный образ. Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимания, память, речь детей.
соленое тесто розового цвета, доски для лепки, бусинки.
4,5 «Золотой петушок» Учить выдавливать фигурку петушка с помощью формочки, раскатывать плоское тесто. Показать, как делать насечки стеком. Воспитывать самостоятельность.
соленое тесто, доски для лепки, гуашь, кисть
6. «Пасхальное яйцо» Учить выдавливать фигурку с помощью формочки, раскатывать плоское тесто. Показать, как делать насечки стеком. Воспитывать самостоятельность. соленое тесто, доски для лепки, гуашь, кисть
7,8 Ракета в космосе Расширять представление детей о космосе, закрепление умения раскатывать тесто круговыми движениями, защипывать, сплющивать, наносить узор стекой, развивать чувство пропорции, композиции, развивать мелкую моторику пальцев рук.
воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
вызвать эмоциональное удовлетворение от результатов проделанной работы Картонные тарелочки, изображения космоса и ракеты, цветное тесто.
май 1,2 Зелёная гусеница по листикам ползет… Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Показ приёмов лепки : раскатывания нескольких шаров разной величины, использовать дополнительный материал (глазки – бусины).Учить разукрашивать гусеницу гуашью. соленое тесто зелёного цвета, картон зелёного цвета в виде листика, доски для лепки, бусинки.
3,4 Золотой подсолнух Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Показ приёмов лепки : раскатывания, сплющивания, использовать дополнительный материал (семечки).Учить разукрашивать изделие гуашью.
соленое тесто оранжевого и белого цвета, картон голубого цвета, доски для лепки, гуашь, кисти, семечки подсолнечные и тыквенные.
5,6 Божья коровка на листочке Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Показ приёмов лепки : раскатывания нескольких шаров разной величины, использовать дополнительный материал (глазки – бусины).Учить разукрашивать божью коровку гуашью. Соленое тесто разных цветов,стеки, салфетки.
Планируемые результаты
Дошкольники к концу учебного года должны знать:
1. Историю возникновения лепки из солёного теста;
2. Способы приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного, свойства солёного теста;
3. Приёмы работы с соленым тестом;
4. Способы сушки готовых изделий;
5. Название и правила пользования ручными инструментами для обработки соленого теста;
6. Правила техники безопасности;
7. Художественные произведения, стихи, потешки, пальчиковые игры.
8. Историю возникновения многих вещей, разные народные промыслы, их историю, традиции и обычаи русского народа.
А так же у детей:
9. Развиваются сенсорные способности (чувство цвета, формы, величины, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика.
10. Развиваются тактильные чувства пальцев. Через тактильные ощущения дети знакомятся с разными материалами, их свойствами.
11. В интересной игровой форме обогащается словарь детей. В процессе выполнения практических действий с тестом ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формировании и активизации словаря, пониманию ребёнком речи окружающих.
Условия реализации программы
Занятия по программе кружка «Мастерилка» проводятся в группе, во второй половине дня.
Материально- техническое оборудование:
1. Мука пшеничная, ржаная, соль;
2. Пищевые красители;
3. Дополнительные материалы для оформления работ и украшения: крупы, макаронные изделия, чёрный горошек, зёрна…
4. Бросовый материал;
5. Природный материал;
6. Материалы для рукоделия: пуговицы, бусинки, бисер и т. д
7. Клеёнки, досочки для лепки;
8. Картон для подложки и фона разного цвета и текстуры;
9. Стеки разной формы, тычки;
10. Формы для выдавливания;
11. Салфетки для рук;
12. Стаканчики для воды;
13. Цветная гуашь;
14. Кисточки разной толщины;
15. Муляжи, игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия.
.
Формы отчётности образовательных результатов
При посещении кружка «Мастерилка» каждый ребёнок отмечается в табеле посещаемости, отчётность представлена в материалах диагностики. Кроме этого в конце учебного года на итоговом педсовете предоставляется аналитическая справка о проделанной работе по кружку.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
1. Организация выставок продуктов совместного творчества, интерьера в группе и помещениях ДОУ.
2. Фотоматериалы.
3. Открытое занятие для родителей в конце учебного года.
Оценочные материалы
Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей в конце учебного года.
№ ФИО ребёнка Технические навыки Проявление
творчества Проявление самостоятельности
раскатывание выдавливание сплющивание оттягивание делить начасти соединять части
Процедура оценки предполагает трёхуровневый подход
Высокий уровень:
-Ребёнок уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
-Умеет самостоятельно достигать цель;
-Проявляет начало творческих способностей.
Средний уровень:
-Ребёнок не уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
-Недостаточная самостоятельность;
-Замысел реализуется частично.
Низкий уровень:
-Ребёнок не овладевает приёмами работы лепки из теста;
-Отсутствует самостоятельность, интерес;
-Замысел не реализован, работа не доведена до конца.
Список литературы
1. Чаянова Г. Н. «Соленое тесто» - М., 2005г.
2. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». –М., 1995г.
3. Хоменко В. А. «Соленое тесто : шаг за шагом» - Харьков, 2007г.
4. Хананова И. Н. «Соленое тесто» - М., 2006г.
5. Зимина Н. В «Шедевры из соленого теста» ООО ТД «Издательство Мир книги» 2010г.
6. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Вкусная лепка для детей» Издательский дом «Цветной мир» Москва 2014г.
7. «Фигурки из соленого теста» Москва «АСТ ПРЕСС книга» 2010г. серия мастер – класс на дому.
8. М. О. Синеглазова «Удивительное соленое тесто» Москва Издательский дом МСП -2007г.