Анастасия Дмитриева
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по экспериментированию «Познаем мир» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно– образовательного процесса.
Большой потенциал развития познавательной активности детей имеет детская экспериментальная деятельность. Потому что все усваивается хорошо и надолго только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования.
В ходе экспериментальной работы познавательная активность исходит от самого ребёнка. Он является её полноценным участником. В такой ситуации ребёнок удовлетворяет свои потребности и интересы, одновременно изучая окружающий мир.
Цель программы кружка — удовлетворить потребность ребёнка в изучении окружающего мира и получении новых впечатлений. Это способствует развитию исследовательской деятельности. Чем больше ребёнок исследует, тем больше информации он получает и тем быстрее и гармоничнее развивается.
Особенность программы — использование метода обучения через экспериментирование. Этот метод позволяет детям получить реальные знания о различных аспектах изучаемого объекта и его взаимодействии с другими объектами.
Многие выдающиеся педагоги, такие как Я. А. Каменский, Н. Н. Поддъяков, К. Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци и Ж. Ж. Руссо, поддерживали использование этого метода в обучении детей.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике не так широко, как могло бы. Хотя это эффективный способ развития важных качеств личности, таких как творческая активность, самостоятельность, умение работать в коллективе и самореализация.
В процессе экспериментирования происходит обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Ведь постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей и формирование трудовых навыков.
Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности. Ребёнок сам ставит цели и достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Цель: пробудить у детей дошкольного возраста интерес к познанию, развить их наблюдательность и любознательность через эксперименты.
Задачи:
1. Расширить представления детей о физических свойствах окружающего мира.
2. Познакомить детей с характеристиками различных предметов и природных материалов.
3. Научить детей соблюдать правила безопасности при проведении экспериментов.
4. Развить и обогатить образное мышление, память и сенсомоторный интеллект.
5. Обогатить словарный запас и развить речь детей младшего дошкольного возраста.
6. Сформировать интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить начатое до конца и доброжелательное отношение к сверстникам.
7. Привлечь родителей к совместным занятиям.
Организация работы осуществляется по нескольким взаимосвязанным направлениям:
- Исследование материалов: песок, глина, бумага, ткань, дерево.
- Изучение природных явлений: ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром.
- Исследование мира растений: способы выращивания из семян, луковицы.
- Исследование человека.
- Исследование предметного мира.
Для успешного детского экспериментирования необходимо соблюдение ряда условий:
- Связь с другими аспектами воспитания, такими как умственное, трудовое, нравственное и т. д.
- Использование различных видов деятельности.
- Определение содержания экологического воспитания.
- Применение эффективных методов диагностики и контроля экологического воспитания.
- Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения.
- Создание развивающей среды, включающей книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т. д.
- Экологическая грамотность взрослых.
Приёмы реализации рабочей программы:
Способы организации воспитанников в процессе обучения:
— создание ситуаций, которые побуждают детей помогать друг другу.
Методы стимулирования мыслительной активности:
— включение игровых упражнений
— активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
— решение проблемных ситуаций.
Методы обучения:
— показ или демонстрация способа действия с объяснением, с использованием разнообразных дидактических материалов;
— инструктаж для выполнения самостоятельных упражнений;
— пояснения, разъяснения, указания для предотвращения ошибок.
Оборудование детской лаборатории:
• Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
• разные виды бумаги, ткани;
• медицинские материалы: ватные диски, пипетки;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т. д.
Организационно-методическое обеспечение:
Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста.
Возраст детей 3-4 года.
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 15минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования
Предполагаемые результаты:
- В группе применяется детская лаборатория «Я — исследователь», которая используется детьми как в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной работы.
- Родители участвуют в оснащении детской лаборатории оборудованием.
- Дети проявляют живой интерес к изучению окружающего мира.
В процессе проведения опытов дети проявляют самостоятельность и энергичность.
В рамках экспериментальной работы предполагается, что дети:
— узнают о характеристиках различных материалов;
— научатся понимать, как свойства материалов влияют на их применение;
— освоят методы исследования;
— получат информацию об объектах и их особенностях.
Учебный тематический план экспериментальной деятельности
в младшей группе.
Октябрь
1 неделя «Чудесный мешочек» Рассказать о том, как работают наши органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Объяснить, как они помогают нам воспринимать окружающий мир. А также объяснить, как важно заботиться о своих органах чувств.
2 неделя «Какая же вода?» Определить характеристики воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть, способность растворять вещества. Способствовать развитию интереса к окружающему миру и развитию мышления.
3 неделя «Песок- какой он?» Рассказать о характеристиках песка: он состоит из отдельных частиц, имеет рыхлую структуру, отличается мелкозернистостью, легко рассыпается, пропускает воду, на нём остаются следы, при намокании становится темнее сухого.
4 неделя «Поиграем с ветерком» Выявить циркуляцию воздушных масс в окружающей среде; стимулировать развитие речевых и мыслительных навыков; способствовать развитию интереса к окружающему миру и развитию способности замечать детали.
Ноябрь
1 неделя «Волшебные дощечки» Ознакомление с некоторыми свойствами дерева (твёрдое, не ломается, лёгкое, не тонет).
2 неделя «Легкий - тяжелый» Продемонстрировать, что объекты могут быть как лёгкими, так и тяжёлыми, обучить умению определять массу объектов и классифицировать их по весу.
3 неделя «Найди по звуку» Определять и различать издаваемые шумовые звуки
4 неделя «Мыльные пузыри» Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей знания о свойствах мыла и воды: мыло, помещённое в воду, начинает растворяться. При перемешивании мыльного раствора образуются пузырьки. Когда мыло растворяется, вода становится мутной и приобретает характерный запах. Если добавить в воду краситель, она изменит цвет.
Декабрь
1 неделя «Горячо - холодно» Сформировать у детей умение определять температуру веществ и предметов. Способствовать развитию любознательности и пытливости у детей в ходе опытов и экспериментов. Воспитывать в детях ответственность и точность.
2 неделя «Вкусная водичка» Дать представление о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус.
3 неделя «Окрашивание воды» Определить характеристики воды и пигментов: вода прозрачна, но может менять свой цвет при растворении в ней окрашенных веществ. Также пигменты могут растворяться в воде и изменять её цвет.
4 неделя «Игры с трубочками» Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.
Январь
2 неделя «Снег, какой он» Познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).
3 неделя «Как снег превратить в воду» Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).
4 неделя «Как воду превратить в лед» Познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).
Февраль
1 неделя «Изготовление цветных льдинок» Объяснить, что при низких температурах вода становится твёрдой, а также то, что в ней можно растворять различные вещества, например, краску.
2 неделя «Свойства льда» Познакомить с особенностями льда (лёд — это замёрзшая вода, при нагревании он тает, научить находить простейшие закономерности.
3 неделя «Ветер по морю гуляет» Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.
4 неделя «Плавает - тонет» Выяснить, как плавучесть предметов зависит от материала, из которого они изготовлены, формы, размера.
Март
1 неделя «Бумага: ее качества и свойства» Обучить распознаванию изделий из бумаги, а также анализу их характеристик: цвета, фактуры, толщины и способности впитывать влагу.
2 неделя «Как растет лук» Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
3 неделя «Свойства магнита» Выяснить, все ли металлы притягивает магнит.
4 неделя «Древесина, ее качества и свойства» Познакомить детей с особенностями древесины. Научить их распознавать предметы, изготовленные из дерева, и определять его свойства. Сформировать у детей представление о том, какие предметы можно сделать из древесины.
Апрель
1 неделя «Здравствуй, солнечный зайчик» Дать представление о том, что “солнечный зайчик” – это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
2 неделя «Веточка березы» Наблюдать за появлением листочков на веточках березы, поставленных в воду.
3 неделя «Что в пакете» Знакомство со свойствами воздуха.
4 неделя «Живое - не живое» Формирование представлений о понятии «живое» и «неживое», сравнение живого и неживого по характерным признакам.
Май
1 неделя «Что лучше бумага или ткань» Знакомство с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами.
2 неделя «Камушки – какие они?» Знакомство детей со свойствами камней: твердые, тяжелые, большие, маленькие, тонут в воде, могут вдавливаться в мокрый песок.
3 неделя «Пластмасса» Продолжать знакомить детей с характеристиками материалов: способствовать тому, чтобы в ходе экспериментов дети определили ключевые особенности пластика; научить детей распознавать предметы, изготовленные из пластика; закрепить понимание детей о том, какие предметы можно создавать из пластика.
4 неделя «Где живет эхо» Помочь понять, как возникает эхо
Взаимодействие с родителями
Опрос родителей на тему: «Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в домашних условиях».Задача: определить, насколько активно родители участвуют в экспериментах ребёнка и поддерживают его любознательность.
Вовлечение в процесс создания образовательной среды в группе.
Разработка и размещение наглядных материалов в родительском уголке.
Консультация на тему: «Как семья влияет на развитие любознательности у детей дошкольного возраста».
Памятка «Что следует и чего не следует делать, чтобы дети продолжали интересоваться исследовательской деятельностью».
Рекомендации: «Проведите с детьми дома».
Родительское собрание – отчёт о работе кружка на тему: «Влияние семьи и детского сада на формирование интереса ребёнка к исследованиям и экспериментам».
Практическая часть: открытое занятие для родителей.
Оформление папки «Мои открытия»