Погорнила Наталья
Дополнительная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста»
Возраст обучающихся : 5-6 года
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Бегун Наталья Павловна,
воспитатель
Погорнила Наталья Викторовна
воспитатель
г. Грязи – 2024 г.
Актуальность
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны. Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами.
Программа поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы преумножить достаток.
Программа кружка «Занимательные финансы» значима потому, что подразумевает широкую практику применения полученных детьми знаний: и в быту, и в будущей профессии.
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей
азам экономики, формирование экономических представлений.
Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста, значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а так же необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы—дошкольным обучением и школой.
Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих
экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике,
созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени
способствует игровая деятельность.
Цель и задачи программы
Цель: раскрытие ребенку окружающего его предметного мира как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей.
Задачи:
Обучающие задачи:
•сформировать у детей представление о потребностях человека на основе
экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;
•дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия
ресурсов»; о производителях товаров и услуг;
•расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;
•создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия для решения практических задач самими детьми;
•познакомить детей с экономическим и терминами через экономический
словарь, кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей человека;
•заложить основы экономического образа мышления у ребенка –дошкольника.
Развивающие задачи:
•развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность.
Воспитательные задачи:
•воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.
Основные принципы работы:
Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в
сочетании с разумной требовательностью;
Комплексный подход при разработке занятий,
Вариативность содержания и форм проведения занятий;
Систематичность и последовательность занятий;
Наглядность;
Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность
для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная
ориентированность процесса обучения и воспитания;
Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую
для этого периода развития.
Ожидаемый результат
В конце реализации программы планирую сформировать у детей следующие понятия и представления:
Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше
зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько
сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в
магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в
краткосрочном периоде).
Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать
элементарные правила финансовой безопасности).
Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности –
жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
Финансы – это интересно и увлекательно.
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий.
Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы :
1. Преобладает игровой метод обучения.
2. Использование специализированной литературы в
обучении.
3. Постоянное отслеживание результатов и подведение итогов образовательной
деятельности.
4. Создание ситуации успеха.
5. Организация различных видов стимулирования.
Сроки реализации программы : 1 год.
6. Режим занятий –2 раза в неделю.
Время проведения: вторая половина дня
Формы проведения:
подгрупповая, индивидуальная.
Формы работы
• Беседы.
• Непосредственно – образовательная деятельность.
• Дидактические игры.
• Моделирование ситуаций – тренингов.
• Чтение художественной литературы.
• Работа с родителями: анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка -дошкольника.
Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на
основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый
социокультурный экономический опыт.
Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог –ребенок –родитель.
Цель: повышение экономической образованности родителей.
Задачи работы с родителями:
•повышение педагогической культуры родителей в воспитании ребенка;
•изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного
•воспитания;
•вооружение родителей основами экономических знаний через консультации,
семинары, рекомендации.
Система работы по повышению педагогической культуры родителей в
обеспечении социокультурного экономического развития и воспитания дошкольников основана наследующих принципах:
•совместная педагогическая деятельность семьи и детского сада;
•сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
•педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
•поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития
педагогической культуры каждого из родителей;
•содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
•опора на положительный опыт семейного воспитания.
Формы работы с родителями:
•родительские собрания на социально-экономические темы;
•открытые показы воспитательно -образовательного процесса;
•вечера вопросов и ответов;
•проведение совместных учебных мероприятий;
•индивидуальная работа;
• наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки передвижки,
•выставки детских работ и дидактических игр;
•экскурсии.
Перспективный план по взаимодействию с семьей
Сентябрь. Консультация для родителей «Дошкольник и. экономика»
Октябрь. Анкетирование родителей по теме
Папка –передвижка «Дети и деньги»
Ноябрь. Консультация «Формирование элементарных экономических знаний
через сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием»
Декабрь. Консультация для родителей «Сказка –как средство экономического воспитания дошкольников»
Январь. Творческое задание по изготовлению атрибутов
Февраль. Рекомендации для родителей по экономическому
воспитанию детей в семье.
Март. Творческое задание по изготовлению атрибутов
Апрель. Круглый стол для родителей «Экономическое воспитание
дошкольников»
Май. Сочинение экономической сказки при помощи моделирования, выставка сказок.
Календарный учебный график
5-6 лет
№
n/n Содержание Наименование возрастных групп
Старшая группа
1 Количество возрастных групп Одна группа
2 Начало учебного года 01.09.2024
3 Окончание учебного года 31.05.2025
4 Количество часов в неделю 1
5 Количество часов в год 34
6 Осенние каникулы
Зимние каникулы
Весенние каникулы С 30.10.2023 по 06.11.2023
С 25.12.2019 по 08.01.2023
С 23.03.2020 по 31.03.2023
7 Время проведения ДО Вторник, четверг 16: 00-16:25
8 Продолжительность ДО 25 минут
9 Регламентирование ДО на один день
1 ДО, вечер
10 Педагогическая диагностика индивидуального развития 2 раза в год
январь, май.
Тематический план работы кружка.
№ Тема К-во
занятий Месяц
1. «Что такое труд?» «Мои домашние
обязанности» 1 сентябрь
2. Профессии и труд. Игра-спектакль
«Что создается трудом. Как продукт труда превращается в товар» 1 сентябрь
3. Беседа «Всех профессий на свете не счесть» Д / И «Что нужно для работы?» 1 сентябрь
4. Беседа: «Профессии наших родителей».
Д / И: «Мамина профессия». 1 сентябрь
5. Беседа «Самая нужная профессия»
Рассматривание ил. 1 октябрь
6. Беседа: Современные профессии
«Юные аниматоры». 1 октябрь
7. Беседа - «Чем пахнут ремесла?»
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон». 1 октябрь
8. Беседа: «Наш город любит трудиться».
Д / И: «Все работы хороши». 1 октябрь
9. Беседа: что такое деньги? Зачем они нужны? Показ иллюстраций. 1 ноябрь
10. Интерактивное занятие - Какие деньги бывают. Виды денег. Беседа - «Современный вид денег - пластиковая карта». Игра – «Магазин» 1 ноябрь
11. Беседа: «Где можно заработать деньги». Просмотр мультфильма: «Уроки совы – Что такое деньги». 1 ноябрь
12. Чтение и обсуждение сказок о деньгах:
народных и авторских. 1 ноябрь
13. Беседа: «Понятие о деньгах.
Путешествие в прошлое денег».
Д / И: «Товарообмен» 1 декабрь
14. Беседа: «Денежные знаки разных стран».
Д / И: «Товары и услуги» 1 декабрь
15. Презентация – «Банк, «Дом, где живут деньги». (Виртуальная экскурсия.) 1 декабрь
17. Деловая игра - Раз не найден клад - беги в банке делать вклад. 1 январь
18. Беседа – «Что такое бюджет? Какие виды
бюджетов бывают?»
Д / И «Расходы и доходы» 1 январь
19. Беседа: «Состав семейного бюджета».
Д / И: «Какие бывают доходы?». 1 февраль
20. Беседа: «Какие у нас потребности?»
Деловая игра – «Правильный выбор: куда тратить деньги?» 1 февраль
21. Беседа: «Сколько заработал – столько и купил».
Д / И: «Что сегодня я куплю». 1 февраль
22. Беседа о необходимости экономии в быту. Деловая игра – «Семейная копилка. Учимся экономить» 1 март
23. Беседа – «Рекламы разные нужны» 1 март
24. Чтение сказки С. В. Михалков «Как старик корову продавал». 1 март
25. Сюжетно-ролевая игра - «Любой труд – оплачиваем» 1 март
26. Беседа: «Хороший хозяин». Чтение и
Обсуждение сказки: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 1 апрель
27. Чтение Е. Благинина «Не мешайте мне
трудиться» 1 апрель
28. Сюжетно-ролевая игра: «Я – хочу стать…». 1 апрель
29. Викторина «Кем создана вещь?». 1 апрель
30. Д / И: «Назови, кто Цель: что делает и продукт его деятельности». 1 май
31. Квест – игра - «Путешествие в страну финансовой грамотности» 1 май
Календарно-тематическое планирование
1 год – дошкольный возраст 5-6 лет.
1 блок – Без труда нет жизни на земле.
Сентябрь
1 «Что такое труд?»
«Мои домашние
обязанности» Знакомить с понятием трудиться.
Трудиться означает что-то делать,
созидать для себя, на благо своей семьи,
близких людей, друзей, домашних
питомцев и пр.
Любой труд - это хорошо, сидеть без
дела – это плохо.
Виды домашнего труда.
2 Профессии и труд. Игра-спектакль
«Что создается трудом.
Как продукт труда
превращается в товар» Познакомить с профессиями. Продукты
труда: товары и услуги. Продукты труда
используются человеком для себя или
для продажи (товар).
3 Беседа «Всех
профессий на
свете не счесть»
Д / И «Что нужно
для работы?» Систематизировать знания детей о мире
профессий, научить устанавливать зависимость между
результатами трудовой деятельности и профессией
человека
Уточнить знания детей о профессиях,
воспитывать любознательность и уважение к труду
4 Беседа: «Профессии наших
родителей».
Д / И: «Мамина
профессия». Познакомить с профессиями родителей
детей группы, с профессиональными династиями
семей.
Октябрь
5 Беседа «Самая
нужная
профессия»
Рассматривание ил. Показать необходимость разных профессий в
жизни людей, их ценность для общества.
6 Беседа: Современные профессии
«Юные аниматоры». Цель: дать детям первоначальные представления о
современных профессиях: «Юные аниматоры».
7 Беседа - «Чем пахнут ремесла?»
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон». Формировать представление о потребностях и возможностях: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон».
Закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность.
8 Беседа: «Наш
город любит
трудиться».
Д / И: «Все работы
хороши». Цель: систематизировать знания детей о многообразии
трудовой деятельности родного города, закрепить знания детей о профессии, пополнить
их новыми сведениями, воспитывать
любознательность
2 блок – Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они
нужны.
Ноябрь
9 Беседа: что такое деньги? Зачем они нужны?
Показ иллюстраций.
Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости.
10 Интерактивное занятие - Какие деньги бывают. Виды денег.
Беседа - «Современный вид денег - пластиковая карта».
Игра – «Магазин»
Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность.
Познакомить с пластиковыми карточками, как ими пользоваться, дать понятие код карты.
11 Беседа: «Где
можно заработать
деньги». Просмотр
мультфильма: «Уроки совы - Что
такое деньги». Цель: воспитывать уважение к людям, стремящихся
честно зарабатывать деньги.
Дать детям элементарные понятия о деньгах, о
купле, продаже. Воспитывать предприимчивость.
12 Чтение и
обсуждение
сказок о деньгах:
народных и
авторских. Цель: воспитывать бережливость, расчетливость,
смекалку, трудолюбие; осуждать жадность.
Декабрь
13 Беседа: «Понятие
о деньгах.
Путешествие в
прошлое денег».
Д / И: «Товарообмен» Цель: познакомить с
понятиями «деньги», «монеты», «купюры». Рассказать
о происхождении денег и слова «рубль». Познакомить
со старинными монетами и купюрами нашей страны,
объяснить, что в обращении их использовать нельзя.
14 Беседа: «Денежные знаки разных стран».
Д / И: «Товары и
услуги» Цель: Дать детям понятие о том, что в каждой стране
есть свои деньги, что лучше обменивать деньги при
подготовке к зарубежному путешествию.
Учить детей группировать потребности по
категориям (товары и услуги).
15 Презентация – «Банк, «Дом, где живут деньги». (Виртуальная
экскурсия.) Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями.
16 Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк» Закрепить знания детей о деятельности банка.
Январь
17 Деловая игра - Раз не найден клад - беги в банке делать вклад.
Дать понятие, что такое вклад и для чего он нужен. Разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что такое проценты.
18 Беседа – «Что такое бюджет? Какие виды
бюджетов бывают?»
Д / И «Расходы и доходы» Сформировать понятие бюджет, какие виды бюджетов есть.
Февраль
19 Беседа: «Состав
семейного
бюджета».
Д / И: «Какие
бывают доходы?». Цель: познакомить детей с составляющими семейного
бюджета. Расширить словарный запас детей
понятиями «бюджет», «доход», «пенсия», «стипендия»,
«детское пособие».
Закрепить понятия «деньги», «зарплата».
20 Беседа: «Какие у
нас
потребности?»
Деловая игра – «Правильный выбор: куда тратить деньги?» Сформировать понятие об основных расходах семьи.
Формировать правильное покупательское поведение у детей дошкольного возраста, объяснить значимость составления списка покупок в целях экономии.
21 Беседа: «Сколько
заработал –
столько и купил».
Д / И: «Что сегодня
я куплю». Цель: учить детей делать покупку с
учетом «заработанных» денег, соотносить свои
желания и возможности в условиях игровой ситуации.
Закрепить понимание детьми того, что является
товаром, а что не продается и не покупается.
Март
22 Беседа о
необходимости
экономии в быту.
Деловая игра – «Семейная копилка. Учимся экономить» Цель: расширять знания детей о труде взрослых, дать
представление о необходимости экономии в быту,
воспитывать трудолюбие.
23 Беседа – «Рекламы разные нужны»
Дать представления о рекламе, о ее назначении.
Учить правильно, воспринимать рекламу.
24 Чтение сказки С. В. Михалков «Как старик корову продавал». Умение использовать рекламу. Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности.
25 Сюжетно-ролевая игра - «Любой труд – оплачиваем» Развивать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.
Апрель
26 Беседа: «Хороший
хозяин».
Чтение и
обсуждение
сказки: А. С.
Пушкин «Сказка о
рыбаке и рыбке». Цель: разъяснить детям, кого называют хорошим
хозяином в семье (того, кто умеет правильно
распределять семейный бюджет».
Закрепить виды потребностей; взаимосвязь
потребностей и возможностей.
27 Чтение Е.
Благинина «Не
мешайте мне
трудиться» Цель: раскрыть решающую роль труда в
удовлетворении потребностей.
28 Сюжетно-ролевая
игра: «Я – хочу стать…». Цель: закрепить знания детей о профессии, пополнить
их новыми сведениями, воспитывать
любознательность.
29 Викторина «Кем
создана вещь?». Цель: прививать интерес к миру профессий через игры
соревновательного характера.
Закрепление полученных знаний.
30 Д / И: «Назови, кто Цель: что делает и продукт его деятельности». Цель: закрепить представления детей о различных
профессиях и результатах деятельности.
31 Квест – игра - «Путешествие в страну финансовой грамотности»
Развивать сообразительность, самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.
Рабочая программа обеспечена средствами обучения и воспитания, в числе которых методическая и детская художественная литература, аудио – видео пособия, дидактические игры. Кроме того, выполнение содержания программы обеспеченно за счёт материально-технических средств и особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды.
Аудио – видео пособия!
Мультфильмы: Смешарики. Азбука финансовой грамотности, Фиксики, Богатый Бобренок, Утиные истории, Секретный клуб миллионеров и детские песни по финансовой грамотности.
1. Демонстрационные картинки:
«Какие бывают деньги», «Банк», «Профессии», «Семья», «Магазин»
«Товарообмен», «Транспорт», «Правила безопасного поведения в магазинах, аптеках и тд.».
2. Муляжи овощей и фруктов, лекарств и другие, одежда для переодевания.
Перечень произведений детской художественной литературы.
Сказки, отражающие труд людей: «Терем – теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь», А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К. И. Чуковский «Федорино горе».
Сказки о потребностях и возможностях: народные сказки «Жадная старуха», «Иван царевич и серый волк», «Как коза избушку построила», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон».
Сказки о труде: народные сказки: «Терем – теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь», А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К. И. Чуковский «Федорино горе».
Сказки о бартере: народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».
Сказки о деньгах: К. И. Чуковский «Муха – цокотуха», Г. Х. Андерсен «Огниво».
Сказки о рекламе: народные сказки «Лиса и козёл», Г. Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михалков «Как старик корову продавал».
Чтение и обсуждение сказок о купле – продаже: народные сказки «Мальчик-с-пальчик», «Чудесная рубашка», С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Игры по финансовой грамотности.
Игры дидактические Игры сюжетно ролевые Игры подвижные, игровые упражнения
«Что продается в магазине?»
«Какой товар лишний?»
«Все по полочкам»
«Путаница»
«Что угодно для души»
«Что сколько стоит»
«Давай поменяемся»
«Деньги»
«Нужные покупки»
«Много - мало»
«Дорого - дешево»
«Потребность - возможность»
«Что откуда берется?»
«Надо» и «хочу»
«Осознанный выбор»
«Собери вместе»
«Домино»
«Пазлы»
«Что дешевле»
«Назови монету»
«Продолжи предложение» «Супермаркет»
«В банке»
«Почта»
«Детский ресторан»
«Торговый центр»
«Аптека»
«Магазин»
«Кафе»
«Ресторан»
«Рынок»
«Салон красоты»
«Кухня»
«Считаем денежки»
«Клад»
«Пересчет»
«Буратино»
«Покупка»
Материально-техническое обеспечение. Основное учебное оборудование.
№ Наименование тематических уголков в группе Перечень основного оборудования
1.
2.
3.
4. Уголок сенсорики
Уголки сюжетно-ролевых
Уголок профессий
Уголок познавательного развития Игровые наборы (пирамидки, монеты, шнуровка и тд.)
Наборы предметов и костюмов для
игры
Книги и фотографии о профессиях.
Диагностика результативности программы.
Эффективность данной программы рассматривается в двух направлениях: личностном и внешнем.
Направление Показатели Информационный материал
Личностное Изменение личностных качеств детей. Наблюдения педагога, тестирование, анкеты. и т. п.
Внешнее Развитие практических умений и навыков, расширение интереса к финансовой грамотности. Участие детей в выставках декоративных работ, развлечениях, праздниках; вручение грамот и дипломов.
Контроль результатов обучения.
Достижения ребёнка сравниваются с исходными возможностями каждого, а не с определёнными стандартами. С этой целью проводится стартовая диагностика, позволяющая понять и оценить уровень умений и навыков. Дальнейшее отслеживание результатов освоения программы проводится в течение года и по итоговому тестированию в конце учебного года.
Подведение итогов по результатам освоения программы проводится в следующих формах контроля:
1) входящая диагностика: собеседование с целью выявления уровня знаний и умений обучающихся, их интересов, способностей при поступлении в кружок;
2) текущий контроль: наблюдение за выполнением заданий, требований педагога;
3) итоговый контроль: научить считать деньги и ресурсы, закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара.
Условия реализации программы.
1. Использование здоровье сберегающих образовательных технологий.
2. Высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс по ДОП в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества.
3. Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для дальнейшего саморазвития.
4. Обеспечение психологического комфорта ребёнка в МБДОУ с целью сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Материально-методическое обеспечение:
В основе программы лежат традиционные и нетрадиционные методы педагогической работы. С целью формирования у детей теоретических и практических навыков при занятиях аппликацией используются теоретические и практические методы. Важное место в данной программе отводится организации совместного творчества детей и педагога, при этом используются различные формы совместной творческой деятельности: коллективно-творческие дела (КТД, игры-драматизации, командные игры.
Материально-техническое оснащение ДО:
1. Ноутбук
2. Проектор
3. Экран
4. Магнитофон
5. Презентации
6. Видеофильмы
7. Книги (методические пособия, альбомы с иллюстрациями и т. п.)
8. Фонотека (подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей.
9. Бумага различного формата и цвета, цветной картон
10. Клеенки
11. Клей и кисти щетинистые для клея
12. Салфетки
13. Ножницы
14. Нитки и ткань
15. Карандаши и фломастеры
16. Пластилин
17. Наглядные материалы (иллюстрации по теме).
Библиотечный фонд:
Авторы Заглавие Город, издательство, год издания. Вид издания
О. А. Блохина, и. о. заведующего кафедрой педагогики и психологии,
О. В. Терешева, старший методист кафедры педагогики и психологии. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО.
Сборник методических разработок.
Калининград
2017 Сборник методических разработок
Галкина Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста Челябинск, 2006. учебное пособие
Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» : пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Образовательная программа