МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная программа «Математический калейдоскоп»

Светлана Резаева
Дополнительная общеобразовательная программа «Математический калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность программы.

Направленность программы по сенсорному развитию по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной.

Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др., которые ребенок может освоить в игровых занятиях. В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с карандашом, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут дифференцированные движения пальцев рук.

2. Новизна программы.

Новизна программы заключается в использовании информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности образования.

3. Актуальность данной программы обусловлена тем, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

В условиях реализации ФГОС ведущей деятельностью является – игра, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности.

В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей раннего и среднего возраста.

В рамках образовательной области «Познавательное развитие» закладываются основы элементарных математических представлений, развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, т. е. осуществляется математическое образование дошкольников.

4. Отличительные особенности программы.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих заключается в использовании дидактических игр по методике М. Монтессори.

5. Педагогическая целесообразность программы.

Основные принципы, заложенные в основу программы:

1. Принцип поэтапности «погружения» в программу. Это самый важный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.

2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений поощрять объяснение ребенком выбора изобразительного материала для изображения.

6. Цель программы.

Развитие и совершенствование сенсорных процессов у детей 3-5 лет.

7. Задачи программы.

3-4 года

Обучающие задачи:

– обучить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине;

– создать условия для обогащения опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом и экспериментирования;

Развивающие задачи:

– развить умения активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие, качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают);

– сформировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форе, количестве, положении в пространстве);

– сформировать представлений о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее);

Воспитательные задачи:

– воспитать волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

4-5 лет:

Обучающие задачи:

– учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине;

– познакомить детей с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине;

– учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.

Развивающие задачи:

– развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины;

– развитие творческого самовыражения личности в продуктивных видах деятельности;

– развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству.

Воспитательные задачи:

– воспитывать интерес к изобразительной деятельности;

– воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами.

8. Возраст детей.

Программа по сенсорному развитию предназначена для работы с детьми 3-5 лет:

– I год обучения – 3-4 года;

– II год обучения – 4-5 лет.

Состав группы – постоянный; мальчики и девочки;

– набор обучающихся – свободный;

– базовые знания.

9. Срок реализации программы.

Двухступенчатый образовательный процесс. Изучение данной программы рассчитано на два учебных года и распределено на три учебных квартала в год.

10. Форма детского образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий:

Данный курс состоит:

– I год обучения – из 31 занятия по 15 минут каждое;

– II год обучения – из 31 занятия по 20 минут каждое.

Занятия проводятся 1 раз в неделю (согласно расписанию) во второй половине дня. Продолжительность курса составляет 8 месяцев.

Индивидуальная работа проводится в 1 и 2 половине дня (в ходе организации режимных моментов) в форме индивидуального общения: группы по 2-4 ребенка. Это позволяет удовлетворить стремление детей к совместным действиям, закреплению знаний и навыков сенсорного развития, полученных в процессе организованного обучения.

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате освоения программы воспитанники должны:

3-4 года

знать:

– шесть основных цветов спектра и их названия, оттенки цветов и их названия, систему цветов;

– пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и их названия;

– вкусовые качества овощей и фруктов.

уметь:

– идентифицировать цвета, геометрические фигуры, вкусовые особенности;

– подбирать предметы по образцу;

– группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, вкус, величина);

– сравнивать оттенки цвета, предметы по величине;

– чередовать предметы по величине;

– сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с эталонами цвета;

– обозначать величину предметов словами;

– воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы;

– находить зрительно фигуру по осязательно воспринимаемому образцу;

– расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей;

– словесно описывать формы предметов.

владеть:

– приёмами обследования формы;

– действиями подбора по образцу;

– способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение, зрительно по осязательно воспринимаемому образцу.

4-5 лет

знать:

– цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый;

– геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник);

уметь:

– ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу используя в изобразительной деятельности;

– соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением;

владеть:

– умением ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник);

– сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине.

В результате реализации программы создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий.

12. Форма подведения итогов.

В конце учебного года (май) проводятся открытые просмотры непосредственно организованной деятельности с приглашением заведующей ДОУ, старшего воспитателя, родителей воспитанников.

Руководители кружков проводят НОД с воспитанниками в рамках обмена опытом (в дошкольном учреждении, на городских и республиканских семинарах); в рамках проведения Дня открытых дверей, декады «Качества социальных услуг».

Воспитанники принимают участие в городских и республиканских выставках, фестивалях, месячниках (по плану работы ДОУ, УО).

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа «Математический калейдоскоп»
Опубликовано: 23 января 2025 в 20:08
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная программа «Математический калейдоскоп»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Резаева (УИ 1258170) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД