Светлана Резаева
Дополнительная общеобразовательная программа «Математический калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы.
Направленность программы по сенсорному развитию по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной.
Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др., которые ребенок может освоить в игровых занятиях. В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с карандашом, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут дифференцированные движения пальцев рук.
2. Новизна программы.
Новизна программы заключается в использовании информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности образования.
3. Актуальность данной программы обусловлена тем, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
В условиях реализации ФГОС ведущей деятельностью является – игра, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности.
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей раннего и среднего возраста.
В рамках образовательной области «Познавательное развитие» закладываются основы элементарных математических представлений, развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, т. е. осуществляется математическое образование дошкольников.
4. Отличительные особенности программы.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих заключается в использовании дидактических игр по методике М. Монтессори.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
1. Принцип поэтапности «погружения» в программу. Это самый важный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений поощрять объяснение ребенком выбора изобразительного материала для изображения.
6. Цель программы.
Развитие и совершенствование сенсорных процессов у детей 3-5 лет.
7. Задачи программы.
3-4 года
Обучающие задачи:
– обучить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине;
– создать условия для обогащения опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом и экспериментирования;
Развивающие задачи:
– развить умения активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие, качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают);
– сформировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форе, количестве, положении в пространстве);
– сформировать представлений о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее);
Воспитательные задачи:
– воспитать волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
4-5 лет:
Обучающие задачи:
– учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине;
– познакомить детей с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине;
– учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.
Развивающие задачи:
– развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины;
– развитие творческого самовыражения личности в продуктивных видах деятельности;
– развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству.
Воспитательные задачи:
– воспитывать интерес к изобразительной деятельности;
– воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами.
8. Возраст детей.
Программа по сенсорному развитию предназначена для работы с детьми 3-5 лет:
– I год обучения – 3-4 года;
– II год обучения – 4-5 лет.
Состав группы – постоянный; мальчики и девочки;
– набор обучающихся – свободный;
– базовые знания.
9. Срок реализации программы.
Двухступенчатый образовательный процесс. Изучение данной программы рассчитано на два учебных года и распределено на три учебных квартала в год.
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
Данный курс состоит:
– I год обучения – из 31 занятия по 15 минут каждое;
– II год обучения – из 31 занятия по 20 минут каждое.
Занятия проводятся 1 раз в неделю (согласно расписанию) во второй половине дня. Продолжительность курса составляет 8 месяцев.
Индивидуальная работа проводится в 1 и 2 половине дня (в ходе организации режимных моментов) в форме индивидуального общения: группы по 2-4 ребенка. Это позволяет удовлетворить стремление детей к совместным действиям, закреплению знаний и навыков сенсорного развития, полученных в процессе организованного обучения.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате освоения программы воспитанники должны:
3-4 года
знать:
– шесть основных цветов спектра и их названия, оттенки цветов и их названия, систему цветов;
– пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и их названия;
– вкусовые качества овощей и фруктов.
уметь:
– идентифицировать цвета, геометрические фигуры, вкусовые особенности;
– подбирать предметы по образцу;
– группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, вкус, величина);
– сравнивать оттенки цвета, предметы по величине;
– чередовать предметы по величине;
– сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с эталонами цвета;
– обозначать величину предметов словами;
– воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы;
– находить зрительно фигуру по осязательно воспринимаемому образцу;
– расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей;
– словесно описывать формы предметов.
владеть:
– приёмами обследования формы;
– действиями подбора по образцу;
– способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение, зрительно по осязательно воспринимаемому образцу.
4-5 лет
знать:
– цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый;
– геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник);
уметь:
– ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу используя в изобразительной деятельности;
– соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением;
владеть:
– умением ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник);
– сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине.
В результате реализации программы создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий.
12. Форма подведения итогов.
В конце учебного года (май) проводятся открытые просмотры непосредственно организованной деятельности с приглашением заведующей ДОУ, старшего воспитателя, родителей воспитанников.
Руководители кружков проводят НОД с воспитанниками в рамках обмена опытом (в дошкольном учреждении, на городских и республиканских семинарах); в рамках проведения Дня открытых дверей, декады «Качества социальных услуг».
Воспитанники принимают участие в городских и республиканских выставках, фестивалях, месячниках (по плану работы ДОУ, УО).