Шаехова Альбина Рузильевна
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Северные мотивы»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Северные мотивы»
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М. И. Калинин
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Актуальность программы «Северные мотивы» заключается в том, что она является комплексной по набору техник, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни. В настоящее время важно сохранять культуру хантыйского и других народов Севера для приобщения к ней детей старшего дошкольного возраста и их родителей, формирования у них интереса к образу жизни коренных народов Севера, их самобытной культуре, уникальной истории и традициям, что очень важно для развития и закрепления опыта народов и поколений, а также для сохранения и продолжения в веках культуры малочисленных народов Севера.
Вместе с тем, актуальность программы обусловлена также тем, что развитие воображения, фантазии, творческой интуиции и в целом художественного сознания ребёнка можно и нужно начинать с освоения художественных настроений и эмоций, общих для всех видов искусств, с формирования уважения к народным традициям, национальному богатству, с формирования способности получать удовольствие от общения с природой.
Благодаря этому художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Так же появляется систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности, обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Законодательно – нормативное обеспечение программы
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрирован 26.09.2022 № 70226)
- ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МБДОУ № 6 «ВАСИЛЕК» от 22.11.2021 г. №2
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Северные мотивы» имеет художественную направленность.
Отличительные особенности программы
Отличительная черта программы заключается в том, что она учитывает регионально-краеведческий принцип: по средствам рисования и ознакомления с изобразительным искусством приобщает детей к культуре и искусству родного края. Позволяет объединить образовательную деятельность с календарем памятных дат, происходящих в городе, формировать любовь к своей малой родине.
Содержательная связь тематического плана программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач (развитие любознательности, познавательных способностей для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов, успешной социализации в современном мире, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Программа предполагает межпредметные связи, тесно переплетаясь с областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Главный критерий отбора программного материала — составлен для детей старшего дошкольного возраста с учетом интеграции образовательных областей.
Особые образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные, которые может проявить ребенок с недостатками развития в процессе обучения.
Прослеживается централизация тем с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, выставка, беседа и т. д.).
Планирование образовательного процесса должно основываться на комплексно - тематическом планировании. При разработке и составлении программы мной учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста, их потребности, программные требования и самое главное интересы детей.
Новизна и практическая значимость программы:
Новизну программы представляет распределение материала по четырем модулям.
Название модуля
1 Модуль 1 «Моя семья и ХМАО-Югра»
2 Модуль 2 «Природа ХМАО-Югры»
3 Модуль 3 «Коренные жители ХМАО-Югры»
4 Модуль 4 «Выставка, презентация»
В каждом модуле материал распределен последовательно, по степени усложнения. Что позволяет легко ориентироваться в планировании занятий, она спроектирована на основе интеграции всех образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) и направлена на формирование творческих способностей у детей, а также развитие всех психических процессов.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит художественному творчеству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Практическая значимость программы заключается в том, что тематический план составлен понятно и доступно с теоретической и практической частью.
Адресат программы:
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 6-7 лет.
Объём и срок освоения программы:
Объем программы – 72 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Уровень программы: «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы; развитие мотивации к определенному виду деятельности.
Особенности организации образовательного процесса:
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления); развиваются: умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. К 6-7 годам ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему успешно овладевать новыми знаниями и умениями, содействовать проявлению и развитию в трудовой деятельности необходимых качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.
Основные направления программы дополнительного образования «Северные мотивы»:- Нетрадиционные формы рисования
- аппликация
- лепка
- ручной и художественный труд
- пластилинография
- конструирование
- оригами.
Набор в группы осуществляется только на основе желания детей заниматься творчеством.
Численность группы – 8-10 человек.
Цель и задачи программы:
Цель:
развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, через формирование устойчивого интереса к различным видам декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- обучить приемам нетрадиционной технике рисования и способам изображения с использованием различных материалов в изготовлении традиционных видов изделий, раскрыть истоки народного творчества;
- закреплять и расширять знания, полученные на занятиях по Программе формирования ценностного отношения к природе и культуре ХМОА –Югры у детей старшего дошкольного возраста «Наследие Югры» и т. д., и способствовать их систематизации;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
Развивающие:
- развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, любознательность;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, умение работать самостоятельно и в коллективе;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Содержание программы.
План работы по программе «Северные мотивы» рассчитан на 1 учебный год.
Каждое занятие, включает теоретическую и практическую часть.
Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о культуре, ремесле, народном творчестве и жизни, национальных промыслах народов Севера.
Практическая часть — это выполнение работы с использованием материалов, инструментов и приспособлений; соблюдение правил безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов.
Методические материалы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Северные мотивы» (далее – Программа) художественной направленности, реализуется на основе методического пособия Программе формирования ценностного отношения к природе и культуре ХМОА –Югры у детей старшего дошкольного возраста «Наследие Югры»
Методы обучения выбираются в зависимости от поставленных задач, возрастных особенностей детей, их подготовленности, а также на разных этапах обучения. Основные формы и средства обучения:
1. Теоретические занятия
2. Практическая игра.
Основные методы, формы и средства обучения:
- наглядные (образец, показ педагога, пример, помощь);
-словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование художественного слова);
- практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года.
Методические рекомендации по проведению занятия:
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Во вступительной части проводится беседа, рассказ с использованием местного колорита.
Во время основной части дети должны, как можно больше проявлять самостоятельность.
В программе указано количество часов на изучение каждого раздела.
При реализации дополнительной образовательной программы два раза (сентябрь - вводная, май - итоговая) в течение учебного года проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (оценка индивидуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1. Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития):
2. Оптимизации работы с группой детей.
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ.
Работа с родителями предусматривает:
родительские собрания;
индивидуальные беседы и консультации;
анкетирование, социологический опрос родителей;
совместные воспитательные мероприятия.
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы «Северные мотивы» формируются следующие универсальные учебные действия:
Предметные:
- сформированы способности к самоорганизации;
- сформированы культуру общения и поведение в социуме;
- сформированы такие качества как: трудолюбие, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, уважение к чужому труду и результатам труда;
- воспитано уважительное отношение к культурному наследию разных народов.
Метапредметные:
Регулятивные действия:
- сформирована потребность в самостоятельности, ответственности, активности и саморазвитии;
- умеют работать в коллективе;
- умеют управлять своей деятельностью: обсуждать, обобщать, сравнивать, контролировать, анализировать;
- формирование и развитие умения логических операций (суждение, обобщение, сравнение);
Личностные:
- сформирован познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству;
- сформированы навыки работы с разнообразными материалами, соблюдения техники безопасности при работе и организации рабочего места;
- освоены основные технологические приемы рукоделия: бумагопластика, оригами, вышивка, пластилинография и др.
Условия реализации и материально-техническая база для реализации программы:
Успешная реализация программы во многом зависит от правильной организации рабочего пространств. Помещение должно быть хорошо освещено. Методический материал, творческие работы должны храниться на специальных стеллажах. Помещение должно быть оборудовано специальными партами для рисования и занятий декоративно-прикладным творчеством.
Специальные помещения:
- кабинет дополнительного образования.
Инвентарь кабинета: столами для рисования, мольбертом, различными материалами и средствами изобразительной деятельности, для лепке/аппликации, шитья, конструирования, пластилинографии, оригами, интерактивной доской и компьютером, демонстрационными материалами для предметного и сюжетного рисования дидактическими играми и пособия, стендом для выставочных детских работ.
Оборудование кабинета:
- Объемные экспонаты: барельеф «Олени в упряжке», хантыйская кукла «Акань», куклы в народных костюмах ханты и манси, амулеты, туесок, украшения из бисера, колыбель,
макет чума, лабаза.
- Архив: символика города Сургута и ХМАО-Югры, видеофильмы о городе и округе,
карта города и округа.
- Фотоматериал: альбомы «Мой папа – нефтяник», «Если ты увидишь север – не забудешь никогда», «Природа края», «В некотором царстве, в нефтяном государстве», «Ханты – наши соседи», «Путешествие по Оби», каталог «Хантыйская одежда», наборы открыток с видами города и достопримечательностями города Сургута, календари, плакаты.
- Литературный материал авторов и сказителей ХМАО-Югры: М. Анисимковой, Е. Айпина, А. М. Коньковой, Л. Кошиль, А. Тарханова, Ю. Шесталова, Г. Слинкиной, Е. Володиной и др.
- Картотека дидактических, сюжетно-ролевых, творческих, развивающих и подвижных игр, игр-драматизаций и материалов, способствующих расширению знаний обучающихся о родном городе и округе.
- Рабочая тетрадь. Зашихин Е. С., Киричек Е. А., Проснякова Т. Н. «Моя Югра. Край, в котором я живу».
Материалы: картон (белый и цветной, клей ПВА, природный материал (засушенные растения, листья, шишки, желуди, веточки, хвоя, береста, мох, крупы (пшено, манка, макаронные изделия, рис, семена растение, косточки фруктов, пластилин, ткань, разнообразные аксессуары для украшений (камешки, ракушки, бусины, бисер, салфетки, поролон, пенопласт, глина, проволока, зубочистки, палочки, стеклянные баночки, баночки для воды, палитра, альбомные листы, гуашь, акварель, кисточки, ножницы, скотч, клеенка.
Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место педагога (ПК, проектор)
Кадровые условия:
Требования к квалификации педагога дополнительного образования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
Список литературы.
1. Аверьянова А. П. “Изобразительная деятельность в детском саду” – М. : Мозаика Синтез, 2001, 96с.
2. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю., “Игрушки из бумаги” – Спб. : Регата, 2000, 192с.
3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М. : Просвещение, 2011. – 362 с.
4. Давыдова Г. Н. “Детский дизайн. Пластилинография”. М. :Скрипторий, 2006, 80с.
5. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. “Аппликация в детском саду” - Ярославль: Академия развития, 2000, 144с.
6. Моргунова К. «Фигурки животных из природных материалов-М. : Эксмо,2011.-64с.
7. Петрова И. М. “Объёмная аппликация” – Спб. : Детство-пресс, 2002, 48с.
8. Рябко Н. Б. “Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика” – М. : Педобщество России, 2009, 64с.
9. Швайко Г. С. “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду” – М. : Владос, 2002, 176с (старшая группа, 160с (подготовительная группа).
10. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В. и др. «Волшебный мир народного творчества». В 2ч. -М. : Просвещение,2004, 79с.
11. Решетникова Р. Г., «Декоративно – прикладное искусство обско- угорских народов» Методическое пособие для воспитателей детских садов. - Москва, Икар 1997.-38с.
12. Болобан М. «Ознакомление детей с традициями народов Севера»//Дошкольное воспитание. 1989. №2. С. 12-16.
13. Молданова Т. А. «Разные орнаменты» // Югра. 1992.-№7. С. 55-56.
14. Молданова Т. А. «Хантыйские изделия из бисера» // Югра. 1993. №12. С. 50-52.
15. Немысова Е. А., Лозямова З. Н. «Акань – хантыйская кукла» // Северные просторы. 1989. №4. С. 24
16. Орнамент народов Западной Сибири: Сб. статей / Под ред. Н. В. Лукиной. Томск. Издательство Томского университета, 1992. 146с.
17. Пантелеева. «Декоративно – прикладное искусство России»// Дошкольное воспитание. 1992. С. 33-34.
18. Богораз В. «Домашняя утварь» // Северные просторы. 1989. №6. С. 39-42.
19. Ерныхова Е. «Коробка из бересты»// Югра. 1993. №3. С. 55-56.
20. Программе формирования ценностного отношения к природе и культуре ХМОА –Югры у детей старшего дошкольного возраста «Наследие Югры»
21. Учебное пособие «Моя Югра. Край, в котором я живу», Е. Л. Запольская, Т. Н. Проснякова, С. А. Якоб; - М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА
22. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2010.