Наталья Попонова
Дополнительная образовательная программа «Юные музыканты» для детей 4–8 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования Саратовской области
ГБУ Саратовской области «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей» г. Балаково
Рекомендовано к утверждению «Утверждаю»
Педагогический совет/методический совет
ГБУ СО «ЦППМС» г. Балаково
Протокол заседания №___
«___» ___ 2021 г. Директор ГБУ СО «ЦППМС» г. Балаково
___ Т. А. Бузаева
Приказ №___от «___» ___ 2021г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Юные музыканты»
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Юные музыканты“ для детей 4–8 лет» размещена в разделах
возраст участников: 4-8 лет
срок реализации программы : 12 часов
Составитель: музыкальный руководитель Попонова Наталья Геннадьевна
Уровеньпрограммы : ознакомительный
Срокреализации программы :12 часов
Возрастнаякатегория: 4-8 лет
Составгруппы:4-6 человек
Формаобучения:очная
Видпрограммы :модифицированная
Программа переутвержденана 20___год, протокол педагогического/методического совета
№__ от «__» ___ 20__ г.
Директор ГБУ СО «ЦППМС» г. Балаково
Бузаева Т. А___
(подпись)
Программа переутвержденана 20___год, протокол педагогического/методического совета
№__ от «__» ___ 20__ г.
Директор ГБУ СО «ЦППМС» г. Балаково
Бузаева Т. А___
(подпись)
Балаково, 2021 г.
Паспорт программы
1) Наименование программы «Юные музыканты»
2) Разработчик программы Попонова Наталья Геннадьевна, музыкальный руководитель в государственном бюджетном учреждении Саратовской области «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей» г. Балаково.
3) Цели и задачи программы Цель :
Активное приобщение к музыке, развитие
интереса к музицированию.
Задачи:
- расширить кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами;
- познакомить детей с приемами игры на детских музыкальных инструментах;
- закрепить у детей навыки совместной игры, развить чувство ансамбля;
- познакомить с правилами хранения музыкальных инструментов;
- научить изготавливать музыкально-шумовые инструменты;
- развить способность понимать дирижерский жест;
- развить музыкальные способности (музыкальную память, слух, чувство ритма, музыкальное мышление).
4)Сроки реализации программы 12 часов
5) Исполнители программы Попонова Наталья Геннадьевна, музыкальный руководитель Центра
6) Планируемые результаты программы К концу обучения по данной программе учащиеся должны достигнуть следующих результатов:
предметные результаты:
- знает названия муз. инструментов (барабан, бубен, треугольник, маракас и т. д.) и правила их хранения; - понимает дирижёрский жест;
- умеет играть на музыкальных инструментах;
-выполняет творческую работу по предложенной тематике (изготовление шумелок).
личностные результаты:
развиты базовые музыкальные способности :
- музыкальная память;
- музыкальный слух;
- эмоциональная отзывчивость на музыку;
- умение работать в группе, создавая дружеские взаимоотношения со сверстниками.
метапредметные результаты:
- выражает свое отношение к музыке в пластике, жесте;
- понимает элементы музыкальной грамоты как средство выразительности музыкальной речи.
7) Организация контроля реализации
программы Административный контроль.
Итоговый контроль: выступление на мероприятиях.
Изготовление музыкально- шумового инструмента.
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Направленность
«Юный музыкант» - программа дополнительного образования художественной направленности.
Программа направлена на музыкальное развитие детей с ОВЗ, повышение мотивации ребенка к познанию, развития творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Детское музицирование - одна из самых доступных форм ознакомления детей с миром музыки. Игра на детских музыкальных инструментах способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей с ОВЗ.
Новизна
Используя в программе принцип интеграции всех видов детской деятельности на музыкальных занятиях : музыкальной, двигательной, коммуникативной, исполнительской, мною добавлена практическая деятельность, изготовление музыкально – шумовых инструментов.
Актуальность
Музыкальные занятия позволяют каждому ребёнку с ОВЗ, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии.
На музыкальных занятиях музыка используется нами в качестве интегрирующего средства, которое объединяет эмоциональные, интеллектуальные, физические и социальные факторы, непосредственно влияющие на ребёнка.
В детской психологии и методике развития речи хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.
Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление слитной речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что игра на музыкальных инструментах - это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, различают красоту звучания. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности.
Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. У детей улучшается качество пения, музыкально – ритмических движений, они чётче воспроизводят ритм.
Отличительная особенность
В ходе разработки программы были проанализированы материалы общеразвивающих программ дополнительного образования : Т. А. Мезенцевой «Весёлый оркестр» и Е. Е. Кудряшовой «Весёлый оркестр».
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в том, что в своей программе я использую принцип интеграции видов детской деятельности в процессе занятий: музыкальной, двигательной, коммуникативной, исполнительской, творческой.
Адресат программы Программа написана для детей с ОВЗ 4-8 лет.
Уровеньпрограммы : ознакомительный
Срок реализации программы : 12 часов.
Формы обучения: групповая, очная.
Режим занятий: 1 час в неделю, продолжительностью 20-25 мин.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы :
Активное приобщение к музыке, развитие интереса к музицированию.
Задачи:
- расширить кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами;
-познакомить детей с приемами игры на детских музыкальных инструментах;
- закрепить у детей навыки совместной игры, развить чувство ансамбля.
Формы контроля:
Административный контроль.
Итоговый контроль: выступление на мероприятиях.
1.3. Планируемые результаты
- знает названия муз. инструментов (барабан, бубен, треугольник, маракас и т. д.) и правила их хранения; - понимает дирижёрский жест;
- умеет играть на музыкальных инструментах;
-выполняет творческую работу по предложенной тематике (изготовление шумелок).
личностные результаты:
развиты базовые музыкальные способности :
- музыкальная память;
- музыкальный слух;
- эмоциональная отзывчивость на музыку;
- умение работать в группе, создавая дружеские взаимоотношения со сверстниками.
метапредметные результаты:
- выражает свое отношение к музыке в пластике, жесте;
- понимает элементы музыкальной грамоты как средство выразительности музыкальной речи.
Оценка эффективности реализации Программы.
Количественные параметры:
-количество детей, умеющих играть на музыкальных инструментах;
-доля детей умеющих играть в ансамбле.
Качественные параметры:
-уровень определения музыкальных форм.
1.4. Учебный план
№п/п Наименование тем Количество часов
Аудиторные Всего
теория практика
1 Вводное занятие. Входящий мониторинг/входящая диагностика 0,5 0,5
1
Модуль «Знакомство с музыкальными инструментами»
2.1 Мир музыкальных инструментов 0,5 0,5 1
2.2 Ударные и мелодические инструменты 0,5 0,5 1
2.3 Звуки бывают разные 0,5 0,5 1
2.4 Игра «Угадайка» - 1 1
2.5 Элементарная музыкальная грамота 0,5 0,5 1
2.6 Учимся передавать ритм - 1 1
Модуль «Игра в ансамбле»
3.1 Что такое ансамбль 0,5 0,5 1
3.2 Ансамбль - 1 1
3.3 Музыкальные инструменты самоделки 0,5 0,5 1
3.4 Юные музыканты - 1 1
4 Исходящий мониторинг «Музыкальная викторина» 0,5 0,5 1
Итого 5 7 12
1.5. Содержание программы
1. Название темы «Мир музыкальных инструментов».
Теория: беседа «Разнообразие инструментов».
Познакомить детей с миром музыкальных инструментов, их происхождением: бубен, барабан, деревянные ложки, маракасы, металлофон и т. д.
Практика: «Слушание»
Слушаниемузыкального произведения в исполнении шумового оркестра («Полька» Штраус, перечислить знакомые инструменты которые звучали.
2. Название темы «Ударные и мелодические инструменты».
Теория: беседа с обсуждением «Ударные и мелодические инструменты».
Дать понятие: шумовые, мелодические, ударные инструменты.
Учить узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду. Слушать звучание музыкального инструмента в собственном исполнении.
Практика: «2х дольный размер, сильная доля»
Слушание русской народной песни «Ах вы, сени, мои сени».Учащиеся исполняют р. н. п. на музыкальных инструментах (барабан, ложки, бубен, маракасы).
3. Название темы «Звуки бывают разные».
Теория: беседа с обсуждением «Звуки бывают разные».
Музыкально - слуховые представления: высокие и низкие звуки, динамические оттенки (тихо - громко).
Практика: «Игра на музыкальных инструментах»
Игра на музыкальных инструментах изображая разных животных, закрепить тем самым характер звучания инструмента.
4. Название темы «Угадай-ка».
Практика:«Музыкально- дидактические игры»
Дети на слух определяют звучание музыкального инструмента. Исполняя на нем импровизированную мелодию самостоятельно.
Музыкально- дидактические игры : «Угадай, на чем играю», «Бубен», «Оркестр»,
«Пока звучит музыка», «Тихо-громко», «Беседа», «Телеграмма», «Эхо», «Дирижер».
5. Название темы «Элементарная музыкальная грамота».
Теория:беседа с обсуждением «Элементарная музыкальная грамота»
Знакомство детей с элементарной музыкальной грамотой : метроритм, с сильной долей в 2х дольном размере.
Практика: «Игра- импровизация»
Под «Марш» муз. Надиненко, дети строем идут по кругу выделяя сильную долю ударом в бубен.
Игра «Импровизация»- учащиеся играют на выбранном ими музыкальном инструменте ритмический рисунок, со счетом вслух (2/4) выделяя сильную долю.
6. Название темы «Учимся передавать ритм».
Практика:«Игра на инструментах с пением потешек»
Учащиеся поют потешки и играют на музыкальных инструментах, выделяя сильные доли в 2х дольном размере.
Модуль 2 «Игра в ансамбле»
1. Название темы «Что такое ансамбль?».
Теория: беседа с обсуждением «Что такое ансамбль?».
Дать понятие «ансамбль». Учимся играть ансамблем, вместе вступать и заканчивать игру на музыкальных инструментах. Правильно извлекаем звук.
Играть и заканчивать игру вместе, понимать жест дирижера.
Практика:«Игра на муз. инструментах»
Овладеть игрой на ударных инструментах: бубне, барабане, деревянных ложках, маракасах.
Овладеть игрой на мелодических инструментах: дудочках, металлофоне.
Играть и заканчивать игру вместе, понимать жест дирижера.
2. Название темы «Ансамбль».
Практика:«Игра в ансамбле»
Учимся играть ансамблем, вместе вступать и заканчивать игру на музыкальных инструментах (русская народная музыка). Правильно извлекаем звук.
3. Название темы «Музыкальные инструменты самоделки».
Теория: показ-объяснение «Изготовление шумелки»
Изготавливаем вместе с детьми музыкальные инструменты «шумелки». Анализируем звучание каждого инструмента.
Практика: «Творческая работа»
Изготовление шумелки.
4. Название темы «Юные музыканты».
Практика:«Практическое задание»
Слушание, музыкальный анализ (темп, динамика, ритм и т. д.) русской народной мелодии. Подбор музыкально-шумовых инструментов для исполнения. Разучивание партий.
5 Название темы «Музыкальная викторина».
Музыкальная викторина проводится в игровой форме. Подведение итогов.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
2.1.1. нормативно-правовое обеспечение проектирования программы представлено вследующих нормативных документах:
1. ФедеральныйзаконРоссийскойФедерацииот29декабря2012г. №273-ФЗ «ОбобразованиивРоссийскойФедерации»(в редакции от 17.02.2021);
2. Концепцияразвитиядополнительногообразованиядетей,утвержденнаяраспоряжениемПравительстваРоссийскойФедерацииот4сентября2014г. №1726-р;
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025года,утвержденная распоряжениемПравительстваРФ от29.05.2015 г. №996-р;
4. ПриказМинистерствапросвещенияРФот09ноября2018 г. №196 «ОбутвержденииПорядкаорганизациииосуществленияобразовательнойдеятельностиподополнительнымобщеобразовательнымпрограммам» (ред. 30.09.2020);
5. Приказ от 23 августа 2017 года N 816б утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ;
6. Санитарные правила СП 2.4.3648-20"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28);
7. ПриказМинтрудаРоссииот05мая2018г. №298 «Обутверждениипрофессиональногостандарта «Педагогдополнительногообразованиядетейивзрослых»(зарегистрированМинюстомРоссии28августа2018г. ,регистрационный№25016);
8. Устав ГБУ СО «ЦППМС» г. Балаково;
9. Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ ГБУ СО «ЦППМС» г. Балаково.
2.1.2. материально-техническое обеспечение
1. Компьютер
2. Проектор
3. Музыкальные инструменты :
-фортепианно;
-барабан;
-маракас;
-бубен;
-трещётка;
-треугольник;
-металлофон;
-ксилофон
и т. д.
4. Музыкально- дидактические игры :
«Угадай, на чем играю»,
«Бубен»;
«Оркестр»;
«Пока звучит музыка»;
«Тихо-громко»;
«Беседа»;
«Телеграмма»;
«Эхо»;
«Дирижер».
5. Материал для изготовления шумелок:
- пластиковые баночки;
- крупа (горох, пшено, рис и т. д.);
- пластилин.
2.2. Формы контроля
Входящая диагностика, Текущий контроль М I4 занятие «Угадай-ка», исходящая диагностика.
2.3. Формы подведения итогов
Выступления на мероприятиях Центра, изготовление музыкально-шумового инструмента.
2.4. Методическое обеспечение программы
2.4.1. Образовательные технологии, используемые в программе :
Технология личностно-ориентированного обучения: выстроена система индивидуальной работы с детьми (учитывающий актуальный уровень развития и индивидуальные особенности обучающихся, которая включает:
–– консультирование учащихся при выполнении ими индивидуальных заданий;
– дозированную помощь педагога.
используемые в программе :
Технология личностно-ориентированного обучения: выстроена система индивидуальной работы с детьми (учитывающий актуальный уровень развития и индивидуальные особенности обучающихся, которая включает:
–– консультирование учащихся при выполнении ими индивидуальных заданий;
– дозированную помощь педагога.
Технология педагогической поддержки деятельность педагога направлена на оказание помощи воспитанников в решении их индивидуальных проблем. Логика подачи материала в программе основана на принципе «от теории – к практике», «от простого - к сложному». Это связано с тем, что теоретические знания, полученные на лекционных занятиях, необходимо обязательно применить в практической деятельности для закрепления навыков организаторской деятельности, именно это умение – применить теорию к практике – станет критерием успешности реализации программы.
2.4.2. Формы занятий, методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса
№п/п Наименование тем Форма занятий Приемы и методы Форма подведения итогов
1 М I. Тема:1-3; 5-6.
М II. Тема : 1,2 беседа, игра, наблюдение, словесный, наглядный, практический Анализ экспериментальных данных, обсуждение и т. д.
2 М I. Тема:4
М II. Тема:5 беседа, игра игровой Текущий контроль
Анализ экспериментальных данных, обсуждение и т. д.
3 М II. Тема:3 творческая мастерская словесный, наглядный, практический Анализ экспериментальных данных, обсуждение и т. д.
Текущий контроль
4 М II. Тема: 4 практическое задание словесный, наглядный, практический Анализ экспериментальных данных, обсуждение и т. д.
2.5. Оценочные материалы
Критерий
Показатель Индикатор Диагностический инструментарий
I Критерий освоения образовательной программы 1. Теоретическая подготовка по освоенному материалу программы Соответствие теоретических знаний программным требованиям Тестирование по методике О. П. Радыновой
2. Практическая подготовка Соответствие умений по программному содержанию Выставка шумелок,
выступление на мероприятии
II Группа критериев личностного развития
Работа в паре, в коллективе Дружеские взаимоотношения Умение работать в коллективе Наблюдение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
«Ладушки-ладушки» Сборник русских народных потешек. О. Емельянова, издательство2001 г.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1.«Угадай, на чем играю»
2.«Бубен»
3.«Оркестр»
4.«Пока звучит музыка»
5.«Тихо-громко»
6.«Беседа»
7.«Телеграмма»
8.«Эхо»
9.«Дирижер»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Белкина В. Н., Васильева Н. Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль: Академия развития, 2001.
2. Бублей С. Детский оркестр. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Изд. 2-е. Л. : Музыка, 1989 – 109 с.
3. Бугаева, З. Н. Музыкальные занятия в детском саду [Текст] / З. Н. Бугае-ва. - М. : АСТ: Донецк: Сталкер, 2005. – 301 с. 6. Давыдова, М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы [Текст] / М. А. Давыдова. – М. : ВАКО, 2006. – 240 с
4. Майзингер С. Ю. Знакомство с жанрами детского фольклора: методиче-ское пособие / КГБОУ СПО «Красноярский колледж искусств имени П. И. Иванова-Радкевича». – Красноярск: Рекламно-полиграфический центр «Торос», 2010. – 68 с.
5. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа.
6. Тютюнникова Т. Э. Доноткино. Часть 1. М. : Педагогическое общество России, 2005 – 59 с.
7. Тютюнникова Т. Э. Доноткино. Часть 2. М. : Педагогическое общество России, 2005 – 90 с. 8. Тютюнникова Т. Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1 Игры звуками. – 98 с. 9. Тютюнникова Т. Э. Под солнечным парусом или пол т в другое измерение: Учебно-методическое пособие для начального музыкального обучения. – СПб: издательство «Музыкальная палитра», 2008. – 68 с. Музыкальная литература