Папки-передвижки

Дополнительная образовательная программа музыкального кружка «Детский оркестр» для детей 4–5 лет

Александра Постовалова
Дополнительная образовательная программа музыкального кружка «Детский оркестр» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная

образовательная программа

художественной направленности

для детей среднего возраста

от 4 до 5 лет

«Детский оркестр»

МБДОУ «Детский сад № 1 «Светлячок»

города-курорта Железноводск Ставропольского края

на 2023-2024 уч. год.

Составитель:

Постовалова Александра Викторовна

Срок реализации: 1 год

Публикация «Дополнительная образовательная программа музыкального кружка „Детский оркестр“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах

Структура программы дополнительного образования детей :

1. Пояснительная записка

2. Учебно-тематический план

3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

4. Список литературы

1. Пояснительная записка

Программа направлена на обучение через творчество, которое непосредственным образом способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребёнке, и развитие которой становится всё более очевидной задачей образования. Оно может способствовать не только обучению музыке, но и формированию здоровой психики ребёнка, его эмоциональному развитию, социализации, способности к сопереживанию.

Обучение через творчество может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или производству продуктов искусства, сколько для создания хорошего человека. Прикоснувшись к творчеству, человек оказывается способен воспринимать мир ещё на одном языке, не с помощью слов и интеллекта, а на основе интуитивного познания.

Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно.

Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливаться и меняться, пока нужное решение не будет найдено. И для достижения этой цели нет лучше средства, чем уроки музыки, уроки музыкальной импровизации, активного творческого музицирования, которые станут для детей уроками жизни.

Новизна программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как элементарное музицирование, двигательные импровизации, декламации, фантазирование, музыкальные игры, которые помогают развивать у детей не только музыкальные способности, но и контроль за движениями, умение слушать и концентрировать внимание, развивать осознанное отношение к себе и другим людям, развивать социальные навыки.

Сегодня актуальность музыкального воспитания подрастающего поколения возрастает как никогда; мы можем говорить о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к музыкально-эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворённой счастливой жизни и самореализации как личности.

Педагогическая целесообразность данной программы в том, что элементарное музицирование с дошкольниками – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой, развитие творческих способностей детей.

Основная цель таких занятий: доставить удовольствие детям, помочь им войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней; сделать жизнь детей лучше и счастливее.

Цели и задачи:

Исследование звуковых свойств различных материалов и предметов из них (бумажных, деревянных, стеклянных, металлических); детских музыкальных инструментов орфовских и шумовых, а также голоса и артикуляционного аппарата);

Приобретение разностороннего опыта звуковых ощущений;

Исследование различных способов получения звука и приобретение навыков игры на инструментах;

Развитие тонкого тембрового и звуковысотного слуха;

Развитие детской музыкальной импровизации и устной композиции;

Развитие детского воображения, творчества и фантазии.

Отличительными особенностями данной программы являются игровые методы проведения занятий, использование программы Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», методики по системе музыкальной педагогики Карла Орфа.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 4-5 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы – 1 год.

Формы и режим занятий. Занятия кружка проходят раз в неделю в свободное от занятий время и длятся 20 минут. Основой для развития детской музыкальной импровизации на занятиях музыкального кружка является программа Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», созданная по системе музыкальной педагогики Карла Орфа.

Все кружковые занятия построены в игровой форме и вызывают огромный интерес у детей, ведь игры звуками – это ничем не ограниченный полёт фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу «плохо или хорошо» ты что-либо сделал.

Кружковые занятия имеют свою структуру. Каждое занятие включает в себя игры со звуками (знакомство с многообразием звуков и способы звукоизвлечения, игры с инструментами (изучение инструментов и способов игры на них, озвучивание стихов и сказок, фантазирование (создание звуковых композиций на предложенные темы, спонтанные детские импровизации (сыграй, как ты хочешь, отчасти фиксированные детские импровизации (озвучивание графических партитур – «донотное письмо», двигательные импровизации, декламации (исследование и изучение на практике возможностей своего голосового аппарата).

Применение музыкальных игр из сборника Джона Бина и Амилии Оулдфилд помогают развивать у детей не только музыкальные способности, но и контроль за движениями, умение слушать и концентрировать внимание, развивать осознанное отношение к себе и другим людям, развивать социальные навыки.

Мы в своём детском саду даём возможность детям войти в мир фантазии, находчивости и изобретательности, где они не скованы никакими ограничениями. Возможность быть принятым без всяких условий (хорошо придумал, интересно или не очень, просто повторил) позволяет ребёнку быть самим собой, а значит, проявлять свою индивидуальность.

Элементарное музицирование завоевало огромное расположение наших воспитанников. На своих занятиях я использую двигательные, инструментальные, интонационно-речевые импровизации и различные комбинации из них. Детские импровизации на занятиях являются коллективными, что позволяет каждому ребёнку найти в ней своё место, независимо от уровня его музыкальных способностей. Применение игровых фонопедических упражнений также даёт возможность каждому ребёнку по-своему выразить себя в жестовых и звуковых импровизациях-сопровождениях.

Метод элементарного музицирования я использую при озвучивании детьми стихотворений («Дед-Мороз» Клоковой, «Апрель» Маршака, сказок («Теремок», «Курочка Ряба», «Под грибом» Сутеева, рассказов о явлениях природы, в «украшении» музыкальных пьес («Осенняя песнь» и «На тройке» Чайковского, «Зимний вечер» Сорокина, «Снег танцует» Дебюсси, «Утро» и «Прогулка» Прокофьева и др.)

Главный критерий правильности методики работы с детьми – то удовольствие, которое получают дети, и то спонтанное выражение радости, которое сопровождает их деятельность на занятиях.

Уяснив связь между звучанием разных предметов, шумовых и музыкальных инструментов с изобразительными свойствами этих звуков, дети с воодушевлением в самое короткое время сочиняют множество звуковых и музыкальных пьес («Тихий и проливной дождик», «Марш игрушечных солдатиков», «Разговор дождя и ветра», «Лошадка скачет», «Гром, молния и дождик», «Весёлый и грустный Буратино», «Разговор лошадки и ёжика», «Лунная дорожка» и др.)

Работа с детьми в этом направлении ведётся и в группах в свободное от занятий время, в совместной деятельности воспитателя с детьми. Мною созданы групповые фонотеки для слушания детьми с воспитателями музыки для игр со звуками из цикла «Звуки окружающего мира» (авторы – Алексеева и Тютюнникова, классической музыки и музыкальных сказок.

Благодаря методу элементарного музицирования, музыкальное воспитание детей проходит в интересной и увлекательной для детей форме. Сочиняя, импровизируя, дошкольники становятся более инициативны, самостоятельны, раскованы.

Ожидаемые результаты. Разнообразие используемых форм и методов работы позволяют способствовать:

- развитию музыкальных и творческих способностей детей;

- поддержанию интереса к игре на музыкальных инструментах;

- формированию креативного и творческого мышления;

- развитию музыкально-сенсорных способностей;

- воспитанию инициативности и самостоятельности детей.

Способы определения результативности – педагогическая диагностика.

Формы подведения итогов. С концертным музицированием дети выступают на праздниках и утренниках в детском саду. В результате занятий у дошкольников формируется устойчивый интерес к элементарному творческому музицированию и потребность в этой деятельности.

Основными документами, регламентирующими ценностно-целевые и методологоческие основы данной Программы, являются:

• Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы ДОУ»

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», регламентирующий структуру и соотношение частей основной общеобразовательной программы; требованиями к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму

• Приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»

• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм» Сан-Пин 1.2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

• Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

• Распоряжение правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по её реализации».

• Закон Ставропольского края от 30 июля 2013 г. № 72-кз «Об образовании»

• Устав МБДОУ «Детский сад № 1 «Светлячок» г. -к. Железноводска.

2. Учебно-тематический план (всего 36 часов) :

Тема

Месяц

1

Деревянные истории – 2 часа

Сентябрь

2

Металлическая фантазия – 2 часа

Сентябрь

3

Шуршашие звуки / Бумажный карнавал – 2 часа

Октябрь

4

Осенний калейдоскоп / Ветер. Шуршание листьев – 2 часа

Октябрь

5

Стеклянное королевство – 2 часа

Ноябрь

5

Часы и часики – 2 часа

Ноябрь

6

Снежная сказка – 4 часа

Декабрь

7

Ночная фантазия / Звёздный урок – 4 часа

Январь

8

Музыкальные бусы – 4 часа

Февраль

9

Дождик бегает по крыше – 4 часа

Март

10

Звуки весны. Солнечная капель – 2 часа

Апрель

11

Гроза, гром, молния – 2 часа

Апрель

12

Я – маленький композитор – 4 часа

Май

3. Методическое обеспечение:

1. Детские музыкальные инструменты : металлофоны, ксилофоны, цитры, музыкальные молоточки, бубны, колокольчики, деревянные ложки, маракасы и др;

2. Шумовые самодельные инструменты: шумелки, звенелки, шуршалки, стучалки, кубики, карандаши, коробочки, «японский дождик» и др;

3. Учебный комплект с образцами звучания духовых, ударных, клавишных и струнных инструментов, в том числе старинных, редких (орган, арфа, клавесин, мандолина и др.);

4. Наглядное методическое пособие «Страна чудес» Т. Э Тютюнниковой, Л. В. Лункевич;

5. Рояль, синтезатор, музыкальный центр, телевизор, проектор, ноутбук;

6. Фонотека и видеотека;

7. Атрибуты по количеству детей : ленточки, платочки, шарфики, пёрышки, листочки, цветы, флажки, бумажные бабочки, снежинки, и др;

8. Дидактические развивающие игры: «Узнай инструмент», «Сложи инструмент», «Найди домик», «Музыкальные дорожки»;

9. Картотека развивающих музыкальных игр (авторы - Джон Бин, Амелия Оулдфилд).

Основная методическая литература:

1. Тютюнникова Т. Э. «Бим, бам, бом! Сто секретов музыки для детей» Игры звуками. Изд. Санкт-Петербург 2003 г;

2. Тютюнникова Т. Э. «Уроки музыки». Нескучные и потешные занятия. Изд. Санкт-Петербург 2012 г;

3. Материалы журналов «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель» 2004 – 2014 г. г;

4. «Волшебная дудочка» Джон Бин, Амелия Оулдфилд, изд. Москва 2000 г.

Дополнительная методическая литература:

1. Архипова Л. М. «Колокольчики» Пьесы для детских музыкальных инструментов и фортепиано изд. «Композитор» 1998 г;

2. Волков С. Ю. «Всё о музыке» изд. Тверь «Омега» 1998 г;

3. Девятова Т. Н. «Звук-волшебник» изд. «М. -Просвещение» 2006г;

4. Зимина А. Н. «Мы играем, сочиняем» изд. Москва 2002 г;

5. Королёва Е. А. «Музыка в сказках, стихах и картинках» изд. Просвещение 1999 г;

6. Кошмина И. В. «Музыкальный букварь» изд. Москва «Дельта» 2005 г;

7. Куберский И. Ю; Минина Е. В «Энциклопедия для юного музыканта» изд. Санкт-Петербург «ДИАМАНТ», 1996 г;

8. Петрова Т. А. «Про свирель, гудок и бубен». Детская энциклопедия русских народных инструментов в картинках народного быта. Изд. Калининград ГИПП «Янтарный сказ», 1995 г;

9. Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей» изд. М. -ВЛАДОС 1997 г;

10. Чистякова М. «Психогимнастика» изд. «М. -Просвещение» 1995г.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор»Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор» Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор» (подготовительная группа) Содержание:.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет — организационный раздел III. Организационный раздел 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Для обеспечения выполнения.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — способы направления инициативы детей) 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение,.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа музыкального кружка «Детский оркестр» для детей 4–5 лет
Опубликовано: 26 сентября 2023 в 13:14
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная образовательная программа музыкального кружка «Детский оркестр» для детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Александра Постовалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД