Александра Постовалова
Дополнительная образовательная программа музыкального кружка «Детский оркестр» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная
образовательная программа
художественной направленности
для детей среднего возраста
от 4 до 5 лет
«Детский оркестр»
МБДОУ «Детский сад № 1 «Светлячок»
города-курорта Железноводск Ставропольского края
на 2023-2024 уч. год.
Составитель:
Постовалова Александра Викторовна
Срок реализации: 1 год
Публикация «Дополнительная образовательная программа музыкального кружка „Детский оркестр“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Оркестр для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Средняя группа
- Темочки
Структура программы дополнительного образования детей :
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
4. Список литературы
1. Пояснительная записка
Программа направлена на обучение через творчество, которое непосредственным образом способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребёнке, и развитие которой становится всё более очевидной задачей образования. Оно может способствовать не только обучению музыке, но и формированию здоровой психики ребёнка, его эмоциональному развитию, социализации, способности к сопереживанию.
Обучение через творчество может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или производству продуктов искусства, сколько для создания хорошего человека. Прикоснувшись к творчеству, человек оказывается способен воспринимать мир ещё на одном языке, не с помощью слов и интеллекта, а на основе интуитивного познания.
Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно.
Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливаться и меняться, пока нужное решение не будет найдено. И для достижения этой цели нет лучше средства, чем уроки музыки, уроки музыкальной импровизации, активного творческого музицирования, которые станут для детей уроками жизни.
Новизна программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как элементарное музицирование, двигательные импровизации, декламации, фантазирование, музыкальные игры, которые помогают развивать у детей не только музыкальные способности, но и контроль за движениями, умение слушать и концентрировать внимание, развивать осознанное отношение к себе и другим людям, развивать социальные навыки.
Сегодня актуальность музыкального воспитания подрастающего поколения возрастает как никогда; мы можем говорить о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к музыкально-эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворённой счастливой жизни и самореализации как личности.
Педагогическая целесообразность данной программы в том, что элементарное музицирование с дошкольниками – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой, развитие творческих способностей детей.
Основная цель таких занятий: доставить удовольствие детям, помочь им войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней; сделать жизнь детей лучше и счастливее.
Цели и задачи:
Исследование звуковых свойств различных материалов и предметов из них (бумажных, деревянных, стеклянных, металлических); детских музыкальных инструментов орфовских и шумовых, а также голоса и артикуляционного аппарата);
Приобретение разностороннего опыта звуковых ощущений;
Исследование различных способов получения звука и приобретение навыков игры на инструментах;
Развитие тонкого тембрового и звуковысотного слуха;
Развитие детской музыкальной импровизации и устной композиции;
Развитие детского воображения, творчества и фантазии.
Отличительными особенностями данной программы являются игровые методы проведения занятий, использование программы Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», методики по системе музыкальной педагогики Карла Орфа.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 4-5 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы – 1 год.
Формы и режим занятий. Занятия кружка проходят раз в неделю в свободное от занятий время и длятся 20 минут. Основой для развития детской музыкальной импровизации на занятиях музыкального кружка является программа Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», созданная по системе музыкальной педагогики Карла Орфа.
Все кружковые занятия построены в игровой форме и вызывают огромный интерес у детей, ведь игры звуками – это ничем не ограниченный полёт фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу «плохо или хорошо» ты что-либо сделал.
Кружковые занятия имеют свою структуру. Каждое занятие включает в себя игры со звуками (знакомство с многообразием звуков и способы звукоизвлечения, игры с инструментами (изучение инструментов и способов игры на них, озвучивание стихов и сказок, фантазирование (создание звуковых композиций на предложенные темы, спонтанные детские импровизации (сыграй, как ты хочешь, отчасти фиксированные детские импровизации (озвучивание графических партитур – «донотное письмо», двигательные импровизации, декламации (исследование и изучение на практике возможностей своего голосового аппарата).
Применение музыкальных игр из сборника Джона Бина и Амилии Оулдфилд помогают развивать у детей не только музыкальные способности, но и контроль за движениями, умение слушать и концентрировать внимание, развивать осознанное отношение к себе и другим людям, развивать социальные навыки.
Мы в своём детском саду даём возможность детям войти в мир фантазии, находчивости и изобретательности, где они не скованы никакими ограничениями. Возможность быть принятым без всяких условий (хорошо придумал, интересно или не очень, просто повторил) позволяет ребёнку быть самим собой, а значит, проявлять свою индивидуальность.
Элементарное музицирование завоевало огромное расположение наших воспитанников. На своих занятиях я использую двигательные, инструментальные, интонационно-речевые импровизации и различные комбинации из них. Детские импровизации на занятиях являются коллективными, что позволяет каждому ребёнку найти в ней своё место, независимо от уровня его музыкальных способностей. Применение игровых фонопедических упражнений также даёт возможность каждому ребёнку по-своему выразить себя в жестовых и звуковых импровизациях-сопровождениях.
Метод элементарного музицирования я использую при озвучивании детьми стихотворений («Дед-Мороз» Клоковой, «Апрель» Маршака, сказок («Теремок», «Курочка Ряба», «Под грибом» Сутеева, рассказов о явлениях природы, в «украшении» музыкальных пьес («Осенняя песнь» и «На тройке» Чайковского, «Зимний вечер» Сорокина, «Снег танцует» Дебюсси, «Утро» и «Прогулка» Прокофьева и др.)
Главный критерий правильности методики работы с детьми – то удовольствие, которое получают дети, и то спонтанное выражение радости, которое сопровождает их деятельность на занятиях.
Уяснив связь между звучанием разных предметов, шумовых и музыкальных инструментов с изобразительными свойствами этих звуков, дети с воодушевлением в самое короткое время сочиняют множество звуковых и музыкальных пьес («Тихий и проливной дождик», «Марш игрушечных солдатиков», «Разговор дождя и ветра», «Лошадка скачет», «Гром, молния и дождик», «Весёлый и грустный Буратино», «Разговор лошадки и ёжика», «Лунная дорожка» и др.)
Работа с детьми в этом направлении ведётся и в группах в свободное от занятий время, в совместной деятельности воспитателя с детьми. Мною созданы групповые фонотеки для слушания детьми с воспитателями музыки для игр со звуками из цикла «Звуки окружающего мира» (авторы – Алексеева и Тютюнникова, классической музыки и музыкальных сказок.
Благодаря методу элементарного музицирования, музыкальное воспитание детей проходит в интересной и увлекательной для детей форме. Сочиняя, импровизируя, дошкольники становятся более инициативны, самостоятельны, раскованы.
Ожидаемые результаты. Разнообразие используемых форм и методов работы позволяют способствовать:
- развитию музыкальных и творческих способностей детей;
- поддержанию интереса к игре на музыкальных инструментах;
- формированию креативного и творческого мышления;
- развитию музыкально-сенсорных способностей;
- воспитанию инициативности и самостоятельности детей.
Способы определения результативности – педагогическая диагностика.
Формы подведения итогов. С концертным музицированием дети выступают на праздниках и утренниках в детском саду. В результате занятий у дошкольников формируется устойчивый интерес к элементарному творческому музицированию и потребность в этой деятельности.
Основными документами, регламентирующими ценностно-целевые и методологоческие основы данной Программы, являются:
• Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы ДОУ»
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», регламентирующий структуру и соотношение частей основной общеобразовательной программы; требованиями к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму
• Приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм» Сан-Пин 1.2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
• Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
• Распоряжение правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по её реализации».
• Закон Ставропольского края от 30 июля 2013 г. № 72-кз «Об образовании»
• Устав МБДОУ «Детский сад № 1 «Светлячок» г. -к. Железноводска.
2. Учебно-тематический план (всего 36 часов) :
№
Тема
Месяц
1
Деревянные истории – 2 часа
Сентябрь
2
Металлическая фантазия – 2 часа
Сентябрь
3
Шуршашие звуки / Бумажный карнавал – 2 часа
Октябрь
4
Осенний калейдоскоп / Ветер. Шуршание листьев – 2 часа
Октябрь
5
Стеклянное королевство – 2 часа
Ноябрь
5
Часы и часики – 2 часа
Ноябрь
6
Снежная сказка – 4 часа
Декабрь
7
Ночная фантазия / Звёздный урок – 4 часа
Январь
8
Музыкальные бусы – 4 часа
Февраль
9
Дождик бегает по крыше – 4 часа
Март
10
Звуки весны. Солнечная капель – 2 часа
Апрель
11
Гроза, гром, молния – 2 часа
Апрель
12
Я – маленький композитор – 4 часа
Май
3. Методическое обеспечение:
1. Детские музыкальные инструменты : металлофоны, ксилофоны, цитры, музыкальные молоточки, бубны, колокольчики, деревянные ложки, маракасы и др;
2. Шумовые самодельные инструменты: шумелки, звенелки, шуршалки, стучалки, кубики, карандаши, коробочки, «японский дождик» и др;
3. Учебный комплект с образцами звучания духовых, ударных, клавишных и струнных инструментов, в том числе старинных, редких (орган, арфа, клавесин, мандолина и др.);
4. Наглядное методическое пособие «Страна чудес» Т. Э Тютюнниковой, Л. В. Лункевич;
5. Рояль, синтезатор, музыкальный центр, телевизор, проектор, ноутбук;
6. Фонотека и видеотека;
7. Атрибуты по количеству детей : ленточки, платочки, шарфики, пёрышки, листочки, цветы, флажки, бумажные бабочки, снежинки, и др;
8. Дидактические развивающие игры: «Узнай инструмент», «Сложи инструмент», «Найди домик», «Музыкальные дорожки»;
9. Картотека развивающих музыкальных игр (авторы - Джон Бин, Амелия Оулдфилд).
Основная методическая литература:
1. Тютюнникова Т. Э. «Бим, бам, бом! Сто секретов музыки для детей» Игры звуками. Изд. Санкт-Петербург 2003 г;
2. Тютюнникова Т. Э. «Уроки музыки». Нескучные и потешные занятия. Изд. Санкт-Петербург 2012 г;
3. Материалы журналов «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель» 2004 – 2014 г. г;
4. «Волшебная дудочка» Джон Бин, Амелия Оулдфилд, изд. Москва 2000 г.
Дополнительная методическая литература:
1. Архипова Л. М. «Колокольчики» Пьесы для детских музыкальных инструментов и фортепиано изд. «Композитор» 1998 г;
2. Волков С. Ю. «Всё о музыке» изд. Тверь «Омега» 1998 г;
3. Девятова Т. Н. «Звук-волшебник» изд. «М. -Просвещение» 2006г;
4. Зимина А. Н. «Мы играем, сочиняем» изд. Москва 2002 г;
5. Королёва Е. А. «Музыка в сказках, стихах и картинках» изд. Просвещение 1999 г;
6. Кошмина И. В. «Музыкальный букварь» изд. Москва «Дельта» 2005 г;
7. Куберский И. Ю; Минина Е. В «Энциклопедия для юного музыканта» изд. Санкт-Петербург «ДИАМАНТ», 1996 г;
8. Петрова Т. А. «Про свирель, гудок и бубен». Детская энциклопедия русских народных инструментов в картинках народного быта. Изд. Калининград ГИПП «Янтарный сказ», 1995 г;
9. Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей» изд. М. -ВЛАДОС 1997 г;
10. Чистякова М. «Психогимнастика» изд. «М. -Просвещение» 1995г.