Юлия Севрюк
Дополнительная образовательная программа «Я узнаю окружающий мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная программа
«Я узнаю окружающий мир»
(познавательно-развивающее направление программы дополнительного образования «Мир вокруг нас»)
Возраст обучающихся: 3-6 лет
Срок реализации: 6 месяцев
Составила:
Воспитатель Севрюк Ю. В.
Тольяттинский социальный приют «Дельфин»
2020 г.
Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Я узнаю окружающий мир“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ребёнка средствами программы окружающего мира. Организуя познание, важно раскрыть детям сущностные особенности предметов, способствовать освоению методов познания и видов интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к объектам окружающей действительности.
Важная цель программы – помощь ребёнку в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру. Это открывает перед дошкольником возможности действовать в повседневной жизни разумно и самостоятельно, позволяет понимать, осмысливать и реализовывать в своём поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда.
Знакомство с техникой, машинами и механизмами, свойствами и разновидностями различных материалов на основе опытно- экспериментальной деятельности, разнообразными видами труда взрослых, профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям.
Знания о явлениях природы расширяются, уточняются при знакомстве с растительным и животным миром в разных уголках планеты. Особое внимание уделяется формированию у детей обобщённых представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов и зон.
Задача воспитания у дошкольников основ экологического сознания продолжает оставаться главной. Сюда входит воспитание ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью, следование экологическим правилам в доступных для ребёнка формах; формирование представлений о природе как едином целом, о человеке как части живой природы. Детям помогают понять роль человека в нарушении целостности всей экосистемы планеты, освоить некоторые правила поведения в ней.
Обогащаются и уточняются знания ребёнка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, культурно-исторические и географические знания, дети также знакомятся с наиболее важными для мировой цивилизации открытиями и изобретениями. Это позволяет воспитывать толерантное отношение и уважение к традициям других народов, формируются этические нормы и правила поведения в обществе, умение соблюдать правила безопасности.
Дополнительная образовательная программа "Я узнаю окружающий мир" является рабочей подпрограммой программы дополнительного образования «Мир вокруг нас», реализуемой в ГКУ СО «Тольяттинский социальный приют «Дельфин» с 2016 г. (согласно п. 1.13 Устава Учреждения, на основании Лицензии № 7006 на осуществление образовательной деятельности, выданной Министерством образования и науки Самарской области от 27.12.2016г.). Целью программы по познавательно-развивающему направлению базовой образовательной программы является социальная адаптация и обеспечение развития и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях социального приюта. В ходе реализации всех этапов рабочей подпрограммы «Я узнаю окружающий мир» решается задача формирования у воспитанников навыков общения, активация и обогащение словарного запаса, развитие моторики, внимания и мышления.
Программа "Я узнаю окружающий мир" соответствует следующим темам психолого-педагогического раздела базовой программы «Мир вокруг нас»: «Развитие внимания», «Развитие памяти», «Развитие мышления и речи».
При разработке программы "Я узнаю окружающий мир", за основу была принята игра, важную роль выполняют слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. Необходимость создания программы «Я узнаю окружающий мир» обоснована тем, что дети дошкольного возраста отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за пределы той среды, которая их окружает. Составленная в ГКУ СО «Тольяттинский социальный приют «Дельфин», программа нацелена на развитие когнитивных, эмоционально-волевых и речевых навыков, обусловленных различными отклонениями в развитии детей. Таким образом, программа позволяет воспитанникам научиться навыкам общения, активировать и обогатить словарный запас, развить моторику, внимание и мышление.
Цель программы: 1) научиться объяснять окружающий мир в процессе выполнения заданий по осмыслению своего опыта; 2) способствовать развитию дошкольников; 3) знакомство с родным языком и развитие речи.
Задачи:
1. воспитание ценностных ориентаций в поведении и деятельности.
2. формирование знаний об окружающем мире, представлений о природе как едином целом, о человеке как части живой природы.
3. помочь понять роль человека в нарушении целостности всей экосистемы планеты, освоить некоторые правила поведения в ней.
4. обогатить и уточнить знания ребёнка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, культурно-исторические и географические знания.
Продолжительность одного обучающего занятия - от 15 до 20 мин. Занятия проводятся 1 раза в неделю по возрастным группам или психолого-педагогическим особенностям дошкольников и нормам СанПиН.
Планируемые результаты реализации программы:
1. Устойчивость интереса детей к данному предмету. 2. Расширение кругозора детей.
3. Применение знаний в практической деятельности.
4. Развитие речи, обогащение словарного запаса детей, умение вести содержательный диалог.
5. Повышение уверенности детей.
Содержание программы
Раздел 1. Растения
Расширять представления детей об овощах и фруктах.
Знакомить детей с деревьями и кустарниками. Научить различать деревья и кустарники.
Дать представление о том, как выращивают хлеб.
Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду.
Дать представление о 2-3 видах лесных ягод, грибов.
Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарное понятие о пользе для здоровья человека природных витаминов.
Раздел 2. Животные
Дать представление детям о жизни домашних и диких животных.
Формировать желание заботиться о домашних животных.
Дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности вешнего вида кролика.
Расширять представления детей о многообразии птиц.
Познакомить детей с обитателями аквариума.
Формировать интерес к животным.
Раздел 3. Человек и его деятельность
Ввести понятие «семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь, внук (внучка, брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки.
Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
Закреплять у детей умение вести себя в соответствии с правилами поведения.
Дать детям представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества» (воины, которые охраняют, защищают свой народ, свою Родину.
Познакомить детей с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники).
Формировать понятие «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам.
Учить быть приветливыми со взрослыми, сверстниками, здороваться, прощаться; обращаться к педагогу по имени и отчеству; благодарить взрослых, сверстников за оказанную помощь.
Познакомить с профессиями.
Знать домашний адрес.
Раздел 4. Мир предметов
Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; формировать умение описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал.
Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое). Воспитывать бережное отношение к вещам.
Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).
Знакомить детей с назначением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека.
Раздел 5. Времена года и явления природы
Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.
Формировать бережное отношение к окружающей природе.
Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.
Раздел 6. Основы безопасности жизнедеятельности
Уточнять и расширять представления детей об улице, дороге, тротуаре; о грузовых и легковых автомобилях; дать элементарные знания о правилах поведения на улице.
Учить детей правильно называть элементы дороги; познакомить с правилом движения по обочине дороги.
Закрепить знания детей о работе светофора, о дорожных знаках.
Раздел 7. Временные отношения
Расширять у детей представления о частях суток, их последовательности.
Методическое обеспечение
Методологической основой программы "Я познаю окружающий мир" является игра, важную роль выполняют слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов.
В процессе обучения по дополнительной образовательной программе преподавателю курса необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности: эмоциональную возбудимость, выражение эмоций, быстрота движений.
Именно характер организации учебного процесса влияет на его конечный результат – уровень приобретенных знаний, умений и навыков.
Формы и методы обучения, используемые в программе "Я познаю окружающий мир".
1. Теоретические методы обучения – методы начального этапа усвоения знаний.
Для передачи информации на занятиях используются объяснительно-иллюстративные методы (беседы, показ, разъяснение и т. п.). Эти методы комбинируются с методами стимулирования и релаксации (поощрение, наказание, соревнование).
Формы устного изложения материала: рассказ, обьяснение, беседа. В психолого-педагогическом аспекте такие методы, как более эмоциональные, повышают интерес к процессу обучения, позволяют сделать сообщаемый материал более доказательным, а знания и умения обучающихся становятся более осознанными и легче приобретают характер убеждений.
Для изучения ряда тем программы целесообразно использовать метод проблемного изложения: поисковую беседу. Ребенок полностью включаются в процесс, становятся полноправными участниками поисково-исследовательской деятельности.
2. Практические методы обучения – методы совершенствования и закрепления знаний, формирование навыков, методы развития творческой деятельности.
Для закрепления полученных на занятиях знаний и развития логических способностей используется репродуктивный метод.
Для развития познавательных способностей обучающихся используется частично-поисковый метод: организация активного поиска решения выдвинутых преподавателем познавательных задач – в форме игровых экспериментов, опытных исследований.
Особая роль на занятиях по программе познавательно-развивающего направления отведена игровому методу, в котором сочетаются теоретическое и практическое освоение материала. Данный метод незаменим в работе с детьми, т. к. позволяет без усилий вовлечь группу в нестандартную ситуацию с участием вымышленных персонажей. Процесс мышления в игре результативен.
Для активизации обучающихся на занятиях используются методы предъявления заданий с неопределенным окончанием, метод стимуляции творческой активности (составление аналогичных заданий, поиск ситуаций в повседневной жизни, прием «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили).
Учебно-методическое обеспечение программы.
Методы и техники:
1. Наблюдение (рассматривание, исследование, выявление свойств).
2. Беседы
3. Дидактические игры
4. Упражнения
5. Учебная деятельность
Материально-техническое обеспечение:
1. Конспекты занятий;
2. Иллюстративный материал;
3. Презентации;
4. Плакаты;
5. Карточки с заданиями по темам;
6. Памятки с правилами.
7. Мультимедийные средства;
Для реализации программы необходимо дидактическое и методическое обеспечение (учебно-методический комплект) образовательного процесса, который включает в себя:
Тематическое планирование и подробные планы занятий в соответствии с учебным планом;
Конспекты занятий с методическим сопровождением;
Диагностический материал.
Для успешной работы по программе "Я узнаю окружающий мир" в Учреждении имеются дидактические материалы: аудио и видеотехника; карты мира, России, родного города; глобус; иллюстрации, фотографии соответствующие тематике занятия; предметы сделанные из разных материалов природного и искусственного происхождения; изделия или иллюстрации народного творчества.
Список литературы:
1. Пособие по программе «Я узнаю окружающий мир 4-6 лет» М. Издательство «Экзмен», 2015 г.
2. Светлова И. А. «Повышаем интеллект и эрудицию» «ЭКСМО - пресс» - 2015 г.
3. Энциклопедия для малышей «Я познаю мир» М. «РОСМЭН» 2007г.
4. Карпухина Н. А. «Знакомство с окружающим миром» .М., 2008г.
5. Машкова А. А. «Ребёнок и окружающий мир» ИТД «Корифей», М., 2008г.
6. Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ» ТЦ
«Учитель», М., 2006г.
7. Шалаева Г. В. «Весёлые уроки» ООО «Издательство «ЭКСМО» 2007г.
8. Кузьмин С. А. «Время и календарь» издательство «Книжный дом» 2004г.
9. Волчкова В. Н., СтепановаН. В., «Познавательное развитие»Волгоград, 2014г.