Екатерина Владимировна Голубева
Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Пластилинография» для детей 3–4 лет
▼ Скачать +Заказ
Управление образования администрации г. Комсомольска-на-Амуре
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №7
Принято на заседании педагогического совета
№ ___ от
«___» ___ 20 __г.
«Утверждено»
Заведующий МДОУ д/с № 7
Васильева Н. В.
Приказ № ___
от «___» ___ 20__г.
Дополнительная образовательная программа
художественной направленности
«Пластилинография»
Публикация «Дополнительная образовательная программа художественной направленности „Пластилинография“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Младшая группа
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Возраст детей : 3-4 лет
Срок реализации: 1 год
Автор- составитель: Голубева Екатерина
Владимировна
Должность: воспитатель
г. Комсомольск-на-Амуре, 2023 г.
Содержание:
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» :
1.1 Пояснительная записка;
1.2 Цели и задачи программы;
1.3 Содержание программы;
1.4 Планируемые результаты;
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий» :
2.1 Календарно-учебный график
2.2 Условия реализации программы;
2.3 Формы аттестации;
2.4 Оценочные материалы;
2.5 Методические материалы.
Список литературы
1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка
Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
• Концепция развития ДОО от 21.07.2020 № 474
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
• СанПин 1.2.3685-21 (от 28.01.2021 № 2)-«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
• Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 Метод. рекомендации по ДООП Письмо от 18.11.2015 г. №09-3242 Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. №1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования»
• Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019 г. №1321 об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края»
• Приказ КГАОУ ДО РМЦ № 383П от 26.09.2019 об утверждении Положения о дополнительной общеобразовательной программе в Хабаровском крае.
• Устав МДОУ №7
• Программа развития МДОУ №7
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Направленность программы «Пластилинография» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению: художественно –прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной.
Программа разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г. Н. Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
«Пластилинография» помогает подготовить руку ребенка к письму. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.
Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.
Младший дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные пред ними цели.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовывать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Отличительные особенности программы :
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Программа направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно- эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.
Педагогическая целесообразность программы «Пластилинография» объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).
Кружок направлен на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дошкольный возраст уникален. Важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим дейс-твиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших до-школьников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничива-ются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего до-школьного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты вы-ступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.
Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:
1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
4. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
Адресат программы : дети дошкольного возраста 3 – 4 года. Младший дошкольный возраст — период познания окружающего мира, активного развития физических, творческих и познавательных способностей. Игра остается основным способом узнавания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.
Особенности организации образовательного процесса : форма объединения детей – кружок, дети одного возраста, состав группы – постоянный, количество детей 12 человек.
Формы организации: Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Уровень усвоения - стартовый
Формы обучения: очная. Занятия проводятся по понедельникам в 16.00.
Объем и срок освоения программы :
Период Продолжительность занятий Количество занятий в неделю Количество часов в неделю Количество недель Количество часов в год
1 год обучения 1 1 ч 32 32 ч
Итого по программе 1 1 ч 32 32 ч
1.2. Цели и задачи программы :
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук, творческих и художественных способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки.
Задачи:
- развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;
- способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;
- формировать и развивать навыки ручного труда;
- воспитывать усидчивость, аккуратность;
- воспитывать желание доводить начатое дело до конца;
- воспитывать любовь к близким;
- воспитывать понимание красоты окружающего мира.
1.3 Содержание программы
Содержание работы направлено на использование нетрадиционной техники работы с пластилином, для создания лепной картины с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия в кружке ведутся на основе разработок Г. Н. Давыдовой. Конспекты занятий составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов заметно оживляет занятия, вызывает интерес дошкольников, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей. Занятия проводятся в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление.
Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий, которые близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.
1.4 Планируемые результаты освоения программы
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми технологией пластилинографии, с помощью которой у детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки будут развиты и укреплены мелкая моторика рук, творческие и художественные способности.
Планируемые результаты:
- развитие художественного вкуса, чувства композиции; творческих способностей;
- развитие мелкой моторики и координации движений рук (сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии);
- развитие навыков ручного труда (развитие тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев);
- воспитание усидчивости и аккуратности у детей младшего дошкольного возраста;
- воспитание желания доводить начатое дело до конца;
- воспитание любви к близким;
- воспитание понимания красоты окружающего мира.
Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарно – тематический план кружковой работы
№ п / п месяц Дата проведения Время проведения занятия тема Форма проведения. Место проведения. Кол-во часов. Форма контроля
2.2. Условия реализации программы
Кабинет, соответствующий санитарным нормам, необходимое для работы оснащение, столы, стулья (бумага цветная и белая, картон, клей 12шт., ножницы 12 шт., пластилин, стека, простые карандаши, линейки, фломастеры, фотоаппарат, магнитная доска, ноутбук).
Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования, соответствующий квалификационным требованиям в данной направленности.
2.3. Формы аттестации
Формы контроля:
- опрос;
- творческая работа;
- творческая совместная работа.
Формы представления результатов:
- выставка работ.
2.4. Оценочные материалы
Важным компонентом проверки освоения программы служит диагностика, определяющая индивидуально-психологические особенности личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития. Процедура диагностики состоит из сбора диагностической информации для последующих рекомендаций.
Педагогический анализ проводится в начале и в конце учебного года, в январе - промежуточный контроль.
Приложение №1
Диагностика уровня развития художественно-эстетических способностей учащихся
Группа ___
Руководитель ___
Ф. И
учащегося Эмоциональная
отзывчивость Свобода
творческого
мышления Развитие
художественного
кругозора Самостоятельность
суждений и оценок Наличие художественно-изобразительных навыков Оригинальность суждений
БАЛЛЫ:
сформирован от 8 – 11,
в стадии формирования от 5-7,
не сформирован от 0 -4
Анализ полученных результатов позволяет выявить особенности прохождения программы группой в целом и отдельными детьми по каждому разделу программы.
Оценочные материалы:
- диагностическая карта на каждого обучающегося (Приложение);
- самостоятельная работа;
- опрос.
2.5. Методические материалы
Методы обучения
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т. д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ – выполнение педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по картам и схемам и др.)
• объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
• репродуктивный – (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
• частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решения поставленной задачи совместно с педагогом).
• исследовательский (экспериментальный) (самостоятельная творческая работа детей).
• использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т. д.); фонограмм;
• игровые приёмы;
Формы организации образовательного процесса
• Групповая (одновременная работа со всеми воспитанниками).
• Индивидуально-групповая (чередование индивидуальных и групповых форм работы).
• Индивидуальная (возможность выбора схемы изготовления изделий от «простого» к «сложному», выбора материала и т. д.)
Формы организации занятий
В процессе работы кружка используются различные формы занятий: традиционные, игровые. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.
Педагогические технологии
Вариативность содержания программы осуществляется за счёт технологии индивидуализации обучения, технологии группового обучения и технологии коллективной творческой деятельности.
Алгоритм занятия:
На каждом занятии используется дополнительный материал : аудиозаписи, стихи, загадки, сведения о растительном, подводном мире, птицах, насекомых, цветах, дидактические игры, технологические карты; инструкционные карты; чертежи и схемы; учебные пособия, условные знаки; основные приемы складывания бумаги; схемы изготовления моделей; раздаточный материал (схемы изделий); образцы моделей; цветная бумага, двусторонняя цветная бумага, цветной картон, линейки, простые, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, бумажные салфетки.
1. Подготовка к занятию
2. Введение в тему занятия (загадки, стихи)
- показ образца;
- рассматривание образца и анализ;
3. Практическая часть
- показ педагогом процесса изготовления работы;
- самостоятельное изготовление детьми работы;
- оформление образа
- анализ работ детей.
Список литературы
• Давыдова Г. Н. «Пластилинография для малышей», М., Издательство Скрипторий, 2003
• Лыкова И. А. Я леплю из пластилина, Карапуз, 2008г.
• Лыкова И. А. Я создаю поделки, Карапуз, 2008г.
• Боголюбов Н. С. Лепка на занятиях в школьном кружке - Москва, Просвещение, 1983г.
• Абрамова Л. П. «Бушки – барашки. Пальчиковые игры» - М. : Карапуз,2003.
• Агаян Г. Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры»- М. : Карапуз,2004.
• Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.»– М. : АСТ: Астрель, 2006.
• Сорокина Ж. В. Пластилиновые картинки для детей от 3-х лет. – Литера, 2013г.