Татьяна Батищева
Дополнительная коррекционная программа по логоритмике в соответствии ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №132»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ в соответствии с ФГОС
«РЕЧЕЦВЕТИК»
Составитель учитель-логопед
Батищева Татьяна Геннадьевна
г Магнитогорск
2020
1. Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная коррекционная программа по логоритмике в соответствии ФГОС» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2021
Кружковая программа «Речецветик» включает в себя занятия по логоритмике для детей среднего и старшего дошкольного возраста, разработана в соответствии с основной коррекционной программой «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования.
1.1. Актуальность
Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми.
Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены. Самый значимый для речевого развития возраст (сензитивный период, который длится до 3-4-5 лет. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем значительно нарастает. Из этого следует, что необходима профилактика речевых нарушений.
Несформированность произносительной стороны речи в дальнейшем может отразиться и на овладении навыками чтения и письма. К сожалению, несмотря на важность данной проблемы, ей уделяется недостаточное внимание.
Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицитарность коммуникативно – речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.
Главной особенностью развития лексики у детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Пассивный словарь у этих детей ограничен обиходными понятиями. Активный словарь состоит из некоторых звуковых комплексов, лепетных слов, отдельных существительных и глаголов бытового содержания. Дети понимают значения многих слов. Однако употребление слов в собственной речи вызывает большие затруднения. Они с большим трудом идут на контакт, проявляют речевой негативизм.
В результате недоразвития лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи страдает – коммуникативная функция речи (общение). Особенностями нарушения общения является полное отсутствие речи или бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря (не понимают просьбы, не могут выполнить речевые инструкции, выразить свое желание, эмоции, чувства). Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».
Нарушения в развитии лексической системы языка существенно задерживают развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служат препятствием при овладении школьной программой, отрицательно влияют на формирование познавательной деятельности.
1.2. Приоритетные направления деятельности
Для эффективности коррекционной работы включаются занятия по логопедической ритмике, которые способствуют развитию внимания и длительному сохранению интереса.
Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова.
Галина Анатольевна Волкова определяет логопедическую ритмику как одну из форм активной терапии, которая может быть включена в «любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными аномалиями развития».
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
2. Цель программы кружковой работы :
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
2.1. Основные задачи программы :
• оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей логопедической группы;
• создать условия для организации логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий;
• внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей логопедической группы, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания, обучения, коррекции;
• разработать перспективный план проведения логоритмических занятий, дидактические пособия;
3. Инновационная направленность.
Кружковая программа «Речецветик» полностью соответствующая лексико-грамматическому планированию логопедических занятий, включающая работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Кроме того, логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста.
3.1. Главная задача в логопедической ритмике – улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования чувства ритма во время движения и включает содержание таких понятии как движение, двигательное умение, двигательный навык, психомоторное развитие, ритм, ритмика, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое чувство, музыкально-двигательное воспитание, подвижные игры, кинезитерапия, лечебная ритмика.
Все понятия связаны между собой.
4. Педагогические принципы логоритмической кружковой работы
• Принцип опережающего подхода, заключающийся в раннем выявлении детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии и разработке необходимого коррекционного обучения.
• Принцип развивающего обучения, означающий, что обучение должно вести за собой развитие ребенка (по С. Выготскому).
• Принцип систематичности, предусматривающий планомерность, непрерывность и регулярность коррекционного процесса.
• Принцип полифункционального подхода, предполагающий одновременное решение нескольких коррекционных задач на одном логопедическом занятии.
• Этиопатогенетический принцип, означающий дифференцированное построение логоритмического занятия в зависимости от речевого дефекта.
• Принцип постепенного усложнения материала, предусматривающий постепенный переход от более простых заданий к более сложным по мере овладения и закрепления формирующих навыков.
• Принцип наглядности, означающий тесную взаимосвязь всех анализаторских систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных анализаторов детей.
• Принцип доступности, учитывающий возрастные и физиологические особенности детей и характер речевых нарушений.
• Принцип сознательности и активности детей, заключающийся в том, что педагог использует в работе приемы активации познавательных способностей детей.
• Принцип успешности, подразумевающий то, что ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
5. Предполагаемые результаты
• Сформированность знаний по лексическим темам, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен.
• Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами. (Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ).
• Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
• Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела. (Пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма).
• Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.
• Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении. перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
• Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
• Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.
• Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с индивидуальными возможностями (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
• Воспитание бережного отношения к природе, животным.
• Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.
• Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
6. Содержательный раздел
6.1. Задачи музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей
Музыкально-ритмическое и логоритмическое воспитание направлено на решение оздоровительных, образовательных, эстетических, воспитательных, коррекционных задач.
Решение оздоровительных задач обусловлено теми отклонениями или недостатками в физическом состоянии детей с речевой патологией, которые или являются предрасполагающими факторами в возникновении речевого нарушения, или усугубляются в связи с ним. Особое внимание на логоритмических занятиях следует обратить на оздоровление детей с дизартрией, алалией, заиканием, с функциональной дислалией.
Образовательные задачи решаются с учетом ведущей деятельности ребенка и программы воспитания и обучения детей в детском саду или ином специальном речевом учреждении. Эстетические задачи также решаются в рамках программы воспитания детей дошкольного возраста. Они дифференцируются в зависимости от возраста ребенка, поскольку восприятие и понимание музыки в 3 года иное, чем в 7 лет. Соответственно возрасту подбирается для занятий музыкальный и логоритмический материал.
Решение воспитательных задач направлено на развитие у занимающихся чувства взаимопомощи, ответственного отношения к выполнению заданий, самостоятельности и т. п. На занятиях необходимо поощрять даже незначительные успехи детей в совместных действиях: песне, танце, построении, подвижной игре и т. д. Зарождение и развитие чувства коллективизма положительно влияет на ребенка с речевым нарушением, косвенно помогает ему нормализовать свое поведение, правильно строить взаимоотношения с окружающими.
6.2. Особенности логопедической ритмики заключаются в следующем:
• В создании благоприятных условий для тренировки или процесса торможения, или процесса возбуждения у лиц с речевой патологией, у которых нарушены равновесие деятельности нервной системы и ритм процессов центральной нервной системы.
• В благотворном влиянии точной дозировкой раздражителей: темпа, ритма, динамики музыки и слова. Музыка и слово помогают или активно реализовать движение, или затормозить моторную реакцию.
• В упорядочении и усовершенствовании протекающих двигательных, ритмических процессов у детей
7. Структура программы дополнительной коррекционной направленности по исправлению нарушений речи «Речецветик».
Кружковая работа по логопедической ритмике делится на 4 блока.
Блок 1. Первый (подготовительный этап обучения)
Задачи :
-Развитие зрительно-предметной памяти
-Тренировка двигательной памяти
-Развитие направленного целевого внимания
-Узнавание неречевых звуков и дифференциация их
-Различение звуков по высоте, силе и тембру голоса
-Оценка простейших ритмов по длительности и по силе
-Узнавание знакомой песни по ритмическому рисунку
-Развитие статической координации и выносливости
-Развитие произвольной регуляции мышечного тонуса
-Обучение детей изменению движений со сменой динамики звучания музыки
-Обучение детей действовать в парах
-Формирование у детей положительного эмоционального настроя в процессе музыкально-игровых занятий
-Развитие праксиса позы
-Развитие подвижности пальцев рук
-Обучение детей артикуляционным движениям
-Выработка контроля за положением рта
-Расширение объема предметного словаря, понимание глагольного словаря, словаря наречий, расширение объема понимания вопросов
-Выделение ударного слога голосом и более сильным хлопком
-Развитие речедвигательных координаций
Блок 2. Второй этап обучения
Задачи:
-Увеличение объема слухоречевой памяти
-Тренировка последовательного запоминания серии движений
-Развитие двигательной памяти
-Развитие оптико-пространственных функций
-Формирование слухового гнозиса
-Развитие у детей статического и динамического равновесия
-Обучение детей координации рук и ног при ходьбе, беге и прыжках
-Обучение детей умению согласовывать свои движения с характером музыки
-Воспитание у детей торможения двигательного автоматизма
-Развитие кинестетического чувства позы
-Совершенствование подвижности и точности движений мелкой моторики рук
-Развитие силы и выносливости мышц лица, губ, языка
-Развитие подвижности речевой мускулатуры, артикуляционных движений
-Обучение детей правильному построению предложений
-Развитие продолжительного речевого выдоха
-Развитие умения произвольно регулировать высоту и силу своего голоса, используя гласные А, О, У, И, Э.
-Уточнение произношения согласных звуков М,Н,П,Б,Т,Д,В,Ф,К,Г,Х, а также йотированных гласных Я,Е,Ю в начале слова
-Закрепление произношения слогов с оппозиционными согласными.
Блок 3. 2 год обучения
Задачи:
-Развитие опосредованного запоминания
-Развитие навыка отсроченного припоминания
-Совершенствование направленного, произвольного внимания
-Развитие объема внимания
-Тренировка зрительного внимания и зрительной памяти
-Обучение ориентировке в собственном теле, выполнение действий по инструкции
-Узнавание и дифференциация ряда речевых звучаний
-Узнавание и дифференциация высоко и низко звучащих звуков
-Оценка простых ассиметричных ритмов
-Совершенствование динамического праксиса, тренировка быстроты переключаемости
-Совершенствование статического равновесия при малой площади опоры
-Обучение детей согласовывать свои действия с партнером
- Обучение детей умению выразительно исполнять движения
-Развитие произвольного регулирования мышечного тонуса кистей и пальцев рук
-Выполнение комплексов артикуляционных упражнений
-Формирование слоговой структуры слов
- Обучение детей отстукивать, отхлопывать, протопывать заданный ритм
-Развитие мелодико-интонационных характеристик голоса
-Автоматизация свистящих звуков в слогах и словах
Блок4. Четвертый этап, заключительный
Задачи:
-Тренировка последовательного воспроизведения серии движений только по словесной инструкции
-Дальнейшее развитие избирательности внимания
-Формирование регулирующей роли речи в развитии внимания
-Обучение пространственной ориентировке в координатах
-Формирование гнозиса и дифференциации более сложных ритмических структур
-Увеличение объема слуховой памяти и внимания
-Развитие пластичности движений
-Развитие быстроты, силы, ловкости и выносливости
-Совершенствование точности выполнения движений пальцев рук с речью и согласованности движений
-Развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий
Выполнение комплекса артикуляционных упражнений на группы свистящих, шипящих и соноров
-Тренировка у детей грамматически правильного построения предложений из 3-5 слов
-Закрепления у детей навыка самостоятельного словоизменения
-Тренировка детей в проговаривании стечений согласных в слогах, словах
-Закрепление произношения поставленных звуков.
8. Организация занятий по логоритмике
Логоритмические занятия проводятся с детьми среднего и старшего возраста 1 раз в неделю длительностью 25 -30 мин логопедом и музыкальным руководителем.
9. Заключение
Логопедическая ритмика является неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи до тяжелых речевых дефектов, таких как общее недоразвитие речи.
Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки, такие как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и
голосовые упражнения.
Логоритмические приемы работы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти. .Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.