Екатерина Прохорова
Дооп «По дороге к Азбуке» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
По дороге к Азбуке
Возраст учащихся: 3-4 года
Срок реализации программы: 1 год
Направленность: социально-гуманитарная
РКОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕПАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «По дороге к Азбуке» (Далее Программа) – социально-гуманитарная.
Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации программы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Публикация «Дооп „По дороге к Азбуке“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей» (утверждена приказом Министерства просвещения РФ № 467 от 3 сентября 2019 года).
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. N 11).
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196».
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка от 02.07.2019 г. № 2028).
Уровень освоения содержания. Программа имеет стартовый уровень
Актуальность Программы.
Актуальность Программы обусловлена увеличением количества детей, поступающих в первый класс с нарушением речи. Нарушение речи-достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Причины их весьма разнообразны. если вовремя не исправлять нарушения лексики, грамматики, фонетических процессов, у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими. Согласно Федеральным государственным требованиям коррекция речевого развития одно из стандартов нового поколения. Практика показывает, что при систематической работе с ребенком нарушения его речи можно исправить. Поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили свою актуальность.
Необходимость обеспечения психолого–педагогических условий для организации и развития субъектной позиции ребенка обусловили актуальность в разработке качественных дидактических и методических, учебных пособий, позволяющих повысить качество предоставляемых услуг дошкольного образования в ДОУ.
Наше учреждение осуществляет образовательную деятельность в интересах личности воспитанника, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития, в том числе возможность удовлетворения воспитанника в самообразовании и получении дополнительного образования, которое играет важную роль в формировании общей культуры, в развитии физических, интеллектуальных и личностных качеств, в формировании предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Изучение социального запроса родителей (законных представителей) на оказание дополнительных образовательных услуг показало высокую заинтересованность родителей (законных представителей) в раннем интеллектуальном и речевом развитии воспитанников трех – семилетнего возраста.
Отличительные особенности Программы.
Отличительной особенностью данной Программы, является то, что в её основе лежит логопедический подход (совместная работа логопеда и ребенка при коррекции речи, позволяющий обеспечить системное развитее всех компонентов речи (звуковой состав речи, словарь, грамматический строй, устная и письменная речь) на более качественном уровне, корректировать по необходимости отдельные незначительные недостатки речи детей, а также предупредить появление характерных ошибок в чтении и письме.
Программа имеет коррекционно-развивающую направленность и носит индивидуально – дифференцированный характер, что способствует раннему выявлению, диагностике, профилактике и оказанию помощи детям дошкольного возраста, имеющим речевые нарушения разной степени сложности.
Программа дает возможность эффективно развивать фонетико-фонематические представления, умения производить сложный слоговой анализ, связную речь (диалог монолог, развивать внимание и интерес детей к своей речи и речи окружающих., развивать интеллектуальные способности детей, творческое начало, корректировать и развивать все виды речевой и мыслительной деятельности.
Адресат Программы. Программа «По дороге к Азбуке» рассчитана на детей младшего дошкольного возраста 3-4 года, испытывающих различные трудности в развитии речи и обучении. Срок реализации Программы зависит от возрастных, индивидуально-психологических особенностей ребенка, структуры и выраженности речевых нарушений и составляет период от одного до четырех лет. В отдельных случаях возможно увеличение срока реализации Программы.
Зачисление воспитанников в группы для занятий по Программе дополнительного образования осуществляется в заявительном порядке, в соответствии с договором об оказании дополнительных образовательных услуг между родителями и образовательным Учреждением в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законами Российской Федерации «Об образовании» и «О защите прав потребителей».
На обучение по дополнительным общеобразовательной общеразвивающей программе принимаются дети без отбора, на добровольной основе.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 года обучения: – 2 часа, два раза в неделю (68 часов);
Общий объем часов по программе – 68 часа.
Количественный состав группы – 8 -10 человек.
Формы обучения: очное. Основной формой обучения является занятие.
Режим занятий: Занятия два раза в неделю по 1 часу, продолжительность одного часа занятия составляет 15 минут, с 10 - минутным перерывом между часами.
Форма проведения – фронтальная, подгрупповая. Проводятся согласно установленному расписанию.
Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению или закреплению пройденного материала, проверке развития навыков у детей. Каждое занятие включает в себя 3 части: организационный момент, основную часть, итог занятия. В содержание занятий вводятся упражнения на развитие и укрепление осанки, психогимнастики, релаксационные упражнения и т. д. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации.
В структуре каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия физического и умственного напряжения. В содержание перерыва входят игровые упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации, речи, закрепление речевых понятий, игры на развитие внимания. В целях повышения интеллектуальных способностей детей на занятиях используются разнообразные игры-задания для формирования разных видов мышления.
Для детей 3-4 года добавляются развивающие занятия по расширению активного и пассивного словаря, развития лексико-грамматического строя речи, формированию фонетико-фонематической стороны речи по желанию и запросу детей и родителей (законных представителей).
Неотъемлемыми участниками программы по интеллектуально-творческому и речевому развитию являются родители. Родители имеют возможность посещать консультации специалиста по возникающим вопросам и выявленным проблемам в ходе реализации программы, посещать открытые занятия, участвовать в тематических выставках, родительских лекториях, собраниях, тематических праздниках, высказывать свои пожелания и рекомендации по текущим вопросам.
В перерывах между занятиями учитель-логопед организует взаимодействие с родителями: консультирует, беседует, проводит практические показы для домашнего закрепления.
Цель Программы: развитие интеллектуально-речевых, языковых способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности, развивать коммуникативные навыки, развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
- Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих, развивать речевое творчество.
- Формировать фонематическое восприятие, звуковую аналитико-синтетическую активность на основе развития операций мышления.
- Развивать умение оперировать единицами языка (звук) посредством операций сравнения, обобщения, классификации.
- Развивать лексическую базу речи (активный, пассивный словарь, грамматическую сторону речи, опираясь на зону актуального и ближайшего развития.
- Развивать творческое воображение и мышление при обучении рассказыванию, наглядно-образное и словесно-логическое мышление в процессе развития связной речи.
- Обучать детей грамматическим навыкам на основе развития психических функций.
- Формировать мотивацию, потребность развивать познавательный интерес к процессу обучения.
Содержание программы «По дороге к Азбуке»
Учебно-тематический план
Учебная нагрузка рассчитана на весь учебный год, представлена в виде таблицы, в которой отражено количество занятий и суммарное время занятий в течение недели. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки разработан в соответствии с СанПин и в соответствии с учебным планом учреждения.
Содержание учебно-тематического плана.
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов, носит примерный характер. На его основе, с учетом возраста, уровня речевого развития, структуры и степени выраженности речевых нарушений и индивидуально-психологических особенностей ребенка, составляются индивидуальные образовательные маршруты. Календарный учебный график определяет даты начала и окончания учебных периодов, количество учебных недель, режим работы.
Содержание программного материала реализуется на фронтальных/подгрупповых занятиях и представляет собой подробный календарно – тематический план работы на каждую возрастную группу детей дошкольного возраста. Данное планирование удобно и практично в применении, подробно отражает деятельность учителя – логопеда и детей на занятии.
Планируемые результаты.
Качественная характеристика ожидаемых результатов зависит от нескольких параметров: регулярное посещение занятий детьми, полнота или частичность изучаемого материала.
Освоение детьми всей программы интеллектуально-речевого и творческого развития предполагает продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей, формирование предпосылок учебной деятельности. У детей сформируются следующие знания, умения, навыки.
- У воспитанников развивается речь как средство и форма мыслительной деятельности, коммуникативные навыки, навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
- У воспитанников развивается интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих, речевое творчество.
- У воспитанников сформировано фонематическое восприятие, звуковая аналитико-синтетическая активность на основе развития операций мышления.
- воспитанники умеют оперировать единицами языка (звуком) посредством операций сравнения, обобщения, классификации.
- У воспитанников развивается лексическая база речи (активный, пассивный словарь, грамматическую сторону речи, опираясь на зону актуального и ближайшего развития.
- У воспитанников развивается творческое воображение и мышление при обучении рассказыванию, наглядно-образное и словесно-логическое мышление в процессе развития связной речи.
- Воспитанники владеют грамматическими навыками на основе развития психических функций.
- У воспитанников сформирована мотивация, потребность развивать познавательный интерес к процессу обучения.
Важнейшим итогом работы педагога по развитию речи, интеллекта и творчества детей дошкольного возраста является становление коммуникативной компетентности ребенка, которая проявляется в умении ребенка решать возникающие у него бытовые, учебные, игровые и коммуникативные проблемы посредством речи, общения с окружающими людьми. Коммуникативная функция речи реализуется на протяжении всего дошкольного возраста, в соответствии с возрастающими языковыми возможностями ребенка.
Условия реализации Программы
Занятия проводятся в логопедическом кабинете. Кабинет хорошо оснащен, соответствует требованиям, определяемым в соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами, в том числе:
- к зданию и помещениям;
- отоплению, вентиляции и т. д. ;
- к площади образовательного помещения;
- к санитарному состоянию и содержанию помещений. Соответствует требованиям пожарной безопасности.
В логопедическом кабинете оборудованы речевые и креативные центры развития ребенка. В каждом центре представлены методические, дидактические, учебные и игровые современные и красочные материалы по разделам: фонетика, лексика, грамматика, связная речь, обучение грамоте, дыхание, слуховое восприятие, моторика, логика, внимание, память, и др.
Каждый раздел каталогизирован и эстетически оформлен. Перечень каждого раздела представлен в документе «Паспорт логопедического кабинета».
Формы аттестации и контроля. Методы и средства оценки результативности реализации программы:
В качестве результатов реализации программы выступают следующие показатели:
- значительная положительная динамика речевого развития детей;
- высокий уровень удовлетворенности родителей качеством получаемой услуги.
Оценочные материалы. Для оценки результативности коррекционно-развивающей работы используются следующие методы (ФЗ № 273, ст. 2, п. 9; ст. 47, п. 5) :
1. Наблюдение.
2. Анкетирование родителей.
Для проведения фиксации особенностей речевого развития используются специальные формы:
- Анкета для родителей (Приложение 1).
- Табель посещаемости занятий детей.
Методические материалы.
В основе методологического построения программы лежат принципы:
- амплификации детского развития;
- построение индивидуализации;
- системности и комплексности (системность и комплексность, конкретность и доступность дидактического материала реализуются в программе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания, умения и навыки, что в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие);
- принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие);
- онтогенетический принцип;
- принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка, все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуально – дифференцированный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для интеллектуального и речевого развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния;
- принцип творчества (принцип креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение собственного опыта творческой деятельности ребенка.
Все принципы методологического построения программы отражают современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, они не только обеспечивают решение задач интеллектуального, речевого развития, формирование познавательных интересов и творческого мышления у детей, но и способствуют сохранению и укреплению их здоровья.
Программа является открытой, возможно внесение изменений в содержательную часть на последующие годы реализации, в зависимости от возможностей и потребностей детей и пожеланий родителей (законных представителей).
Для реализации программы разработан учебно – методический комплект «По дороге к Азбуке», в который вошли авторские дидактические пособия для детей разной возрастной категории. Диагностический альбом, учебные пособия и тетради по развитию речи, по обучению грамоте, по интеллектуально – творческому развитию, дидактические игровые альбомы по коррекции звукопроизношения.
Учебные пособия, рабочие тетради выполняют системообразующую, координирующую, и интегрирующую функцию, служат своеобразным «каркасом», объединяющим учебную информацию и методический аппарат (технологию усвоения). Материалы рабочих тетрадей включают в себя содержательную канву каждого занятия и дают достаточно четкое представление о методике их организации. Дидактические пособия «По дороге к Азбуке» предназначены как для индивидуальной, так идля подгрупповой работы с детьми, снабжены подробными методическими указаниями, конспектами занятий для учителей – логопедов и используются в соответствии с возрастными требованиями и особенностями психофизического развития каждого ребенка.
Содержание программы интеллектуально – речевого развития детей дошкольного возраста реализуется на подгрупповых и фронтальных занятиях и имеет сюжетно – тематический, проблемно – поисковый, интегрированный принцип построения учебной деятельности, выделение специального времени на занятии, направленного на интеллектуальное и творческое развитие детей.
Занятия проводятся в кабинете учителя - логопеда, который укомплектован всеми необходимыми методическими, дидактическими, демонстрационным и раздаточным материалами. Занятия имеют гибкое расписание.
Методическое обеспечение программы представлено в списке литературы.