Татьяна Вардересян
Долгосрочный проект старшей группы «Моя малая Родина»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 1 «Лучик»
г. Гуково
Долгосрочный проект
старшей группы
«Моя малая Родина»
2021-2022 год
Информационная карта проекта
Полное название проекта : «Моя малая Родина».
1. Авторы: Вардересян Т. Е.
2. Участники проекта : дети, родители старшей группы «Улыбка», музыкальный руководитель – Крутова А. А., воспитатели Вардересян Т. Е., Стреляева Е. В. и Афонина Д. Н.
Публикация «Долгосрочный проект старшей группы „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
3. Вид, тип проекта : долгосрочный, групповой, информационно-творческий.
4. Сроки реализации: октябрь 2021 г. – апрель 2022 г.
5. Цель проекта : Воспитание патриотического отношения к своей малой Родине.
Задачи:
Углублять представления о Родине.
Расширять представления о Москве - столице Родины и о Ростовской области.
Познакомить детей с родным городом (история, символика, достопримечательности). Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Воспитывать интерес и любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Развивать эмоционально – ценностные отношения к семье, дому, улице, детскому саду, городу, области, стране.
Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам.
Воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, традициям родного края.
Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов, бесед, прогулок.
Развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности.
Обогащать предметно-развивающую среду группы;
Развивать творческое и логическое мышление, воображение;
Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
Принцип уч та возрастных особенностей дошкольников;
Принцип опоры на интересы реб нка;
Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
Принцип наглядности;
Принцип последовательности;
Принцип сотрудничества и взаимоотношения.
Актуальность темы:
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – патриотизм… Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России…» В. В. Путин
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Анкетирование детей и родителей на начало учебного года показало, что дошкольники обладают недостаточными для своего возраста знаниями о родном городе. Решение этого вопроса заключается в усилении работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями нашего города. Решением данной проблемы стала реализация проекта : «Моя малая Родина».
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через творческий подход решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Предполагаемый результат: Дети свободно называют свою страну, область, город, знают названия нескольких центральных улиц города, основные предприятия нашего города, достопримечательности и их значимость. Дети четко знают свой домашний адрес, адрес детского сада, место работы родителей, значимость их труда.
Реализация проекта предусматривает три этапа.
1 этап подготовительный (Октябрь) :
1. Анкетирование детей и родителей по данной теме.
2. Выбор темы проекта и его разработка
3. Постановка цели и задач
4. Разработка перспективного плана совместной деятельности воспитателя с детьми и родителями по реализации проекта
5. Подбор методических материалов, литературы, фотографий, иллюстраций, по теме проекта
2 этап основной Реализация проекта (ноябрь 2021 г. - март 2022 г.)
Ноябрь:
Беседы для детей: «Моя семья», «Мои друзья», «Где я живу, мой адрес», «Правила дорожного движения», «Друзья и дружба».
Цикл рассказов для детей: В. Осеев «Печенье», «Сыновья», Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы». О. Бедареев «Азбука безопасности», С. Михалков «Дядя Степа милиционер», «Бездельник светофор», «Моя улица», «Велосипед».
Чтение художественной литературы: Чтение стихов Р. Гамзатов «Мой дедушка», «Моя Родня»,
НОД Тема: «Безопасная дорога в детский сад».
Декабрь:
Беседы для детей: «Что интересного есть в городе?» «Страна Россия. Столица Москва», «История Города Гуково», «Почему наш край называется Донской».
Цикл рассказов: К. Д. Ушиинский «Наше отечество».
Чтение художественной литературы: Чтение стихотворений о Родине В. Боков, Е. Серова «Родные края», А. Прокофьев «Родина», Е. И. Соколов «Наша страна».
НОД «Знакомство детей с символикой России», «Знакомство детей с символикой Ростовской области», «Знакомство детей с символикой города Гуково».
Дидактические игры «Собери картинку», «Собери флаг».
Январь:
Беседы для детей: «Кем работают родители», «Откуда хлеб пришел», «Ателье», «Из чего построен дом», «Какие бывают профессии?», «Все профессии важны, все профессии нужны!».
Цикл рассказов для детей: «Три поросенка», «Теремок», (песочные часы, «Механические часы».
Чтение художественной литературы: «Стихи детям» С. Маршак, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов, «Доктор Айболит» К. Чуковский, «Кем быть?» В. Маяковский, «Мамина работа» Е. Пермяка.
НОД. Конструирование «Кирпичный завод», Лепка «Хлебобулочные изделия», Рисование «Одежда для кукол»
Сюжетно ролевые игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Детский сад».
Февраль:
Беседы для детей: «Дикие животные», «Домашние животные», «Взрослык детеныши и их детеныши», «Кто и где живет», «Какие леса бывают», «Строение дерева», «Природа родного края», «Цветы (Комнатные, садовые, полевые)», «Помоги природе».
НОД рисование «Природа родного края», лепка «Животные наших лесов»;
Дидактическая игра: «Найди лишнее животное», «Чей хвост», «Чей малыш», «Кто что любит», «В саду или в огороде?», «Вершки – корешки».
Подвижные игры: «К дереву – беги», «Что в корзину мы берем?», «Зайцы вышли погулять»
Выставка рисунков: «Природа нашего края».
Март
Итоговое мероприятие: «Досуг «Гуково-моя малая Родина»
Составление рассказов: «Детский сад – наш дом родной»
Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Школа», «Магазин игрушек», «Поездка на автобусе»
Совместная аппликация «Герб города Гуково»
Повторное анкетирование после реализации проекта.
3 этап Заключительный
Проведено повторное анкетирование детей и родителей, которое показало положительную динамику повышения уровня знаний детей о своем родном городе и уровня понимания родителями необходимости воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста и основ гражданственности в тесном сотрудничестве с педагогами.
В итоге реализации проекта в группе появились
Стела города Гуково
Крупно-детальные пазлы мальчика и девочки
Макет природной зоны «Природа нашего края»
Макет «Наша улица»
Материалы для игры в уголке «Магазин» (Хлебобулочные изделия)
Конструктор для конструирования «Кирпичи»
Настольная игра - пазлы «Достопримечательности города Гуково»
Настольные игры «Гардероб девочки», «Гардероб мальчики»
Сотрудничество с семьёй по проекту «Моя малая Родина» :
Участие в изготовлении макета «Природная зона нашего края».
Участие в изготовлении стелы «Я люблю город Гуково».
Участие в изготовлении макета «Наша улица».
Памятка для родителей «Воспитание юного патриота в семье», «Воспитания юного патриота».
Вовлечение родителей в познавательный диалог с детьми. Направление игровой инициативы взрослых на познание интересов реб нка.
Приложение:
Памятка для родителей :
«Воспитание юного патриота в семье»
1. Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите плохо о стране, в которой живёте.
2. Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
3. Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
4. Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
5. Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
6. Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь оценивать позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были в детском саду).
7. Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу!»
8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих.
10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!
Памятка для родителей :
«Воспитания юного патриота»
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
1. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города, расскажите о его достопримечательностях.
2. Во время прогулки расскажите, чьё имя носит ваша улица, что на ней находится, поговорите о назначении каждого объекта.
3. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, транспорта и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценности их труда.
4. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
5. Читайте ему сказки, книги о родном крае, о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
6. Беседуйте с ребенком о красоте родной природы, обращайте на нее внимание в любое время года.
7. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других.
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Анкета для детей.
1. Знаешь ли ты название своего города?
2. Почему наш город называется Гуково?
3. Какие памятники в нашем городе ты знаешь?
4. Какие предприятия нашего города ты знаешь?
5. Знаешь свой адрес?
6. Кем работают твои родители?
7. Какие растения произрастают в нашем степном крае?
8. Каких животных можно встретить в нашем степном крае?
9. Какие символы нашего города ты знаешь?
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском саду. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!
1). Считаете ли Вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?
Да
Нет
Частично
2). Развиваете ли Вы представления о своем городе, отношения к нему у своего ребёнка?
Да
Нет
Частично
3). Знаете ли вы историю народной культуры и традиции своего города?
Да
Нет
Частично
4). Воспитываете ли Вы у ребенка любовь к городу?
Да
Нет
Частично
5). Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в городе?
Да
Нет
6). Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?
Да
Нет
Частично
7). Какие формы взаимодействия с педагогами в детском саду по воспитанию социальной компетентности маленького гражданина были бы Вам интересны?
- «круглые столы» со специалистами по данной теме;
- совместные экскурсии, походы;
- встречи для родителей по проблемам воспитания гражданских чувств у современных дошкольников;
- домашнее чтение ребёнку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны;
- другое.