Баклина Валентина Николаевна
Долгосрочный проект «Природа глазами детей»
Проект : «Природа глазами детей»
Авторы проекта : Баклина Валентина Николаевна – воспитатель первой квалификаци-онной категории, Тростина Ирина Геннадьевна – воспитатель высшей квалификационной категории.
Краткая аннотация проекта
Мы работаем с особой категорией детей – дошкольниками, и именно в этом возрасте необходимо заложить у детей основы экологической культуры. У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» – природа.
Публикация «Долгосрочный проект „Природа глазами детей“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Проект «Природа глазами детей» рассчитан на детей дошкольного возраста и разработан с учётом возрастных особенностей детей и объёма информации, которая может быть ими вос-принята. Реализация проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа.
Актуальность проекта
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Окружающий мир привлекает ребёнка своей новизной. Предметы, окружающие детей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.
Ребёнок, который познаёт неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребёнка, расширяется словарь: ребёнок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Ребёнок воспринимает мир с его сложностями, формируется представление об окружающем мире.
Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются перво-основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологиче-ской культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё до-ступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Экологическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учре-ждения. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Новизна проекта
Экологическое образование представлено во всех образовательных областях. Использо-вание интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать задачи экологического образования в совместной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству.
Оригинальность: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через актив-ное исследование и игровые формы.
Основная цель проекта : формирование экологической культуры, экологического со-знания, экологического мышления в дошкольном возрасте.
Задачи проекта :
образовательные:
• расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире;
• формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и яв-лений, устанавливать связи между ними;
• закреплять представление о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;
• приобщать детей к выращиванию растений;
• формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ни-ми;
• формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
развивающие:
• развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы;
• развивать эстетическое восприятие природных явлений;
• развивать связную речь, обогащать словарь детей, фантазию, воображение, твор-ческие способности;
• развивать у воспитанников способности к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.
воспитательные:
• воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому;
• воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру;
• воспитывать у ребёнка потребность здорового образа жизни, позитивное отноше-ние к природе и самому себе, как её части.
Вид проекта :
по продолжительности – долгосрочный;
по доминирующей деятельности – игровой, познавательный, творческий;
по количеству участников – групповой.
Продолжительность: учебный год (сентябрь – май).
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Методы организации педагогической деятельности:
В процессе реализации проекта используются методы, в основе которых лежит способ организации занятия (словесные, наглядные, практические методы обучения).
Словесные методы (используются для расширения знаний детей о природе, системати-зации и обобщения их) : беседа; рассказ; обсуждение (впечатлений от экскурсий, о ролевых и познавательных игр); сравнивание (участие в выставках, конкурсах); чтение литературы.
Наглядные методы (с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познава-тельной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, кон-кретные представления о природе) : демонстрация наглядных пособий; демонстрация голосов птиц, звуков природы, наблюдение.
Практические методы (использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний) : познавательно-исследовательские работы; игра; изготовление рисунков.
В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
Формы и содержание работы с родителями
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только сов-местными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Одной из основных форм работы с родителями остаётся родительское собрание.
В группе проводятся анкетирования, консультации на экологическую тематику.
Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное. Поэтому мы предлагаем в родительских уголках такую форму работы как серия наблюдений в природе.
Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух.
Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологи-ческому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.
Основное содержание проекта
Этапы реализация проекта :
Первый этап – подготовительный
– Создание проблемы, постановка цели и задач;
– Подбор методической литературы для реализации проекта;
– Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродук-ций картин; организация предметно-развивающей среды в группе.
Второй этап – основной
– Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;
– Проведение тематического занятия;
– Художественно-продуктивная, игровая деятельность детей.
Третий этап – заключительный
– Оформление выставки рисунков детей;
– Проведение итоговой диагностики знаний детей, подведение итогов работы над дан-ным проектом, составление рекомендаций.
Ресурсы:
Материально-техническая база:
предметно-развивающая среда;
уголок природы в группе;
огород на окне;
наглядный и демонстрационный материал: иллюстрации, фотографии, картины, ауди-озапись с голосами птиц;
кукла Сентябринка в ярком золотистом платье с веночком из ярких осенних листьев, фигурки, изображающие домашних птиц, мягкие игрушки (волк, лиса, заяц, кукла в костюме Красной Шапочки;
макеты различных грибов, корзинка;
бумага, цветная бумага, картон, клей, кисточки, салфетки, клеёнки, фломастеры, цвет-ные карандаши, гуашь, пластилин;
луковицы, ящик с землёй, лейка;
комнатные растения;
кормушка, корм для птиц (ягоды рябины, семечки, пшено);
коллекция камней, лупа;
банка с мёдом.
Теоретическая и методическая литература:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2005.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.
3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова А. Сценарии занятий по экологическому вос-питанию: средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2011.
4. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М. : ВАКО, 2011.
5. Доронова Т. Н., Соловьева Е. В., Жичкина А. Е., Мусиенко С. И. «Дошкольное учрежде-ние и семья – единое пространство детского развития». Методическое руководство для работ-ников дошкольных образовательных учреждений. – М. : Линка – Пресс, 2001.
6. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
7. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М. : 1988.
8. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
9. Лопатина А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2008.
10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспек-ты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М. : «Карапуз-Дидактика», 2007.
11. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2004.
12. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском са-ду. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
13. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
14. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа до-школьного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
15. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических пред-ставлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
Интернет-ресурсы:
1. Международный образовательный портал «МААМ. RU» (https://www.maam.ru/)
2. Образовательная социальная сеть (https://nsportal.ru/)
Ожидаемые результаты по проекту :
Дети:
1. Сформировались навыки экологически грамотного и безопасного поведения в приро-де.
2. Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.
3. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоро-вью.
4. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
5. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научи-лись делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
6. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года.
7. Узнали много интересного о жизни растений, учатся правильно ухаживать за растени-ями.
8. Дети не только расширили свои знания, но охотно делятся ими со сверстниками.
Педагоги:
1. Обновление содержания работы по экологическому воспитанию детей дошколь-ного возраста.
2. Пополнение развивающего предметного пространства информационно-практическим материалом об экологии.
3. Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста системы пред-ставлений об экологии.
4. Повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьёй.
Родители:
1. Повысился уровень осведомлённости родителей об экологическом воспитании дошкольников.
2. Экологическое просвещение родителей даёт больший плюс в экологическом вос-питании детей группы.
Критерии результативности проекта
Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей, целью которого является выявить уровень экологической воспитанности детей.
Критерии сформированности экологической воспитанности у детей :
познавательный интерес к природе и её изучению;
знания об окружающей природе;
восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
проявление бережного отношения к природе;
практические умения и навыки по охране природы.
Низкий уровень. Дети с низким уровнем развития показывают незнание практических навыков и умений по охране природы, дают мало правильных ответов об окружающей природе. Следует отметить, что эти дети менее активны, умственная деятельность менее развита. Испытывают затруднения в ответах, чувствуют себя менее уверенно.
Средний уровень. Дети со средним уровнем развития ведут себя более уверенно, чем ис-пытуемые с низким уровнем. Но в основном ребята отвечают односложно и не всегда верно, некоторые дети ждут наводящих вопросов или подсказки воспитателя.
Высокий уровень. Дети с высоким уровнем развития показывают неплохие знания об окружающей природе, проявляют познавательный интерес к природе. Эти дети уверенно себя чувствуют, очень активны, используют развернутые ответы. Следует отменить, что ребята с высоким уровнем развития не испытывают особых затруднений, речь у них развита хорошо.
Выводы:
У детей произошло повышение уровня экологической культуры. Включение до-школьников в проектную деятельность, которая содержала детское экспериментирование, природоохранительные акции, наблюдения, позволило нам создать условия для формиро-вания у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к природе. Таким образом, совместная работа дошколь-ников, родителей и педагогов через выбор методов, средств и форм обучения создаёт фундамент экологической культуры, бережного отношения к природе.
Все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту!