Анна Пужалина-Масина
Долгосрочный проект по познавательному развитию воспитанников младшей группы «Весёлая математика в мире геометрических фигур»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
На всех этапах развития дошкольников проблема математического развития занимает одну из центральных мест. Поэтому тему нашей работы считаем актуальной и необходимой, т. к. математическое развитие младшего дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Формирование математического развития один из важнейших разделов программы. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Публикация «Долгосрочный проект по познавательному развитию воспитанников младшей группы „Весёлая математика в мире геометрических фигур“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты
- Темочки
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. В детстве накапливаются определённые знания и представления о разнообразных свойствах предметов, которые нас окружают. Для этого необходимо развивать у детей представления о геометрических фигурах. Важно помнить, что знакомство и закрепление детьми геометрических фигур наиболее успешно будет проходить в контексте практической и игровой деятельности.
Тип проекта : познавательно – игровой.
Целевая группа : воспитанники младшей группы (3-4 года).
Продолжительность: долгосрочный (8 месяцев).
Руководители проекта : воспитатели младшей группы
Участники проекта : воспитанники младшей группы, родители воспитанников.
Проблема: У детей младшего дошкольного возраста недостаточно сформированы знания о геометрических фигурах, умения сравнивать их и располагать, находить их в окружающей обстановке.
Цель: Систематизировать знания детей о геометрических фигурах.
Создать условия для реализации математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать формировать первичные математические представления, об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира ; форме, цвете, размере, количестве, пространстве;
-обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
Развивающие :
-развивать представление детей о геометрических фигурах : круге, квадрате, треугольнике;
-закреплять умение обследовать форму, различать и называть круг, квадрат, треугольник.
-совершенствовать умения детей сравнивать две фигуры по цвету, размеру и форме.
-развивать умение находить геометрические фигуры в окружающей обстановке.
-расширять и активизировать словарный запас детей;
- развивать познавательный интерес;
- развивать память, внимание, мелкую моторику рук.
Воспитательные :
-воспитывать усидчивость, интерес к конечному результату деятельности.
Предполагаемые результаты:
-расширение представлений о геометрических фигурах;
-развитие умений соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами;
-сформировать умение различать и называть геометрические фигуры.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный (организационный)
Разработка плана реализации проекта.
Сбор информации, материалов для реализации проекта.
Разработка конспектов занятий
Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток.
Оформление родительского уголка для размещения консультаций; рекомендации по теме проекта.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, игр.
2 этап – основной (практический)
Продуктивная деятельность. Аппликации: «Коврик из геометрических фигур для котёнка», «Ёлочка-красавица», «Подбери листочки». Рисование: «Скворечник», «Солнышко светит». Лепка: «Круг, квадрат и треугольник».
Подвижные игры: «Найди свой домик», «Ровным кругом», «Пузырь», «Карусели».
Дидактические игры: «Прокати такой же шарик», «Закрой окошко в домике», «Закрой окошечко в домике», «Геометрическое лото», «Чудесный мешочек», «Заштопай штанишки», «Найди пару», «Что изменилось», «Подбери подходящее», «Угадай по контуру», «Разрезные картинки», «Сложи квадрат».
Заучивание стишков о геометрических фигурах, отгадывание загадок по теме, разучивание физкультминуток.
Художественное творчество: выкладывание геометрических фигур счетных палочек, раскрашивание готовой формы.
3 этап – заключительный
Выставка работ детей совместно с родителями на тему: «Аппликация из геометрических фигур»
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:
• сформированы представления о геометрических фигурах;
• умение соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами;
• умение различать и называть геометрические фигуры.
Календарный план реализации проекта
Месяц, неделя Название мероприятий, задачи
Октябрь
1 неделя - Подготовка к проекту
2 неделя Игра «На что похоже»
Цель: воспитывать умение у детей группировать предметы по форме; умение выделять их из окружающих предметов.
3 неделя
Раскрашивание готовой формы
Цель: систематизировать знания о геометрических формах, умение различать круг и квадрат; учить детей раскрашивать, не выходя за линии
4 неделя Дидактическая игра: «Прокати такой же шарик»
Цель: знакомство с формой, цветом предметов и их свойствами.
Ноябрь
1 неделя Подвижная игра: «Пузырь»
Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
2 неделя Дидактическая игра: «Закрой окошечко в домике»
Цель: выбирать и соотносить предметы двух заданных форм из трех.
3 неделя Аппликация «Коврик из геометрических фигур для котёнка»
Цель: систематизировать знания о геометрических формах, умение различать круг, квадрат и треугольник.
Разучивание физкультминутки про геометрические фигуры
Цель: сохранение и укрепление здоровья, развитие физических навыков.
4 неделя Дидактическая игра: «Геометрическое лото»
Цель: формирование умений у детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу.
Декабрь
1 неделя Лепка «Круг, квадрат и треугольник»
Цели: продолжать учить скатывать колбаски и конструировать из них геометрическую фигуру. Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение.
2 неделя Подвижная игра «Ровным кругом»
Цель: учить детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, развивать находчивость.
3 неделя Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: учить детей определять геометрическую фигуру на ощупь, называть цвет.
4 неделя Аппликация «Ёлочка-красавица»
Цель: учить детей составлять аппликативное изображение ёлочки из готовых форм.
Январь
1 неделя Дидактическая игра: «Заштопай штанишки»
Цель: формирование умений правильно называть геометрические фигуры, развитие зрительной памяти, мышления, мелкой моторики рук.
Отгадывание загадок о геометрических фигурах
Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, память, наблюдательность, любознательность и воображение; - развивать способность у детей отгадывать загадки.
2 неделя Выкладывание геометрических фигур из счетных палочек
Цель: развивать у детей конструктивные навыки, координацию движений, мелкую моторику пальцев, творческое воображение, фантазию. Закрепить названия геометрических фигур и их отличительные признаки. Развивать зрительное восприятие.
3 неделя Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: закреплять изучение геометрических фигур; учить находить предмет по сходству;
развивать зрительную память, слуховое внимание.
4 неделя
Подвижная игра: «Найди свой домик»
Цель: формировать умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость, внимание, умение двигаться в разных направлениях.
Февраль
1 неделя Рисование «Скворечник»
Цель: формирование навыков правильного закрашивания предмета; закрепление у детей младшего возраста знаний о геометрических фигурах.
Разучивание физкультминутки про геометрические фигуры
Цель: сохранение и укрепление здоровья, развитие физических навыков.
2 неделя
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: закреплять изучение геометрических фигур; учить находить предмет по сходству;
развивать зрительную память, слуховое внимание.
3 неделя
Танграм «Квадрат»
Цель: закрепление знаний детей об игре - головоломке «Танграм». Вовлечение детей в выкладывании из комплекта геометрических фигур «Танграм» квадрат.
4 неделя Дидактическая игра «Что изменилось»
Цель: развитие внимания, наблюдательности, памяти.
Март
1 неделя Рисование «Солнышко светит»
Цель: научить детей передавать в рисунке образ солнышка, сочетать округлую форму с прямыми линиями.
2 неделя Дидактическая игра «Подбери подходящее»
Цель: развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и подбирать фигуру по общим признакам.
3 неделя Подвижная игра «Карусели»
Цель: упражнять детей в умении ходить и бегать по кругу со сменой темпа и направления, не наталкиваясь друг на друга. Выполнять движения по сигналу воспитателя. Развивать координацию движения.
4 неделя Дидактическая игра «Угадай по контуру»
Цель: развить пространственные представления детей, научить их узнавать предметы по внешним очертанием.
Апрель
1 неделя Танграм «Ракета»
Цель: закрепление знаний детей об игре - головоломке «Танграм». Вовлечение детей в выкладывании из комплекта геометрических фигур «Танграм» силуэт ракеты.
2 неделя Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Цель: формирование у детей представления о целостности предметов, развитие внимательности, логического мышления, усидчивости, наблюдательности.
3 неделя Аппликация: «Подбери листочки»
Цель: систематизировать знания о геометрических формах, умение различать круг, квадрат и треугольник.
Разучивание физкультминутки про геометрические фигуры
Цель: сохранение и укрепление здоровья, развитие физических навыков.
4 неделя Игра «Найди предмет»
Цель: учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые геометрические фигуры; развивать зрительное восприятие, воображение, речь.
Май
1 неделя Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: развитие воображение, тактильные ощущения. Материал : чудесный мешочек, геометрические фигуры.
Отгадывание загадок о геометрических фигурах
Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, память, наблюдательность, любознательность и воображение; - развивать способность у детей отгадывать загадки.
2 неделя Дидактическая игра «Сложи квадрат»
Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления.
3 неделя Выставка работ родителей на тему «Аппликация из геометрических фигур»
Обработка и оформление материалов проекта.
Сотрудничество с родителями
Дата Форма проведения
Ноябрь Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет»
Январь Консультация для родителей «Дома играем - фигуры изучаем».
Май Создание семьями воспитанников аппликации из геометрических фигур.