Лариса Куприянова
Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию в старшей группе «Страна в которой мы живет»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – д/с «Ромашка»
п. Степное, Советский район, Саратовская область
Проект
«Страна, в которой
мы живем»
Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Куприянова Л. П.
долгосрочный сентябрь 2014 – май 2015 год.
Результат проекта : журнал «Страна, в которой мы живем» с детскими рассказами «Пожелания стране».
Публикация «Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию в старшей группе „Страна в которой мы живет“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Цель проекта : воспитание гражданственности, этнотолерантности к народам, населяющим Россию.
Выбор национальностей для ознакомления может быть сделан на основе национального состава детей группы.
Задачи проекта :
1. Обогащать представления детей о национальностях, живущих в России (ценности, национальные одежды, виды жилищ, традиционные занятия и ремесла).
2. Воспитывать уважение к традициям людей других национальностей и чувство гордости за достижения русского народа.
3. Воспитывать у детей чувство любви к России, желание участвовать в сохранении и преумножении ее богатств совместно с детьми других национальностей, живущих в стране.
4. Развивать связную речь детей (составлять описательный и повествовательный рассказ об особенностях внешности и национальных костюмах народов, о традициях, национальных праздниках, играх, ритуалах).
5. Развивать умение пересказывать информацию, подготовленную дома, пересказывать сказки народов России.
6. Развивать умение выполнять задания парами и подгруппами в 4-5 человек, распределяя обязанности.
7. Развивать трудовые умения (использовать простые инструменты при приготовлении простых национальных блюд).
8. Знакомить с литературными произведениями (сказками, музыкой и промыслами разных народов России; развивать умение пересказывать сказки, использовать литературный опыт в играх-драматизациях.
9. Развивать практические умения изобразительной деятельности ( создание рисунков и лепных работ по тематике: «Животные», «Национальная одежда (узоры)», «Особенности домов разных климатических зон России»).
10. Продолжать развивать умения устанавливать пространственные, и количественные отношения, умения счетной и измерительной деятельности.
11. Показать различия в климатических условиях страны, установить связь между климатом и особенностями природы. Показать связь живой природы и человека (проживание, занятия) с климатом. Познакомить с животными, населяющими типичные климатические зоны.
12. Способствовать становлению элементарных учебных умений – выполнять действия по образцу, показу.
13. Развивать творческие и познавательно-речевые способности детей старшего дошкольного возраста.
Содержание проекта.
1. Этап.
Проблемная ситуация: необходимо оформить карту России, разместив на ней изображения людей различных национальностей, населяющих ее (вырезанные плоскостные изображения кукол в национальных костюмах даны отдельно в конверте).
По ходу выполнения задания возникают вопросы:
- Представители каких национальностей представлены?
- Все ли они живут в России?
- В какой части страны они проживают?
- Можно ли их назвать русскими?
- Чем они отличаются внешне от русских?
- На каких языках говорят?
- Почему живут в одной стране?
- Хорошо это или плохо?
- Представители каких народов России есть в группе или в семьях детей?
- Какими способами можно найти ответы на эти вопросы?
Дети вместе намечают план работы над проектом, определяют методы добывания и оформления информации, распределяют обязанности в соответствии с интересами. Коллективно планируют работу о народах России.
2. Этап.
ООД в разных видах детской деятельности. ОД в режимных моментах. Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды). Взаимодействие с родителями.
Поиск информации:
чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедических изданий о народах России с обсуждением прочитанного; выбор каждым ребенком одной из национальностей для дальнейшего подбора информации. Рассматривание оформления книг народов России. Подборка фотографий из семейных альбомов об особенностях национальности, которой принадлежит семья или кто-то из ее членов.
Рассматривание иллюстраций, картин национальных авторов и отражающих национальные традиции.
Беседа о различиях климатических условий проживания разных народов страны, о связях между климатом и особенностями природы. Рассматривание животных, населяющих типичные климатические зоны. Лепка фигурок животных (ослика, олененка, жеребенка, козлика). Чтение литературных произведений (сказок, стихов, рассказов) с последующим обсуждением (поиск национальных особенностей в содержании, языковых особенностях, образах литературных героев). Д/и «Одень куклу в национальный костюм».
Просмотр мультфильмов (по тематике народных сказок). Поиск информации совместно с родителями в условиях семьи.
Беседа об архитектуре страны «Какие бывают жилища».
Аппликация пейзажей с отображением типичных домов.
Коллективная аппликация «Необычные дома». Составление макетов «Национальности России» (расположение фигурок детей в национальных костюмах, животных, пейзажей, предметов народных промыслов, жилищ). Подборка материалов из журналов и интернет-ресурсов об одной из национальностей (по выбору ребенка).
Составление и отгадывание загадок о национальных костюмах «Узнай по описанию».
Рисование национальных узоров (элементы) национальных костюмов.
Разучивание песен, танцев народов России. Совместная деятельность педагога с детьми «Узоры: тайны и секреты народных промыслов России».
Выступление представителей народностей перед детьми с демонстрацией элементов костюма, традиций.
Разучивание песен, танцев России. Коллекционирование кукол в национальных костюмах, предметов народных промыслов. Раскрашивание в книгах-раскрасках. Дефиле в национальных костюмах (эпизоды). Выступление представителей народностей перед детьми с демонстрацией элементов костюма, традиций.
Образовательная ситуация «Карта России: в путешествие по России» (развитие пространственных ориентировок (на плоскости, использование категорий пространства, установление пространственных отношений – дальше, ближе, ориентировки по сторонам горизонта (на ознакомительном уровне). Знакомство с элементами языковой культуры – приветствиями на разных языках. Экскурсии по выставке с участием детей-экскурсоводов. Художественная гостиная: обмен информацией между семьями воспитанников.
Семейные выставки – презентации национальных предметов, картинок, фотографий по теме.
Решение логических задач на поиск сходства и различия в предметах быта, элементов костюмов разных народов (по 2-3 признакам).
П/и народов России.
Образовательная ситуация на основе с/р игры «На ярмарке национальных товаров». Самостоятельные логические игры «Сложи узор» (выложить национальный орнамент, украсить предметы национальной одежды и т. п.) Подготовка материалов для с/р игры «На ярмарке национальных товаров».
Развитие умений измерять протяженности и объем (условной меркой). Развитие умений счета в пределах 10 в прямом порядке, сосчитывать предметы. Освоение состава числа в пределах 5. Упражнять в выделении общих и различных признаков (в играх с обручами). Подвижные игры народов России.
3. Творческий этап.
- Оформление коллективной работы «Наша страна» (индивидуально и подгруппами оформленные рубрики, посвященные народом, населяющим Россию: рассказы детей о национальных особенностях и традициях каждого народа, рисунки, иллюстрирующие содержание рассказов).
- Заполнение рубрики «Пожелания стране» каждым ребенком группы и иллюстрация его рисунком.
- Коллективная презентация работы на празднике для родителей и для детей других групп (рассказы, национальные танцы, сценки, угощение блюдами национальной кухни, дефиле с демонстрацией элементов национальных костюмов и т. п.)
Литература.
Вербенец А. М. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода // Детский сад: теория и практика. – 2012. - №1.
Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб. : Речь, 2010.
Сомкова О. Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста. // Детский сад: теория и практика. – 2012. - №3.
Сомкова О. Н., Солнцева О. В., Вербенец А. М. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программы.