Папки-передвижки

Долгосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности детей в детском саду «Царица-Водица»

Анна Сибрина
Долгосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности детей в детском саду «Царица-Водица»
▼ Скачать +Заказ

Долгосрочный проект по опытно экспериментальной деятельности детей в детском саду «Царица – Водица».

"Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способность сами ставить вопросы. И получать на них фактические ответы, оказываясь. На более высоком умственном и нравственном уровне. В сравнении с теми, кто такой школы не прошел"

К. А. Тимирязев

Введение.

Публикация «Долгосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности детей в детском саду „Царица-Водица“» размещена в разделах

Работая в детском саду, я заметила, что дети по своей природе исследователи и экспериментаторы. Ребенку с раннего возраста свойственно изучать окружающий мир. Я решила провести ряд нестандартных занятий, на которых дети могли бы заниматься опытно-экспериментальной деятельностью. Вначале я изучила методическую литературу. В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н. Н. Поддьяков, особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А. Н. Поддьяков, рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О. В. Дыбина, Л. Н. Прохорова, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир).

Цикл разработанных мною занятии, предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?», «почему?».

Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания. Полученные во время проведения опытов, знания и навыки, запоминаются надолго. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях, ставят такие же опыты дома. Учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Подготовка к проведению занятий.

Я выбрала объектом воду, потому что: это просто, доступно в тоже время многогранно и интересно.

Провожу предварительную работу: экскурсии, наблюдения, беседы, чтения, рассматривания иллюстраций, просмотр научно популярных фильмом, зарисовки отдельных явлений и т. д.

Определяю: тип, вид, тематику занятий.

Выбираю цели и задачи работы с детьми (как правело это познавательные, развивающие, воспитательные)

Выбираю пособия и оборудование.

Обобщаю результаты наблюдений (в различных формах, с целью подведения детей к самостоятельным выводам.

Прогнозирую результат.

Вырабатываю умение, действовать в определенной последовательности.

Учу соблюдать правила безопасности.

Структура занятий.

1. Постановка исследовательской задачи.

2. Прогнозирование результата.

3. Уточнения правил безопасности.

4. Организация работы детей (самостоятельно, группами, с воспитателем)

5. Постановка проблемной задачи.

6. Выполнение эксперимента детьми, либо самим воспитателем.

7. Наблюдение результатов экспериментов.

8. Формирование умения делать выводы.

Очень важным методом работы, я считаю, постановку перед детьми проблемной задачи. Для того, чтобы дети могли выдвигать свои предположения (гипотезы, и уметь доказать их, или опровергнуть.

• Проблемная задача должна быть понятной, вызывать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну.

• Проблемная задача должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка.

• Проблемная задача может иметь различную форму (дискуссии, вопроса проблемного характера, гипотезы, проведение опытов)

• Проблемная задача должна подводить детей к открытию новых знаний. Воспитатель сначала предлагает подумать, делает паузу, задает наводящие вопросы, побуждает ребенка сделать открытие.

• Я использую эвристический метод. Дети сами думают, ищут ответы, решения, высказывают свои суждения, находят разные варианты решения проблемной ситуации.

• Воспитатель выступает в роли партнера. ( задает вопросы: подумаем вместе, я думаю так, как ты?.)

• Воспитатель готовых ответов не дает, а побуждает к этому детей. Он дает возможность высказаться каждому, не оценивает ответы, а комментирует их.

• Если ребенок выдвигает не правильную гипотезу, то воспитатель не отвергает её, а помогает ребенку найти правильное решение в ходе эксперимента или опыта.

• Воспитатель дает ребенку возможность самостоятельно найти путь к получению новых знаний. Побуждает к анализу и самоанализу. У детей снимается страх перед ошибкой. Они учатся воспринимать не правильный ответ, не как огорчение, а как сигнал к поиску другого ответа.

• Используем так же прогнозирование. (может ли вода растворить соль.)

• Проблемная задача способствует развитию у детей эмоционального сопереживания, развивает воображение, находчивость, сообразительность, любознательность, самостоятельность, развивает вариантное мышление, силу воли, коммуникабельности и др. Исходя из выше сказанного, я считаю эту форму работы очень важной еще и потому, что дети подготовительной группы в этом году пойдут в школу. Где приобретенный, на этих занятиях, опыт получения знаний, им очень пригодится.

Фиксация результатов опыта.

Фиксировать результаты необходимо для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Для фиксации наблюдений мы используем блокнот, на обложке которого фото ребенка и эмблема нашего клуба. Используем следующие способы фиксации.

• Ментальный способ. Сюда относится те приемы умственных операций, которые облегчают запоминание, увеличивают продолжительность хранения полученной информации, и ускоряют извлечение её из памяти.

1. Рассматриваем объект и составляем рассказ.

2. Рассказ по памяти (отвернись и расскажи)

3. Сопоставление явлений и предметов. Умение находить в них схожесть и различие.

4. Классификация.

5. Изучение двух и более сходных процессов (растворение, и т. д.)

6. Последовательность (умение детей мыслить последовательно).

7. Дидактические игры для закрепления полученных знаний.

8. Повторение - мать учения.

• Использование готовых форм.

1. Условные знаки

2. Фотографии.

3. Схемы.

4. Схемы зарисовки.

• Изобразительный способ.

1. Зарисовывания результата.

2. Записывание с помощью условных знаков.

3. Использование карт и схем.

4. Фотографирование.

ЦЕЛЬ:

научить детей опытно экспериментальной деятельности. Т. е. выдвигать гипотезу и в ходе опыта или эксперимента подтверждать или опровергать ее.

ЗАДАЧИ:

- совершенствовать представления детей о воде.

- способствовать накоплению у детей конкретных научных знаний.

- развивать мышление, любознательность.

- развивать умение выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы.

- воспитывать экологическую культуру

- воспитывать аккуратность, желания выполнять правила поведения в лаборатории.

Формы обучения.

*Нетрадиционные занятия по исследовательской деятельности детей; *проведение опытов и экспериментов, *наглядная, *словесная, *чтение художественной литературы; *просмотр научно-популярных фильмов,

*проведение развлечений.

Методы и приемы:

Организационный момент;

Художественное слово;

Уточнение, опросы, игровые приемы;

Беседы, викторины;

Алгоритмы для составления модели этапов деятельности, использование условных знаков.

Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.

Организация детей. Организация двух зон: 1зона - для проведения опытов, 2 зона - для того, чтобы дети могли записать результаты опытов.

План занятий по опытно – экспериментальной деятельности, детей старшего дошкольного возраста, по комплексному изучению воды.

Темы № Занятия

Введение 1 Открываем клуб «Капитошка». Кто такие ученые?

Свойства воды

2 Цвет, вкус, запах, форма, текучесть.

Растворимость

3

4

5

6

7

8

9 Вода + сахар.

Вода + соль

Вода + лимонная кислота. Как правильно нюхать раствор?

Вода + сухой сок, кофе, синька. Опасные и ядовитые вещества

Вода + мыло, стиральный порошок.

Вода + жиры.

Вода + песок, глина, мел, камни. Фильтрование воды.

Состояние воды. 10 Твердая, жидкая, газообразная.

Вода в жизни растений. 11

12

13 Вода из овощей.

Вода из фруктов и ягод.

Питания растений.

Круговорот воды в природе. 14 Круговорот. И виды осадков.

Водоемы. 15

16 Соленые: океан, море.

Пресные: реки и озера

Итоговое 17 Научный совет.

Вступительная часть

Занятие 1.

Цель познакомить с профессией УЧЕНЫЙ. Объяснить, чем они занимаются. Предложить детям создать клуб «Капитошка», разучить правила поведения в лаборатории.

Оборудование: глобус, портреты ученых, фотографии лабораторий.

Ход занятия.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Н. Рыжова

Беседа «Что такое наука?»

«Ученые – кто они такие?»

-Рассматриваем портреты ученых.

-Фотографии лабораторий.

В. Ребята вы хотите быть учеными? Тогда, давайте создадим, клуб «Капитошка».

Что мы будем изучать? … послушайте стихотворение, и попробуйте отгадать, что мы будем изучать?

Работа с глобусом.

Разучить с детьми правила поведения в лаборатории.

Правила поведения в лаборатории.

1. Ничего не делать без разрешения воспитателя.

2. Внимательно слушать воспитателя.

3. Быть аккуратным.

4. Не спешить.

5. Не бегать и не толкаться.

6. Все записывать. (стр17)

Занятие 2.

Тема: свойства воды.

Цель: сформировать представление детей о свойствах воды : цвет, запах, текучесть, форма.

Оборудование: чайник с кипяченой водой, стаканчики, сосуды разной величины и формы, кубик, шар.

Ход.

- Вспоминаем, где мы можем найти воду?

- Вопрос, какая она вода?

- Дети выдвигают гипотезу.

Опыт №1.

Разливаем воду по стаканчикам.

Что делает вода? Течет из чайника в стаканчик (текучесть).

Опыт №2.

Какой вкус у воды?

Дети пробуют воду через соломинку (безвкусная).

Опыт №3.

Какого цвета вода?

Бесцветная, прозрачная.

Опыт №4.

Какая вода на ощупь?

Мокрая, влажная.

Опыт №5.

Форма воды.

Кубик и мячик имеет форму, а вода нет. Она принимает форму сосудов, в которые ее наливают.

- Изучаем условные знаки.

Вывод: вода текучая, безвкусная, бесцветная, мокрая, бесформенная. Дети с помощью условных знаков записывают результаты в блокнот.

Занятие 3.

Тема: растворимость. (Часть1).

Цель: сформировать представление детей о том, что сахар растворяется в воде, но не исчезает в воде.

Оборудование: чайник с кипяченой водой, стаканчики, сахар, соломинки, чайные ложечки, свеча, две жестянки две прищепки.

Ход занятия.

Опыт № 1 (выполняют дети).

- воспитатель наливает в стаканчики воду и предлагает детям растворить в ней сахар.

- что изменилось? (запах -, цвет -, вкус +)

Вода стала сладкая. Дети записывают в блокнот.

Вопрос: Как вы думаете, исчез сахар или нет? (дети выдвигают гипотезы).

Опыт № 2 (выполняет воспитатель).

Нагреваем на свечи несколько гранул сахар. Пахнет горелым сахаром.

На второй жестянки нагреваем раствор. Тоже пахнет горелым сахаром.

Сахар не исчез.

Вывод: вода растворяет сахар и становится сладкой, но он не исчезает в ней. А принимает другую форму.

Занятие 4 (часть 2).

Тема: Растворимость.

Цель: сформировать представления детей о том, что вода растворяет соль, но только определенное количество. Объяснить понятие – насыщенный раствор.

Оборудование: пластиковые стаканчики, чайник с кипяченой водой, ложечки, соль, нитка «ирис» 10-15 см.

Ход занятия.

Опыт № 1 (выполнят дети).

- воспитатель наливает в стаканчики воду и предлагает детям растворить в ней соль.

- что изменилось? (запах -, цвет -, вкус +).

Вода стала соленая. Дети записывают в блокнот.

Вопрос. Как вы думаете, можно ли всю эту соль, растворить в стакане воды (Гипотеза детей).

Добавляем в раствор пол чайной ложечки соли и размешиваем. Соль перестает растворяться. Получился насыщенный раствор – от слова сытый.

Вывод: вода растворяет соль и становится соленой. Но может растворить только определенное количество соли.

Опыт № 2.

Кристаллизация соли.

Наблюдения проводим 5-7 дней. Воспитатель предлагает детям, понаблюдать, что произойдет с опущенной в раствор ниткой.

На 3 – 4 день на нитке появляются кристаллы соли. Через 5-6 дней нитка причудливо, обрастает кристаллами соли.

Вывод: соль образует кристаллы.

Увиденное дети зарисовывают в блокнот.

Занятие 5.

Тема: растворимость (часть 3).

Цель: сформировать представление детей о том, что вода растворяет лимонную кислоту, а так же объяснить, что вещества могут быть опасными и ядовитыми. Научить детей нюхать не знакомые вещества.

Опыт № 1 (выполняют дети).

- воспитатель наливает в стаканчики воду и предлагает детям растворить в ней лимонную кислоту.

- что изменилось? (запах, - цвет, - вкус +).

Вода стала кислая. Дети записывают в блокнот.

Спросить. Вкусная ли вода?

Вопрос. Как вы думаете все ли растворы можно пробовать? (дети выдвигают гипотезу)

Рассказ воспитателя. О том, что вещества могут быть не только не вкусные, но и опасными (знак) и ядовитыми (знак).

Опыт № 2.

Вопрос: все ли вещества можно нюхать? (дети выдвигают гипотезу)

Воспитатель приглашает, самых смелых 1-2 человека.

Нюхаем горчицу. Дети убеждаться в том, что есть вещества, которые опасно нюхать.

Учим детей правильно нюхать.

Вывод: вода растворяет лимонную кислоту и становится кислой. Существуют опасные и ядовитые вещества. Без разрешения старших ничего пробовать и нюхать нельзя.

Занятие 6.

Тема: растворимость (часть 4).

Цель: сформировать представления детей в том, что вода растворяет сухой сок, кофе, марганцовку и синьку. Закрепить представления об опасных веществах.

Ход занятия.

Опыт № 1 (выполняют дети).

Растворяем в воде сухой сок. Вода изменяет вкус, цвет, запах. Дети записывают в блокнот.

Опыт №2 (выполняют дети).

Растворить в воде кофе. Вода изменяет вкус, цвет, запах. Дети записывают в блокнот.

Опыт №3 (выполняет воспитатель).

Растворяем в воде марганцовку. Вода изменяет цвет. Нюхаем правильно – пахнет марганцовкой. Пробовать нельзя. Дети записывают в блокнот.

Опыт №4 (выполняет воспитатель).

Растворяем в воде синьку. Вода изменяет цвет. Нюхаем правильно – пахнет синькой. Пробовать нельзя. Дети записывают в блокнот.

Вывод: кофе растворяется в воде, раствор становится коричневый, имеет вкус и запах кофе. Вода растворяет сухой вишневый сок, раствор становится вишневого цвета, имеет вкус и запах вишни. Марганцовка растворяется в воде, раствор становится разового цвета, пахнет лекарствами, пробовать нельзя. Синька растворяется в воде, раствор становится, синим, имеет неприятный запах, пробовать нельзя.

Занятие 7.

Тема: растворимость (часть 5).

Цель: сформировать представления детей о том, что мыло и стиральный порошок, растворяются в воде, в результате чего образуется мыльный раствор. Закрепить навыки личной гигиены.

Оборудование: мисочки, натертое на терке детское мыло, стиральный порошок, чайник с водой.

Ход занятия.

Опыт №1 (выполняют дети).

Щепотку натертого детского мыла, растворяют в теплой воде. Мыло растворилось, вода начала пенится, и стала мыльной. Такая вода хорошо удаляет грязь.

Беседа воспитателя о том, что необходимо мыть руки.

Дети хорошо споласкивают руки под краном. Результаты записывают в блокнот.

Опыт №2 (выполняет воспитатель).

Воспитатель берет два тазика с водой. 1-ом просто вода. 2-ом растворяет в воде стиральный порошок. Вода становится мыльной и пенится. Затем берет грязный лоскут, простирываем сначала в простой в воде – не отстирывается, затем в растворе стирального порошка – отстиралось.

Результат опыта записывают в блокнот.

Вывод: вода растворяет мыло; оно нам необходима для того чтобы мыться. Стиральный порошок растворяется в воде; и нужен для того чтобы стирать вещи.

Занятие 8.

Тема: растворимость (часть 6).

Цель: сформировать знание детей о том, что вода не растворяет жиры.

Оборудование: баночки с водой, растительное масло, сливочное масло, салфетки.

Ход занятия.

Дети рассматривают сливочное масло, на ощупь определяют, что оно жирное. Так же и растительное масло.

Опыт №1 (выполняет воспитатель).

Опускаем кусочек сливочного масла в воду, взбалтываем. Вода помутнела, масло осталось комочком. Дети результат записывают в блокнот.

Опыт №2 (выполняет воспитатель).

Наливаем в баночку с водой растительное масло, оно тоже не смешивается с водой, а плавает по ее поверхности в виде пленки. Если раствор взболтать, то масло приобретает на некоторое время вид мелких капелек, которые за тем снова образуют плёнку. Дети результат записывают в блокнот.

Вывод: вода не растворяет жиры.

Занятие 9.

Тема: Растворимость (часть 7).

Цели: сформировать представления детей о том, что вода растворяет не все вещества. Показать детям фильтрацию воды. Воспитывать экологическую культуру.

Оборудование: песок, глина, камни, мел, стаканчики с водой, 2 воронки, салфетка бумажная, салфетка марлевая.

Ход занятия.

Дети рассматривают песок, глину, камушки.

Вопрос. Как вы думаете, растворяются ли эти вещества в воде? (дети выдвигают гипотезу)

Опыт №1.

Смешиваем воду с песком – песок не растворился. Результат дети записывают в блокнот.

Опыт №2.

Смешиваем воду с глиной – глина не растворилась. Результат дети записывают в блокнот.

Опыт №3.

Смешиваем воду с мелом – мел не растворяется. Результат дети записывают в блокнот.

Опыт №4.

Смешиваем воду с камнями – камни не растворяются. Результат дети записывают в блокнот.

Вывод: вода не растворяет не глину, не песок, не мел, не камни. Во всех случаях вода становится грязная – мутная.

Вопрос можно ли теперь очистить воду от этих веществ? (дети выдвигают гипотезу).

Воспитатель объясняет смысл фильтрования.

Опыт №5.

Половина детей фильтруют взвеси через бумажную салфетку, а другая половина, через марлевую. Результаты сравнивают и записывают в блокнот.

Вывод: бумажная салфетка лучше фильтрует воду.

Беседа о том, что нельзя пить воду, если не знаешь какая, она. Воду можно пить кипяченую и бутылизированную. Чтения русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Занятие 10.

Тема: Состояние воды.

Цель: сформировать представления о трех состояние воды и их свойствах.

Предварительная работа: наблюдение на улице за сосульками.

Оборудование: вода в стакане, кусочки льда в мисочке, маленькая металлическая мисочка, свеча.

Ход занятия.

Беседа о трех состояниях воды: твердом, жидком и газообразном. Воспитатель раздает кусочки льда, дети рассматривают и отвечают на вопросы. Как мы называем воду в твердом состоянии (лед). Какой он лед (твердый, хрупкий, холодный, тает?

Вывод: вода в твердом состоянии – это лед.

Рассматриваем воду в стаканчике – это жидкое состояние воды. Её, как и лед можно потрогать. Она тоже мокрая, но в отличие ото льда легко перетекает из сосуда в сосуд.

Вопрос: Что нужно сделать, чтоб вода стала в газообразном состоянии? (дети выдвигают гипотезу)

Опыт. Воспитатель нагревает воду, пока не появится пар.

Пар – это вода в газообразном состоянии.

Дети отвечаю на вопросы. Как называем воду в газообразном состоянии (пар). Какой он пар (горячий, летучий, его не потрогать руками. Результат дети записывают в блокнот.

Вывод: вола бывает в жидком состоянии – обычная вода; в твердом состоянии – лед; газообразном состоянии – пар.

Занятие 11.

Тема: Вода в жизни растений. (Часть 1).

Добываем воду из овощей.

Цель: закрепить знания детей о воде, сформировать представления детей том, что вода может находиться в растениях.

Оборудование: свекла, морковь, терка, две тарелочки, стаканчики, и марлевые салфетки, ложечки.

Ход занятия.

Закрепить полученные знания о воде. Работа с блокнотами.

Вопрос Ребята как вы думаете, есть ли вода в овощах? (дети выдвигают гипотезу)

Опыт №1.

Воспитатель трет на терке морковь.

Дети кладут тертую морковь в марлевую салфетку. Выдавливают сок себе в стаканчик. Пробуют. Отмечают цвет, запах, вкус. Записывают в блокнот.

Опыт №2.

Дети кладут тертую свеклу в марлевую салфетку. Выдавливают сок себе в стаканчик. Пробуют. Отмечают цвет, запах, вкус. Записывают в блокнот.

Вывод: в свекле содержится свекольный сок; в моркови морковный сок. В овощах содержится вода виде соков.

Занятие 12.

Тема: Вода в жизни растений. (Часть 2).

Добываем воду из фруктов.

Цель: продолжать формировать представление о том, что в растениях есть вода виде сока. Учить детей добывать сок из фруктов.

Оборудование: яблоко, мандарин, вишня, терка, две тарелочки, стаканчики, марлевые салфетки, ложечки.

Повторяем предыдущий материал.

Вопрос: Как вы думаете, есть ли вода во фруктах? (дети выдвигают гипотезу)

Опыт №1.

Дети кладут мандарин в марлевую салфетку. Выдавливают сок себе в стаканчик. Пробуют. Отмечают цвет, запах, вкус. Записывают в блокнот.

Опыт №2.

Дети кладут тертое яблоко в марлевую салфетку. Выдавливают сок себе в стаканчик. Пробуют. Отмечают цвет, запах, вкус. Записывают в блокнот.

Опыт №3.

Дети кладут вишню в марлевую салфетку. Выдавливают сок себе в стаканчик. Пробуют. Отмечают цвет, запах, вкус. Записывают в блокнот.

Вывод: в вишне содержится вишневый сок, в мандарине мандариновый сок, в яблоке яблочный. Во фруктах и ягодах вода содержится в виде соков.

Занятие 13.

Тема: Вода в жизни растений. (Часть 3).

Цель: формировать представления детей о том, что вода необходима растениям. Питания растений.

Оборудование: по две коробочки каждому ребенку, семена, стаканчик с окрашенной водой, веточки традесканции, комнатное растение традесканция, схема строения растения.

Опыт №1.

Предварительная работа. Дети приносят семена: пшеницы, овса, тыквы, гороха, и по две коробочки из- под сока. На дно коробочек кладем марлевую салфетку и одинаковые семена. Одну коробочку оставляем сухой, а в другую подливаем каждый день воду. Наблюдаем 1-2 недели. Результаты записываем в блокнот.

Опыт №2.

Предварительная работа. Утром в банку с водой добавляем чернила красноного цвета и ставим в неё несколько веточек традесканции и салат.

Ход занятия.

Опыт №3.

Исследования наличия воды.

Дети рассматривают листья традесканции, находят сухие листочки, трогают их. Воспитатель спрашивает: Почему они стали такие ломкие? (они высохли, поэтому быстро ломаются). Дети трогают живые листочки. Воспитатель спрашивает: Что вы можете сказать об этом листочке? (он живой, мягкий, эластичный) Помните листочки между пальчиков.

Воспитатель предлагает детям сделать вывод, ответив на вопрос. Для чего вода в традесканции.

Вывод: сухих листьях нет воды, а в живых есть. Вода оживляет растения.

Дети записывают результат в блокнот.

Подтверждения этому мы находим, возвращаясь к опыту №1. Дети рассматривают свои коробочки. Воспитатель предлагает им сделать вывод. Без воды растения не оживают. Вода это жизнь.

Рассматриваем проросшие растения. Корешки, стебельки, листики. Дети зарисовывают результат в блокнот.

Рассказ о питании растений.

Вывод: вода двигается от корней к листьям, снизу вверх.

Подтверждения этому мы видим в опыте №2.

Вывод: вода двигается по растению сверху вниз.

Занятие 14.

Тема круговорот воды в природе.

Цель: объяснить детям круговорот воды в природе. Закрепить знание детей об осадках.

Предварительная работа. Просмотр мультфильма Лунтика «Круговорот»

Оборудование: схема «Круговорот воды в природе», картинки на которых изображены: дождь, снегопад, град, роса, иней.

Ход занятия.

Рассматриваем схему «Круговорот воды в природе».

Вывод: вода испаряясь с поверхности водоема, поднимается вверх, образует тучи, из которых выпадает на землю в виде осадков (дождь, снег, град).

Какие осадки образует туман? (роса, иней) Результат дети записывают в блокнот.

Занятие 15.

Тема: Водоемы (часть 1).

Цель: сформировать представление детей о водоемах (солёные, пресные). Воспитывать умение видеть прекрасное в мире природы, ее богатство и разнообразие.

Оборудование: стаканчик с морской водой, глобус, фильм «Кто живет в море-океане»

Ход занятия.

Рассматриваем внимательно глобус, голубым цветом обозначены океаны и моря, а синенькие линии – это реки. Все это мы называем водоемы.

Вопрос. Какая вода в морях и океанах? (дети выдвигают гипотезу)

Зачем гадать, давайте попробуем. Какая вода на вкус? (соленая, не вкусная)

Вопрос. Как вы думаете, может ли кто-нибудь жить в такой воде? (дети выдвигают гипотезу)

Чтобы доказать или опровергнуть ваше предположение давайте посмотрим, документальный фильм.

Дети зарисовывают в блокнот запомнившихся животных.

Вывод: вода морей и океанов соленая. Не смотря на это, в ней обитает (живет) множество живых существ.

Занятие 16.

Тема: Водоемы. (Часть 2).

Цель: продолжать формировать преставления детей о водоемах. Выучить термин «Пресные». Ознакомить с водоемами нашей местности. Воспитывать любовь к малой родине.

Оборудование: карта Хабаровского края, картинки: рыб, птиц, зверей - обитающих в нашей местности.

Ход занятия.

Дети рассматривают карту Хабаровского края. Воспитатель объясняет, что синие полосы это реки; а кругленькие голубые пятна – это озера. Широкая синяя полоса это знаменитая река Амур (Амур – батюшка). Какой большой город стоит на реке Амур? (Комсомольск – на – Амуре, Хабаровск).

А рядом с ним маленькая точка это наш п. Хурмули. Какая речка течет возле нашего поселка. (Хурмулинка, наша Хурмулинка несет свои воды в речку Горин; Горин в Амур; Амур в Тихий океан.

Беседа об озерах. (Эворон, Амут).

Викторина «Кто это?»

Условия: дети берут карточки с изображениями рыб, птиц, животных и рассказывают о них.

Вывод: реки и озера – это пресные водоемы. В них и около них, обитает много живых существ. Рядом с нашим поселком протекает р. Хурмулинка, она несет свои воду в знаменитую реку Амур.

Занятие 17 (итоговое).

Научный совет.

Дети заходят под музыку В. Шаинского «Синяя вода». Дети проходят и садятся на стульчики.

Воспитатель: Сегодня наш клуб «Капитошка» закрывается. И мы должны определить, можно ли вам присвоить звания «научный сотрудник». Тем, кто будет правильно отвечать на вопросы, мы будем вручать фишки. У кого фишек не окажется того не сможем назвать «научным сотрудником» (таких не должно быть, а тот у кого фишек будет больше всех, получит специальный приз – книгу. А для этого вам необходимо вспомнить полученные в нашем клубе знания. Сегодня к нам пришли профессора (2-3 воспитателя). Они посмотрели ваши научные наблюдения (блокноты, и тем, кто аккуратно их заполнял, вручаем фишки 1-5 фишек.

Викторина.

Проходит по принципу «вопрос – ответ».

Ребенку вручается 1-3 фишки, в зависимости от полноты ответов. Для того чтобы ответить на вопрос ребенок может пользоваться своими записями.

1. Какие свойства имеет вода?

2. Какие вы знаете вещества, способные растворятся в воде?

3. Какие вещества, не растворяются в воде?

4. Можно ли очистить воду? И как?

5. В каких трех состояниях бывает вода?

6. Нужна ли вода растениям?

7. Как вода попадает в растения?

8. Нужна ли вода животным?

9. Нужна ли вода людям?

10. Какие бывают водоемы?

11. Кто живет в морях?

12. Кто живет в реках и около них?

13. Какие осадки бывают летом?

14. Какие осадки бывает зимой?

Физкультминутка. «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на пояс)

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились (встряхиваем руки)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс, (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль (круги руками поочередно вперед)

Все, как один, плаваем как дельфин. (Прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

Конкурс. Угадай-ка?

Дети на слух отгадывают звуки: шум дождя, град, вода из крана, наливаем воду в чашку….

Воспитатель. Сейчас дети подойдите к профессорам и по очереди сдайте им свои фишки. А пока профессора будут подводить итоги. Мы с вами посмотрим фокусы с водой.

1. Волшебные стаканчики (разноцветная вода).

2. Достать монетку из стаканчика не намочив рук (фокусник предлагает сделать это всем детям, затем достает помощью магнита).

Профессора вручают детям дипломы, каждому ребенку присваивается звания «научного сотрудника», а лучшему вручают книги.

Положив дипломы на стульчики, дети танцуют под музыку «Синяя вода»

(Сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского)

Синяя вода, (Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны.)

Поле без следа,

Без конца и края. (Кружимся на месте.)

Синяя вода,

Ты спешишь куда?

Ты спешишь куда? (Присели, обхватили плечи руками.)

К морю синему,

Там, где волны сильные, (Встали, руки вытянули вверх.)

Там, где волны сильные

Плещутся всегда. (Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

К морю синему

Поскорей неси меня, (Кружимся на месте.)

Поскорей неси меня,

Синяя вода. (Присели, обхватили Плечи руками.)

Результат.

Я убедилась в том, что опытно-экспериментальная деятельность необходима для детей. Она развивает мыслительные операции, побуждает самостоятельно находить правильные решения, быть терпеливыми и настойчивыми, развивают логику, образное мышление и воображение. Способствует положительному эмоциональному восприятию окружающего мира. Опытно–экспериментальная деятельность, воспитывает внутреннюю потребность, к получению знаний, что является наиболее важной стороной подготовки ребенка к школе.

Литература:

• Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007

• «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» Авторы - составители Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.

Публикации по теме:

Картотека опытов Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь.

Опытно-экспериментальная деятельность. В феврале 2013 года в нашей группе проводилась работа по опытно-экспериментальной деятельности. В фотоотчете представлены: самостоятельная.

Автор публикации:
Долгосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности детей в детском саду «Царица-Водица»
Опубликовано: 3 июля 2013 в 11:40
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Долгосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности детей в детском саду «Царица-Водица»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Сибрина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД