Светлана
Долгосрочный проект по духовно-нравственному воспитанию детей «В мире доброты, вежливости и дружбы»
Название проекта «В мире доброты, вежливости и дружбы»
Тип проекта : Социально-творческий, коллективный, долгосрочный.
Продолжительность проекта : учебный год
Социальный партнёры проекта : воспитатель группы, музыкальный руководитель, родители
Публикация «Долгосрочный проект по духовно-нравственному воспитанию детей „В мире доброты, вежливости и дружбы“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Проекты, планы, недели
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Дружба. Проекты
- Дружба. Учимся дружить
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2024
Образовательные области ООП ДО: Речевое развитие, Социально коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие
Актуальность проекта :
Совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания детей – важная задача дошкольного воспитания на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, природе, семье, к друзьям.
Патриотическое воспитание детей начинается не с раннего возраста (от года до трех, а самого младенчества. Патриотизм воспитывается с колыбельными песнями мамы, потешками, прибаутками. Патриотическое воспитание идет через русский фольклор, таким отношением показывается то, что люди, любят друг друга.
Дошкольный возраст - это время когда закладывается фундамент воспитания ребёнка как личности, которая учится выстраивать взаимоотношения с друзьями, с окружающим миром - родители, братья или сестры, бабушки и дедушки, прививаются навыки доброжелательного общения со своими сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении - дом, двор, улица, город.
Современные родители озабочены обеспечением базовых потребностей семьи (питание, здоровье детей, жильё, на втором месте - ценности социализационные (театр, кино, развлечения, традиции). И поэтому родители забыли, о том, что есть еще и духовное развитие ребенка. А это влечёт к снижению воспитательного потенциала семьи, ведёт к разрушению семейных связей и традиций в преемственности поколений. Только через личный пример взрослого можно впитать нравственность.
Поэтому главную роль в воспитании личности ребенка играет семья, а воспитатель является второстепенным помощником семьи.
Проблема проекта :
Из личных наблюдений за детьми, приходящими в группу в возрасте 2-3 лет мы увидели и поняли, что большая часть детей, не имеет даже малейших представлений о нормах и правилах поведения в группе, при общении друг с другом. Когда мы провели наблюдение за поведением детей поняли, что дети знают, что такое добро, но не умеют правильно применить его, не умеют делиться друг с другом, пожалеть плачущего, на прогулке часто ссорятся из-за игрушки.
Все это способствовало возникновению идеи создания социально-творческого проекта для детей раннего дошкольного возраста.
Гипотеза проекта : Использование педагогами и родителями средств и образование произведений устного народного творчества (пословицы, поговорки, прибаутки, сказки) в организованной деятельности и в повседневной жизни для развития духовно – нравственного создания детей раннего возраста и их социализации.
Цель проекта - Создание условий для формирования у детей первоначальных представлений о нравственно – патриотических чувствах, духовно – нравственного отношения к родному дому, семье, детскому саду, через разные виды деятельности.
Задачи для детей
Образовательные:
1. Учить детей быть вежливыми друг с другом при общении;
2. Расширять представления о важности и необходимости просить прощение, через расширение словарного запаса и активизации речи детей :
3. Знакомить детей с основами труда, через сказки, игры.
Развивающие:
1. Развивать элементарные знания о правах человека;
2. Развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;
Познавательные:
1. Создать атмосферу и условия доброжелательности в группе для проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, для проявления способности к сопереживанию, состраданию и адекватному проявлению этих чувств;
2. Формировать у детей положительное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
3. Формировать первоначальные навыки и знания об исторической, культурной традиции народа через театр, игру, чтение книг;
4. Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь через игровые ситуации, побуждая детей к положительным поступкам и делам.
Воспитательные :
1. Способствовать воспитанию любви к близкому человеку, детскому саду и сверстникам, животному миру, через художественное воспитание.
2. Воспитывать любовь и уважение к труду, через трудовые поручения.
Задачи для педагогов:
- Повысить уровень взаимопонимания, толерантности между детьми, педагогами, родителями;
- Организовать просвещение родителей по теме проекта, через листовки, брошюры, конкурсы.
Задачи для родителей (законных представителей) :
- Повысить родительскую компетенцию в вопросах духовно-нравственного воспитания детей, через участие в конкурсах, анкетировании.
- Создать условия для обмена информации между родителями и педагогами по теме.
- Побудить родителей вне детского сада закреплять полученные знания о положительных поступках и делах детей.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды:
- Тематические альбомы, иллюстрации, фотографии, театр, художественная и методическая литература по теме;
- Дидактические, сюжетно – ролевые, познавательные игры (известные ранее детям и разработанные и созданные педагогами в ходе проекта совместно с родителями);
- Аудио записи для проведения занятий в музыкальном сопровождении, слушания песен на физкультминутках духовно-нравственного направления, (о дружбе, доброте, правилах поведения и т. д.)
- Картотека познавательных мультфильмов и презентаций, подбор книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей;
- Интернет ресурсы.
Мероприятия в рамках проекта :
Для детей :
Работая с детьми в разных областях - это способствует более глубокому расширению духовно-нравственных качеств личности ребенка, которые содействует обретению им нравственного опыта. Оно включает следующие формы:
— непосредственно-образовательную деятельность;
— дидактические, познавательные и сюжетно – ролевые игры;
— беседы;
—развлечения, спортивные мероприятия по традиционным и народным праздниках (Масленица, колядки, пасха, день защитника отечества, мамин день, день Победы, Новый год всей семьей).
Познавательное направление работы ставит целью знакомство детей с основами православной культуры русского народа через знакомство с народной игрушкой, традициями.
Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: просмотр иллюстраций, ситуационные беседы, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов, прослушивание музыкальных произведений, использование различных игр.
Для родителей:
Беседы со своим ребенком в домашних условиях (отмечать духовные праздники, через подготовку и проведение праздничных дней).
Совместную творческую деятельность - участие в конкурсах, в тематических выставках, фотовыставках и т. д.
Учить детей правильному поведению в социуме, традициям, через личный пример, беседы.
Планируемый результат:
Для детей :
• Воспитание гармоничной, духовной личности ребенка;
• Воспитание интегративных качеств личности каждого ребенка: эмоциональная отзывчивость на переживания окружающих его людей (друзья, близкие, владение элементарными средствами общения и способами взаимодействия;
• Соблюдение общепринятых норм и правил поведения «что такое хорошо и что такое плохо», наличие первичных представлений о себе, семье, обществе (представления о семейных традициях, об обществе и его культурных ценностях и др.).
• Дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках, и правильном поведении в социуме
• Развились коммуникативные навыки детей, через желание вступать в контакт, умение организовать общение между собой (делиться игрушками, пожалеть друга, помочь воспитателю, родителям)
• Дети стремятся к положительным поступкам и делам и вежливому общению между собой, избегают ссор, уступают и договариваются друг с другом.
• Дети бережнее относится к живому миру природы, предметам, игрушкам.
• Дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки, правила вежливого тона.
Для педагогов:
- Повысили уровень взаимопонимания, толерантности между детьми, педагогами, родителями;
- Организовали просвещение родителей по теме через родительские собрания, брошюры, рекомендации, совместные праздники
- Повышен уровень профессиональной компетенции по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников в рамках духовно - нравственного воспитания, через изучаемую литературу, посещение курсов повышения квалификации, внедрения современных инновационных методов и технологий, тем самым повышая качество образовательного процесса с детьми.
Для родителей (законных представителей) :
- Повысили родительскую компетенцию в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
- Способствовали повышению значения семейных ценностей;
- Создали условия для обмена информации между родителями и педагогами по теме, через сайт детского сада, родительские чаты, мероприятия разного уровня.
- Родители стали активнее включаться в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей, через проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия.
- Увеличение заинтересованности и активности числа родителей воспитанников по проблеме, удовлетворенных качеством образовательных услуг в системе дошкольного образования;
- Повышение педагогической компетенции родителей и уровня духовно - нравственной культуры родителей, через участие в различных мероприятиях (в рамках проекта) – открытые занятия, мастер – класс, беседы, педагогические беседы, родительские собрания, участие в конкурсах на разном уровне.
Педагогическая работа я осуществлялась по нескольким направлениям:
- творческие занятия: «Ладошка добрых дел», «Королевство вежливости и добра», «Почему добро побеждает зло», «Снежинка добра»….
- беседы: «Добрые дела делают человека добрее», «Уроки доброты», «Почему нужно уступать», «Добрый человек не оставит в беде» и т. д.
- ситуационный разговор: «Чем порадовать друга», «Скажи вежливое слово другу» и т. д.
- устные поучения: «Помоги другу», «Больница для книг», «Посадка рассады»….
- открытое занятие: «В мире доброты и вежливости»
- игры - подвижные и сюжетно ролевые: «Путешествие по сказкам», гуляние «Масленица», «Назови ласково», «Мешок добрых дел», «Что такое хорошо и что такое плохо»…
- тематические прогулки,
- соревнования: «Моя спортивная семья», «Мой папа самый ловкий», «Летняя олимпиада», «В здоровом теле – здоровый дух» и др.).
- просмотр презентаций по данной теме,
- знакомство с культурой через познавательные ролики, просмотр мультфильмов: «Природа любит чистоту», «Лунтик», «Кот Леопольд»….
- участие в акциях: «Поможем животным», «Неделя добра», «Помощь солдату»…
- продуктивная деятельность: изготовление подарков и открыток к традиционным праздникам (8 марта, 23 февраля, 9 мая,
- участие в конкурсах, фотоконкурсах на разном уровне: «Свет рождественской звезды», «Ах эта масленица», «Сохраним живую ель», «Наш участок самый лучший», «Пасха», «Пасха Красная» и др.
- чтение сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка,
- важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, слушание колокольных звонов. В течение года ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей - Рождество, Масленица, Пасха, Троица.
Продукты проекта :
- «Наши добрые дела» : Изготовление кормушек для птиц, подарок «Пасхальное яйцо», открытка «Свет рождественской звезды», изготовление открытки «Ангел-хранитель».
- «Традиционные праздники» : День рождение, Масленица, Пасха, Новый год, Мая мама, День семьи.
- «Уроки вежливости» : «Покорми зайку», «Накрой стол», «Поведение за столом»
Формы организации проекта :
Образовательная деятельность: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, ИЗО, лепка, аппликация, конструирование, музыка, ознакомление с художественной литературой, физическая культура.
Совместная деятельность: дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, подвижные игры, разучивание мирилок, физкультминутки, ролевая гимнастика, пальчиковые игры, ситуационные беседы.
Самостоятельная деятельность: трудовая деятельность, игровая деятельность.
Мы стараемся так организовать жизнь детей в группе, чтобы дети чувствовали себя нужными в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее из детства найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет влияние на духовно-нравственные достижения человека.
Для работы использую такие приемы, как: метод убеждения, положительный пример взрослого, поощрение, представление и воспроизведение различных ситуаций, внушение, этические беседы с детьми и родителями.
Структура проекта :
1 этап – подготовительный (сентябрь)
- Изучение методической литературы и подготовка методического сопровождения проекта.
- Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационного материала, аудио и видео материалов по данной теме.
- Подбор игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
- Подбор материала для продуктивной деятельности.
- Определение цели и задач проекта;
- Анкетирование родителей по данной теме;
- Разработка плана работы по ознакомлению детей по духовно-нравственному воспитанию;
- Разработка НОД по проекту.
- Подбор дидактических, пальчиковых, подвижных игр, презентаций, картин.
2 этап – организационно-практический (октябрь – апрель)
- Организация непосредственно образовательной деятельности по всем по всем образовательным областям: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» по теме проекта;
- Организация совместной и самостоятельной деятельности детей по теме проекта.
- Организация работы с родителями: консультирование, вовлечение в проектную деятельность, организация совместных выставок, экскурсий, участие в творческих конкурсах, фото конкурсах.
- Пополнение и обновление развивающей предметно-пространственной среды по направлению духовно – нравственное развитие детей (подбор книг, наглядно-демонстрационного материала, загадок, поговорок и т. п.).
- Разработка брошюр, памяток, оформление родительского уголка для родителей по теме проекта.
3 этап – Заключительный (май)
- Оформление альбома по проекту
- Проведение итогового открытого занятии по духовно – нравственному воспитанию детей в средней группе «В мире доброты, вежливости и дружбы»
- Совместное мероприятие с родителями «Заходите к нам в гости»