Юлия Карбушева
Долгосрочный проект для воспитанников старших дошкольных групп «Лучше нет родного края» по теме «Хабаровский край»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект разработан и реализуется в соответствии с Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство» под редакцией Бабаевой Т. И., Гогоберидзе А. Г. и программой ДОУ «Региональная программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем» ,а также парциальными программами ДОУ.
Нормативно - правовое обеспечение проекта :
1. «Закон об образовании РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
Публикация «Долгосрочный проект для воспитанников старших дошкольных групп „Лучше нет родного края“ по теме „Хабаровский край“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2022
2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и образования, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Актуальность:
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены, задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат подчас пафосно.
Суть же работы в указанном направлении – формирование эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые другие изменения в стране и не сломаться.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, взгляды и жизненные позиции, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Нравственно – патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, дружбе, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Поэтому считаем тему нравственно-патриотического воспитания актуальной и необходимой.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Работая над созданием проекта, учитывались возрастные особенности детей дошкольного возраста, общие закономерности его развития и особенности становления личности на каждом возрастном этапе.
Цель проекта : Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с малой Родиной.
Задачи:
1. Формирование: чувств любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему родного края и страны; творческого воображения через поэтические произведения и восприятие картин писателей и художников; умения ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
2. Развитие: эмоционально - ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране. Бережного отношения к людям, достопримечательностям, культуре, природе города и края.
3. Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности и сопричастности ко всему, что происходит в городе, крае; уважительного отношения к местному фольклору, «традициям» родного края.
Участники проекта : дети старшей и подготовительной группы, родители, педагоги группы.
Тип проекта : информационно-творческий, групповой.
Продолжительность: 1 год (старшая / подготовительная группа).
Принципы реализации проекта :
Проект реализуется с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей:
• Принцип историзма реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью организовано сотрудничество с краеведческим музеем города Хабаровска и библиотекой, подбирается материал о нашем крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
• Принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеем села и др. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Хабаровска.
• Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
• Принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам;
• Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.
• Принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
• Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Примерные направления деятельности дошкольников по изучению г. Хабаровска и Хабаровского края и с. Некрасовка
• географическое положение, место на карте;
• природные богатства;
• что дает наш край стране;
• историческое прошлое;
• улицы родного города, села
• города Хабаровского края;
• люди разных профессий нашего края, села
• культурные и архитектурные памятники;
• знаменитые земляки;
• таланты земли хабаровской
• культурное наследие родного края
Формы и особенности организации деятельности:
исследования и проекты;
тренинги;
КТД по сбору материалов для групповых альбомов по различным направлениям краеведческой работы;
посещение сельской библиотеки, краеведческих музеев, выставок, театров.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
чтение художественной и научно-познавательной литературы;
чтение произведений и стихотворений дальневосточных писателей;
непосредственно образовательная деятельность по познавательно - речевому и художественно - эстетическому развитию (ознакомление с окружающим, социальной действительностью, экологическое воспитание, художественно - продуктивное творчество);
встречи с ветеранами, интересными людьми;
экскурсии по городу, селу, целевые прогулки;
организация сюжетно - ролевых и дидактических игр по ознакомлению с родным краем;
очно-заочные путешествия по Хабаровскому краю и Хабаровску.
устные журналы, беседы;
составление творческих рассказов, сочинение стихов о родном городе;
Формы и методы работы с детьми:
• Занятия, беседы;
• Игровая деятельность;
• Сюжетно-ролевые игры;
• Игры – путешествия, викторины;
• Оформление дидактических игр по краеведению:
• “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».
• Проведение совместных праздников;
• Экскурсии, целевые прогулки;
• Развлечения, основанные на русском фольклоре;
• Спортивно – театрализованные досуги;
• Выставки детского рисунка.
Организация контроля над реализацией проекта : мониторинг знаний детей на начало и конец учебного года.
Ожидаемые результаты: Дети имеют представления о городе, в котором они живут, об исторических памятниках. Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности; культуру, обычаи и традиции русского народа и коренных народов Хабаровского края, могут назвать имена местных писателей, художников и их произведения. Проявляют интерес к родному городу, краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах. Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе. Реализация программы позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры нашего края, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу и краю.
Перспективный план
месяц Тема НОД Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
Сентябрь «Мой город и моя страна» «Государственный гимн России». Цель: познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них. "Экскурсия по Хабаровску" (по иллюстрациям). "Прогулка по Хабаровску" (видеофильм под гимн Хабаровского края).
Рисование и размещение архитектурных сооружений на карте «Карта города» (детализированная). Учить рисовать карту города и играть с ней.
Д / и «Собери город» (разрезные открытки). Слушанье песен о городе Хабаровских композиторов. Цель: Закрепить знания о родном городе, об улицах города. Чтение произведений дальневосточных писателей о городе Хабаровске.
Октябрь «Народы Хабаровского края» НОД «Искусство народов Хабаровского края». Цель: продолжать знакомить детей с коренными народами Хабаровского края, с их бытом и народными промыслами. Воспитывать уважение к людям, проживающих в нашем крае. Рисование «На охоте, на рыбалке» (из личного опыта, по представлениям). Ручной труд «Туесок» (береста березы, природный материал). Экскурсия в краеведческий музей. Создание узоров элементами народов Хабаровского края аппликацией, рисованием. Рассматривание изделий (иллюстраций) декоративно - прикладного искусства народов края. Просмотр презентации «Прикладное искусство и промыслы народов Хабаровского края». Беседы: «Художники - иллюстраторы», «Особенности искусства народов края». Чтение нанайских и эвенских сказок.
Ноябрь «Мир природы» «Мы – друзья природы». Цель: Систематизировать представления детей о многообразии природы. Вызвать интерес к природе и к проблеме ее охраны. Понимание детьми роли человека в нарушении и сохранении целостности экосистемы, освоение правил поведения в природе. Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. «Тайны птичьего мира Хабаровского края». Развивать у детей интерес к жизни птиц; познакомить с удивительными загадками и тайнами живой природы; продолжать активизировать познавательные способности детей. «Рыбное царство реки Амур». Дать понятия, что в реке Амур, так же как на земле обитают животные, растения, рыбы; познакомить с образом жизни, местом обитания, повадками рыб, лягушек, насекомых; воспитывать бережное отношение к водным обитателям. Просмотр презентаций «Животный мир Хабаровского края», «Кладовые земли Хабаровской». Конкурс рисунков «Природа Хабаровского края». Произведения из книги «Времена года» С. Д. Шлотгауэра
Декабрь Тема: «Животные Уссурийской тайги»
Цель:
конкретизировать знания детей о животных Уссурийской тайги;
стимулировать проявление бережного отношения к животным;
воспитывать чувство восхищения многообразием животного мира родного края.
Беседы о тигре, гималайском медведе, выдре.
Обобщающая беседа о животном мире края.
Чтение художественной литературы о животных.
Заучивание стихов.
Рассматривание альбомов, иллюстраций к книгам, энциклопедий, Красной книги Хабаровского края.
Экскурсия в Краеведческий музей.
Дидактические игры: «Лес, поле, водоём», «Кто, где живёт?», «Найди дом для животного».
Игры-драматизации по прочитанным произведениям.
Отражение впечатлений в рисунках, аппликациях, лепке.
Январь «Народные игры и забавы» «Традиции россиян». Цель: познакомить с традиционными русскими народными зимними праздниками; учить делиться впечатлениями с окружающими; привить любовь к традиционным праздникам, играм и забавам; развивать понимание назначение праздников. Развлечение «В гости коляда пришла». Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам. Игра - забава «Веселись детвора». Народные игры : «Горелки», «Горелки с платочками». Игры народов Хабаровского края.
Февраль Тема: «Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся деятелей культуры наших земляков: Г. Ходжера, Н. Задорнова, П. Комарова, Г. Павлишина, Ю. Таранова.
Цель:
приобщать детей к культурному наследию Хабаровского края;
дифференцировать и конкретизировать знания детей о писателях и художниках – иллюстраторах края;
воспитывать любовь к книге. Рассказ воспитателя о детских писателях Хабаровского края.
Чтение произведений, рассматривание портретов, беседы о жизни и творчестве знаменитых людей, их вкладе в культуру края.
Заучивание стихов П. Комарова из книги «Весёлое новоселье»
Чтение сказок Ю. Таранова.
Тематический вечер с участием родителей «Писатели – хабаровчане»
ТематиЧтение детьми стихов дальневосточных авторов.
Рисование иллюстраций по сказке Ю. Тарана «Аня и Летечко»
Творческие игры детей по сказкам Ю. Тарана.
Март Тема: «Малые народности Приамурья»
Задачи:
познакомить детей с народностями Приамурья;
конкретизировать знания детей о нанайцах, ульчах, орочах, их образе жизни, быте, традициях;
прививать чувство уважения к людям разных национальностей. Рассказ воспитателя о народностях Приамурья.
Рассматривание иллюстраций «Жизнь народов Приамурья».
Чтение народных сказок «Айога», «Кукушка».
Экскурсия в Краеведческий музей.
Рисование по сказке «Айога».
Аппликация «Украшение нанайского халата узорами»
Апрель Тема «Краски земли Дерсу»
Цель: познакомить детей с декоративно-прикладным искусством народов Приамурья;
закрепить знания детей о культуре быте нанайцев, ульчей, орочей;
воспитывать интерес к искусству малых народностей.
Рассказ воспитателя о своеобразии узоров малых народностей.
Рисование «Растительный мир» (выполнение узоров при помощи кругов и широких линий)
Аппликация «Украшение женского халата».
Ручной труд (аппликативное украшение предметов узорами из кусочков меха, ткани разнообразной фактуры).
Рассматривание различных узоров.
Рисование элементов растительных узоров.
Дидактические игры: «Подбери узор»,
«Найди вторую половинку».
Отражение впечатлений в изобразительной деятельности (рисовании, аппликации)
Май Тема: «Сказки народов Амура»
Цель:
познакомить детей с устным народным творчеством малых народов;
закрепить знания детей о своеобразии культуры народностей Приамурья;
воспитывать интерес к устному народному творчеству. Чтение сказок Д. Нагишкина.
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Рисование по сюжетам сказок.
Отражение впечатлений в изобразительной деятельности (рисовании, аппликации).
Творческие игры по содержанию понравившихся сказок.
Работа с родителями Совместные проекты : «Птицы Хабаровского края», «Рыбное царство реки Амур», «Красная книга земли Хабаровской», «Природные богатства земли Хабаровской», «Коренные народности нашего края». Конкурс «Дед Мороз», «Зимняя сказка» выставка рисунков. Конкурс: Домашние поделки из солё ного теста на тему: «Масленица». Фотогазета с рассказами детей «Самый лучший папа мой!». Межгрупповые спорт соревнования «Защитник Отечества».
Познавательная игра совместно с родителями «Что? Где? Когда?». Сбор краеведческого материала с участием родителей. Помощь в создании мини-музея. Привлечение родителей к оформлению наглядного материала.
Развлечение «Путешествие Почемучек». Стенгазета «Вкусняшки от мамочки». Совместное создание в группе огорода. Папка – передвижка с рассказами детей «Нашим дорогим мамам посвящается!».
Консультации: «Патриотическое воспитание в процессе общения с книгой», «Игрушки в жизни ребёнка 6-7 лет», «Прикоснись к природе», «Как воспитывать детей?», «Особенности общения с детьми в семье», «О дружбе», «Учимся отмечать праздники», «Учим любить природу», «Расскажи ребёнку о Красной книге», «Экологическое воспитание дошкольников», «Бережное отношение к природе», «Приобщение детей к народным традициям», «Пасха, светлая Пасха», «Нужно ли знакомить дошкольников с космосом?», «О роли сказок в воспитании детей», "Этот День Победы. ", «Расскажем детям о Великой Отечественной войне».
Папка-передвижка «Осень», «День знаний», «День дошкольного работника», «День матери», «Рождество», «Народные игры и забавы», «День защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы».