Елена Тараненко
Доклад «Знакомство с природными объектами детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое образование - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Задача экологического образования младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных. Обеспечить понимание первоначальных связей в природе и понимание необходимости наличия определенных условий для их жизни. Ведущими видами деятельности в экологическом образовании младших дошкольников является неоднократно повторяющееся практическое взаимодействие с объектами природы. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, то есть конкретных представлений, об отдельных объектах природы : о природном материале и его свойствах, о строении растений и их потребностях во влаге, о внешнем виде животных и их способах передвижения, питании, детей знакомят с детенышами некоторых животных, им дают первые знания об отличительных признаках сезонов.
Публикация «Доклад „Знакомство с природными объектами детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Я учу малышей наблюдать за объектами и явлениями природы и рассказывать о результатах своих наблюдений. Моя задача, как воспитателя — формировать у ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе и её объектам. Использую разные формы организации обучения - это организованная образовательная деятельность, экскурсии, опытно – исследовательская деятельность. Остановлюсь на каждой форме поподробнее.
ООД – это форма организации детей в ознакомлении их с природой. Здесь я не только сообщаю детям новые сведения, но уточняю и закрепляю уже имеющиеся у них знания. Я организую образовательную деятельность так, чтобы в процессе ознакомления с природой осуществлялось развитие познавательных способностей и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе.
При организации образовательной деятельности я использую разнообразные методы - наблюдение за объектами, трудом взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др. Много игр я изготавливаю сама из современных материалов: фоамирана, фетра и ковролина. Зная потребности детей в игровой деятельности, я адаптирую экологические игры, делая их удобными в использовании.
Следующая форма обучения, во время которой дети знакомятся с природой в естественных условиях, это экскурсия. Конечно, в младшем возрасте ещё рано покидать пределы сада, но нам повезло - наш «Золотой ключик» окружён степью, только сделаешь шаг за ворота и ты уже на степных просторах. Да и сами природные объекты приходят к нам в гости – растения и животные степи часто появляются на наших участках. Я всегда на это обращаю внимание детей и не упускаю возможности познакомить их с обитателями родного края. На участке летом рассматриваем растения, а зимой на участок заглядывают дикие звери: зайцы, лисы - об этом мы узнаём по следам на снегу во время прогулок.
Кроме этого проводим наблюдения за погодой, за сезонными изменениями в жизни растений и животных. Зимой развешиваем кормушки на участке, подкармливаем птиц. Это воспитывает в детях такие важные качества человека как сочувствие, жалость, сострадание к живым существам. На прогулке организую игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев, игрушек, приводимых в движение ветром, водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества не живой природы.
Знакомство с природным материалом, от игр переходит в экспериментирование и опытно – исследовательскую деятельность. Для этой деятельности в группе был создан уголок экспериментирования с оборудованием, который может выноситься в тёплое время года на прогулку. На территории детского сада функционирует метеоплощадка, где мои малыши учатся проводить пока ещё элементарное наблюдение за погодой. Здесь же за удобным столом провожу опытническую деятельность.
Детский сад «Золотой ключик» открыл свои двери для детей всего три года назад. Сразу после открытия детского сада весь коллектив взялся за создание предметно – пространственной среды, как в помещениях, так и на территории дошкольной организации. Была создана экологическая тропинка, в которую входят: альпийская горка, бегущий ручей, огород, клумбы и деревья. Всё это способствовало не только красочному оформлению внешнего вида территории, но и воспитанию у детей эстетического вкуса, трудовых навыков и экологической культуры.
Вместе с детьми мы посадили на огороде овощи: помидоры, огурцы, кабачки. Наблюдение за ростом проходило в течение всего лета, дети не только наблюдали, но и ухаживали за растениями под моим руководством. Сколько было радости при сборе урожая! Мои воспитанники росли вместе с растениями, с помощью трудовых действий знакомились с ними.
Участок для прогулок, который в новом садике был не озеленён, так же ждал нашей работы. Большую помощь в этом оказали родители воспитанников. Вместе с детьми разбивали клумбы для посадки цветов, копали ямки и сажали деревья. Дети участвовали в очистке участка, собирали камешки, щепки и складывали их в кучу, наблюдали за поливом грядок и клумб, рыхлили почву и пропалывали растения.
В зимний период наши практические ознакомления с природными объектами не прекращались. Это уход за растениями в природном уголке, посадка огородика на подоконнике и наблюдения за природой и её изменениями. В первой половине года дети только наблюдали за тем, как я ухаживала за растениями, и оказывали незначительную помощью, а со второй половины года уже самостоятельно, под моим наблюдением участвовали в этой работе. Уход за растениями в природном уголке воспитывает в детях бережное отношение к живой природе, помогает овладеть элементарными трудовыми навыками, приучает к совместному труду со взрослыми и друг с другом.
Младший дошкольный возраст – это только начало большой работы в ознакомлении детей с природными объектами. В этом возрасте главное не стремление к овладению знаний, а умение обратить внимание детей на знакомые объекты живой и неживой природы. Моя задача в этом возрасте научить детей наблюдать, рассматривать, вглядываться в знакомые предметы – в дерево, которое каждый день видишь, куст, цветок и даже в самый маленький камешек. Научившись всматриваться, дети увидят неповторимость природных объектов, заинтересуются ими и вот тогда захотят узнать о них больше. Это любопытство повлечёт за собой тягу к знаниям, а это как раз та задача дошкольного образования, которую мы должны решить. Спасибо за внимание!