Рогачева Наталья Алексеевна
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ.
Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. Согласно формулировке Всемирной Организации Здравоохранения: здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
От здоровья, бодрости детей зависит их мировозрение, умственное развитие, вера в свои силы. В настоящее время здоровье детей является одной из наиболее важных и глобальных проблем, поэтому основновная задача педагога – подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые навыки, воспитав определённые привычки.
Публикация «Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ» размещена в разделах
Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная организация здоровьесберегающего педагогического процесса.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках образовательной системы, взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Здоровьесберегающий педагогический процесс в ДОУ предусматривает использование адекватных технологий развития и воспитания дошкольников, способствующих усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни на каждом этапе развития, соответствующим возрастным и индивидуальным возможностям. Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:
Медико-профилактическая
Ежегодно проводится мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт медсестра дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе свободную таблицу, которая помогает воспитателям и мед. работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Администрацией ведётся контроль за питанием детей; соблюдаются требования санитарно-эпидемиологических нормативов – СанПиНов, проводятся профилактические мероприятия, способствующие укреплению детского организма (витаминизация, кислородный коктейль, щадящий режим в период адаптации, чесночная терапия, использование бактерицидного рециркулятора).
Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию 3 раза в неделю, где один день проводится на свежем воздухе, а также нами педагогами – в виде физкультминуток, динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксации, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна и т. п.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате — со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
Динамические паузы проводятся во время непосредственно образовательной деятельности, в течении 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других видов в зависимости от вида деятельности.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно в любой удобный отрезок времени. Тренерует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, воображение. Полезна всем детям, но особенно с речевыми проблемами.
Целью артикуляционной гимнастики в детском саду является выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Она также положительно влияет на речевой аппарат. При выполнении дыхательных упражнений у детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует оптимизации его работы в целом.
Гимнастика для глаз. Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора. Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек также использовать различные тренажёры.
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, способствует не только физическому укреплению здоровья, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, делают его привлекательным для ребёнка. Так же для самомассажа можно использовать шарики- массажёры Су-Джок. Воздействие на биологически активные точки массажёром Су-Джок способствует профилактики респираторных заболеваний и укрепления здоровья дошкольников.
Релаксация.Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью в своей работе мы используем упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они обучаются умению расслабляться и в этом им помогает спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В ее комплекс входят упражнения на пробуждение, коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки. Обеспечивает комфортное пробуждение детей , поднимает настроение, подготавливает ребёнка к активной образовательной деятельности
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.
Педагог, стоящий на страже здоровья ребёнка,воспитывающий культуру здоровья ребёнка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлён работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, уметь составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.
Технология валеологического просвещения родителей.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей мы используем систему мероприятий, которая включает:консультации, совместные конкурсы, спортивные праздники, Дни здоровья, папки-передвижки, беседы, личный пример педагогов (участие в городских (районных) спортивных мероприятиях).
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура: физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием, необходимым для занятий, в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении. На игровых участках и спортивной площадке имеется необходимое оборудование, так как одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.
В нашем детском саду функционирует бассейн. Дети старших и подготовительных групп с удовольствием его посещают. Занятия в бассейне способствуют закаливанию детей, профилактике заболеваний, укреплению иммунитета,формированию правильной осанки,улучшают обмен веществ, сон, аппетит, укрепляют нервную систему, опорно-двигательный аппарат и приносят положительные эмоции.
Оздоровительная работа в нашем саду усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, он предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции.
Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ. Таким образом, здоровьесберегающий педагогический процесс можно рассматривать как совокупность методов и приёмов организации обучения дошкольников без ущерба для их здоровья.