Ольга Горбенко
Доклад «Воспитатель и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период жизни человека. Это время активного познания окружающего, смысла человеческих отношений, осознание себя в предметном и социальном мире, развитие познавательных способностей. Духовный мир ребенка также нуждается в развитии. Наиболее важным моментом духовного мира является то, что он выступает в роли внутреннего контролера, строгого судьи наших мыслей и поступков.
Формирование у детей системы духовных ценностей и на ее основе восприятие окружающего мира, себя, как личности в нем невозможно без личностно-ориентированных взаимодействий педагога с детьми.
Публикация «Доклад „Воспитатель и дети“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В современном образовании целью и результатом деятельности педагога выступает Ребенок, как высшая ценность, обладающая гуманными чертами, дающая ему возможность жить, преодолевать конфликты в себе и развивать свои способности.
Главная задача заключается в том, чтобы взрослый человек привил ребенку один принцип: твоя свобода, то, что разрешено тебе, не должно ущемлять свободу другого. В современном мире требуются личности, глубоко знающие себя, владеющие собой, самореализующиеся, творцы своей жизни, а не личности ведомые и управляемые.
Каждый ребенок развивается в своем темпе, и, строя работу по личностно-ориентированному взаимодействию с детьми, педагог должен бережно относиться к этому процессу, создавать условия для его индивидуального роста.
Воспитатель должен обратить внимание на развитие образа духовного «я» ребенка, где составляющими являются:
- внутренняя активная потребность и стремление к свободе, доброте, красоте, как к основным общечеловеческим ценностям;
- умственные способности (интеллектуальные, художественные, конструктивные, обуславливающие неповторимую индивидуальность личности;
- коммуникативные способности, позволяющие познать, изменить мир своего «я»;
- самооценка, саморегуляция, сохранение жизни и здоровья;
- создание условий для эмоционального благополучия ребенка в процессе совместной деятельности общения: ребенок – ребенок, ребенок – педагог, ребенок – родитель. Работу по личностно – ориентированному взаимодействию строю по темам: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, мнения», «Социальное поведение».
Каждая из этих тем является общей для всех видов деятельности: познавательной, художественно – речевой, музыкальной, физической.
В детском саду необходимы занятия, на которых дети учились бы размышлять над нравственной сутью каждого поступка, иначе говоря, занятия, развивающие Душу ребенка. Работу с детьми провожу по таким разделам:
а) «Уверенность в себе», который включает в себя цикл занятий «Я – это кто?».
б) «Чувства, желания, мнения – показ настроения». Работа с сюжетными картинками, отображающими эмоциональное состояние, беседы на тему: «Когда ты плачешь?» «Радуешься?», занятия на темы: «Поможем друг другу».
в) «Социальное поведение». Беседы: «С кем ты живешь?», «Как ласково называют тебя дома?» и т. д. Этот раздел включает ряд творческих игр: «Семья», «Кукла заболела», «Идем на прогулку», «Мы в гостях».
Работа в группе строится в игровой форме, с акцентом на личный опыт детей, часто используется такой прием, как создание воображаемой необычной ситуации. Детям предлагаются игры: «Общий круг» - предложить глазами поздороваться друг с другом; «Найди пару» - подобрать партнера по цвету глаз, волос; «Зеркало» - повторение движения партнера.
Основная цель всей проводимой работы – приобретение опыта, способствующего совместному переживанию успеха, радости, достижение желаемых результатов.
Дети трех лет часто негативно воспринимают авторитарные требования, на этом этапе использовала в работе игровые приемы, побуждающие к определенному виду деятельности.
У детей 4-5 лет уже сформирован определенный опыт, поэтому они не нуждаются в обилии развлекательных моментов. В работе использовала те приемы, которые наиболее качественно помогают детям выполнить задание. Для воспитанников этого возраста важна положительная оценка их деятельности, это побуждает их к дальнейшей деятельности, влияет на эмоциональное состояние, вселяет уверенность в собственных силах.
У детей в возрасте 5-7 лет уже имеется определенный опыт поведения в различных видах деятельности. Строя личностно – ориентированную работу с детьми данного возраста, часто использую проблемные ситуации, из которых ребенок должен найти самостоятельный выход.
Важно, общаясь с детьми, помнить о своем эмоциональном состоянии, которое часто является образцом для подражания.
Чтобы преобразовать душу человека, необходима любовь. Каждый раз, встречаясь с воспитанниками, помнить, что ты не отрабатываешь смену, а даешь малышам добро, истину, красоту.
Часто в группах создаются воображаемые необычные ситуации. Образ доброго волшебника помогает ребенку ощутить, что он обладает богатством, которое можно подарить другим.
Дети с удовольствием выполняют волшебные упражнения, развивающие различные органы чувств и, как результат, открытие в душе той силы, которая основана на личностно – ориентированном взаимодействии педагога и ребенка.
Детям предлагались для рассматривания картинки, комиксы с беседами о том, кто бы мог быть твоим другом. Проводились занятия по рисованию на тему: «Мой друг», «С кем бы я хотел дружить», работали над составлением рассказа о дружбе.
С интересом дети воспринимали упражнения : «Хорошо – плохо», «Я думаю – он думает».
В быту создавались ситуации для проявления отзывчивости, дружелюбия, внимания к сверстникам, окружающим людям.
Отрабатывались ситуации с совместным переживанием положительных эмоций. Так, с удовольствием дети выполняют творческие задания: «Подарок» - предлагаются открытки, дети должны объяснить, кому хотят подарить, почему сделали такой выбор; смешные соревнования; совместный поиск сюрприза для именинника; веселые задания для пар детей.
В работе с детьми использую нестандартные ситуации:
- я порезал палец;
- упал в лужу;
- потеряла куклу;
- не дам тебе свою машинку;
- он порвал мою книжку;
- пропусти меня.
Эти ситуации помогают детям взглянуть на себя со стороны, оценить свои действия в глазах окружающих.
Чтобы занятия были более запоминающимися, использовались в работе яркие вспомогательные материалы:
1. Цветок – в конце каждого занятия появляется лепесток. Цветок становится более пушистым. Розовый лепесток – доброта, желтый – отзывчивость и т. д.
2. Волшебная корзинка – грибы съедобные - характеризуют положительные качества, несъедобные – отрицательные.
3. Волшебная цепочка – ожерелье из наших добрых дел.
Большая роль отводится играм и сказочным персонажам. На занятиях присутствует Кот - шалун (наделен отрицательными чертами, но легко поддается перевоспитанию) и Фея вежливости (легкая воздушная кукла). С помощью таких игрушек дети легче усваивают материал, они помогают личностно – ориентированным взаимодействиям педагога с детьми.
Детей необходимо научить видеть сверстника, обращать на него внимание. Неумение видеть переживания, проблемы другого человека - основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. Не секрет, что многие дошкольники так сосредоточены на себе, на своем «я», что сверстник для них лишь участник детских забав. Интерес представляет только собственная персона. В этом легко можно убедиться, если попросить ребенка рассказать о своем друге. В ответ можно услышать – он со мною дружит - или – он меня обижает. Отсюда вытекает, что, тесно взаимодействуя с ребенком, необходимо отвлечь внимание от собственного «я», обратить внимание на тех, кто рядом. Для этого предлагались специальные занятия, выполнение которых требует пристального внимания к своим товарищам. Игры проводятся без слов, без игрушек, только с помощью жестов и мимики. Основное – видеть партнера.
Вначале детям игры казались странными, но постепенно дошкольники втянулись. Данный вид деятельности помогает снять психологическое напряжение, настроить на творческое сотрудничество малышей.
В ходе игр нужно избегать нравоучений, деления детей на хороших и плохих. Главное показать – все дети равны, и научить их проявлять внимание друг к другу.
Способность видеть в другом ребенке личность – условие формирования гуманных отношений в группе.
Ребенок оценивает себя по меркам взрослых, примеряет их стандарты к своей деятельности. Он не только подражает действиям членов семьи, но становится их социальным партнером. Устанавливая контакт с ребенком, наполняя общение соответствующим содержанием, взрослый во многом определяет развитие личности воспитуемого.
Для большинства стран сегодня очевидно – лучше развивается ребенок, воспитывается в двух институтах : семье и дошкольном учреждении. Семья обеспечивает интимно – личностную связь, в которой ребенок очень нуждается. Любовь взрослых, отсутствие дистанции между ними, семейные традиции, обычаи и многое другое составляют основу комфортного, благополучного фона воспитания.
Для преодоления трудностей в процессе воспитания организовала работу родительского клуба. В ходе заседаний рассматривались темы:
«Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания».
«Возможные нарушения процесса воспитания в семье».
«Как развить ответственность в наших детях».
«Помощь родителей, – какой она должна быть».
«Как найти пути к бесконфликтной дисциплине».
«Мотивы плохого поведения».
«Правила выражения чувств».
«Какой должна быть действенная похвала».
Работа воспитателя всегда определяется конечным результатом, который проявляется в поведении и эмоциональном настрое ребенка, «Что посеешь – то пожнешь» - гласит народная мудрость.
Список используемой литературы.
1. Антонова Л. Развитие речи, уроки риторики. – Ярославль, 1997 г.
2. Бардин С. Этика взаимных отношений. – М., 1972 г.
3. Избранные пословицы и поговорки русского народа. (под редакцией А. Прокофьева – М., 1957 г.
4. Клюева Н., Касаткина Ю. Учим детей общению. – Ярославль, 1997 г.
5. Княжева Н. Развитие эмоционального мира. – Ярославль, 1997 г.
6. Литвинова М. Русские народные подвижные игры. – М., 1986 г.
7. Мельников М. Русский детский фольклор. – М., 1997 г.
8. Петровский В. Учимся обращаться с ребенком. – М., 1993 г.
9. Стрелкова Л. Эмоциональный букварь. – М., 1994 г.