Ирина Забелина
Включение родителей в развивающее пространство как равноправных субъектов образовательных отношений
▼ Скачать + Заказать документы
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Публикация «Включение родителей в развивающее пространство как равноправных субъектов образовательных отношений» размещена в разделах
В соответствии с ФГОС ДО учреждение обязано:
информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
обеспечить открытость дошкольного образования создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, приоритетной задачей работы групп детей дошкольного возраста, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка. Мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого человеческого общения. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Стало необходимо совершенствовать нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников с целью формирования активной педагогической позиции родителей.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка необходимо начать работу с анкетирования. Для изучения специфики семьи и семейного воспитания необходимо проанализировать особенности структуры родственных связей, изучить специфику семьи и семейного воспитания, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Анкетирование позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по различным темам.
Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Именно этот интерес мы используем при организации выставок поделок, рисунков и др. Традиционно родители принимают участие в конкурсах, соревнованиях и развлечениях (23 февраля, 8 марта, «День матери» и мн. др.).
Семейный театр - конструктивная форма взаимодействия ДОУ с родителями. В процессе театральной деятельности (участие в изготовлении костюмов, оформление зала, подготовка к театральным представлениям и т. д.) устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, что является хорошим примером для детей. Для взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний. Она способствует развитию адекватного восприятия действий ребёнка, даёт опыт совместных переживаний, изменяет характер поведения, намерений, действий.
«Мастер – класс» - собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. У нас прошёл мастер-класс «Папа, мама и я – ПДД знающая семья», «Знакомство с технологией В. В. Воскобовича», по изготовлению с родителями световозращающих элементов. Собрания в виде мастер-классов помогают сдружить, объединить родителей группы.
«Душевный разговор» - собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка (нестандартного). Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.
«Ток – шоу» - собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатель, можно пригласить специалистов. К примеру, возьмем кризис 3х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.
Наглядно – информационное направление включает в себя :
– родительские уголки;
– групповой альбом;
– родительская газета;
– фотовыставки.
Форма работы через родительские уголки является традиционной, там размещаются практический материал, который даёт понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет и выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
«Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое распространение. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, по общаться с его друзьями и воспитателями.
Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т. д.
Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.
Благотворительный акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу», «Посади цветок с мамой».
Еще одной формой вовлечения родителей являются консультации и беседы для родителей : педагогические, медицинские, психологические и т. д. Они проводятся, как коллективно, так и индивидуально.
Письменные формы взаимодействия с родителями. Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм общения с родителями. Как и когда использовать письменные формы общения?
Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними лично; если у вас нет телефона или вы хотите обсудить какой-либо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Так как они не способствуют сплочению детско-родительского коллектива группы. А некоторые более приемлемы для организации работы с родителями в рамках всего детского сада.
Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.
Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.
Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
Эффективным средством интеграции дошкольного учреждения и семьи является совместная проектная деятельность педагогов и родителей, которая обеспечивает условия в сохранении психического и физического здоровья ребенка. Эта форма работы подводит родителей к пониманию того, что совместные усилия необходимы, прежде всего, детям для их полноценного, гармоничного развития. Решая проблему сохранения психического и физического здоровья детей, при этом, учитывая основную задачу детского сада, нами уже разработаны проекты по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи: «Сказочные лабиринты игры», «Мы – за здоровый образ жизни» и другие.
Новой формой соорганизации родительской общественности и педагогических коллективов ДОУ является создание интернетсообществ и освоение различных форм коммуникации. Проведение анкетирования, обсуждение вопросов воспитания детей, решение организационных вопросов, касающихся ДОУ, – всё это можно перенести в обсуждение в сети. Актуализируется и материал, выставляемый учреждениями на сайте.
На сегодняшний день педагоги образовательного учреждения уверены, что проведенная работа способна улучшить часто повторяющуюся в дошкольных учреждений ситуацию, когда отсутствует полноценная система взаимодействия «Педагог – родитель» в процессе воспитания ребенка, и открыть неизвестные ранее возможности развития взаимоотношений в системе «Ребенок – родитель – педагог». Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Хотелось бы сказать об одном моменте в системе работы с родителями. Все мы, сделав работу, нуждаемся в оценке своего труда. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Это актуально всегда и везде. Не надо забывать хвалить родителей своих воспитанников.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.