Марина Смородина
Средства, формы и методы формирования у детей представлений о Северном Крае
▼ Скачать + Заказать документы
Средства, формы и методы формирования у детей представлений о северном крае.
С чего начинается Родина? Это ведущая идея ознакомления детей с родным краем. Формируя у ребёнка чувство любви к Родине, необходимо, в первую очередь, воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он живёт. Воспитывать умение видеть и осознавать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края: населяющих народах, его истории, природе, природных ресурсах. Формировать понятие о роли человека в охране и воспроизводстве окружающей среды.
Публикация «Средства, формы и методы формирования у детей представлений о Северном Крае» размещена в разделах
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Задачи:
• Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Ямала.
• Формировать знания о коренном населении (ненцы, ханты, манси, их образе жизни, о традициях и фольклоре северных народностей;
• Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызвать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории.
Для решения этих задач необходимо дать детям элементарные географические и природоведческие представления о Крайнем Севере, культуре и традициях народов, населяющих его.
Для того, чтобы начать работу в данном направлении, необходимо подготовить базу для занятий с детьми: наглядный и дидактический материал, картотеку национальных игр, зональный уголок, альбомы с эскизами национальных орнаментов, альбомы с фотографиями, иллюстрациями, отражающими быт, культуру, природу и животный мир Севера, подборка художественной литературы писателей и поэтов севера и устного народного творчества.
Формирование представлений о родном крае начинается с младшего возраста с зоны ближайшего окружения – с наблюдений на прогулках за живой и неживой природой, с чтения сказок народов севера, рассматривания альбомов с изображением флоры и фауны тундры, с национальных подвижных игр.
Получив первоначальные представления в младших группах, со средней группы проводится развитие, закрепление, углубление знаний и представлений о географическом расположении округа на географической карте, природно-климатических условиях края, природном окружении, знакомстве со своим городом, окружным центром, геральдикой округа и города (герб, флаг, знакомстве с бытом, традициями, укладом жизни детей тундры.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Основные направления работы
Блоки Младшие группы Средняя группа Старшие группы
Мир природы 1
Царство растений Дать первоначальные представления о природе Севера. Познакомить с некоторыми растениями Севера.
Учить определять по листьям и плодам названия деревьев (берёза, ель, рябина). Дать начальные представления о природе, особенностях растительного мира Севера. Познакомить с некоторыми растениями. Учить сравнивать ель и лиственницу. Выделять главные различия, делать простейшие умозаключения; учить отличать хвойные деревья от лиственных. Расширить и уточнить представления о растительном мире Севера (деревья, кусты, ягоды, травы, грибы, мох).
11
Царство животных Познакомить с птицами (воробей, сорока, голубь, некоторыми животными, живущими на Севере. Расширять и уточнять представления детей об особенностях жизни птиц зимой. Познакомить с некоторыми животными, живущими на Севере, с их приспособленностью к климатическим условиям, зависящим от особенностей северной природы. Учить устанавливать зависимости и закономерности в природе Познакомить с Красной книгой. Расширять знания о животном мире Севера, уточнять особенности их приспособления к суровым климатическим условиям. Расширять представления о зимующих птицах : учить находить и узнавать зимующих птиц – воробья, голубя, сороку и др.
111
Неживая природа Познакомить с понятием «Север», дать элементарные представления о его холодном климате. Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях природы родного края. Дать представление об особенностях и многообразии природных явлений Севера, о сезонных изменениях природы. Учить различать, называть и осмысливать целостности: болото, лес, улица. Познакомить с природным богатством – газ, нефть, откуда они берутся, как их добывают, с полезными ископаемыми Уральских гор. Расширять представления об особенностях климата, природных условий Крайнего Севера. Наблюдать с детьми явления природы. Расширять представления о целостности (тундра, болото, озеро, река и др.).
Мир человека 1V
Человек Познакомить с названием родного города, воспитывать любовь к нему. Продолжать воспитывать любовь к родному краю; знакомить с некоторыми названиями улиц, рассказать о самых красивых местах родного города, других его достопримечательностях. Познакомить детей с народностью ханты, ненцы, коми, с их жилищем, с жизнью и бытом северных детей, национальными куклами «Акань», «Нухуко». Продолжать формировать интерес к родному городу, к его достопримечательностям. Расширять представления о профессиях людей Севера. Продолжать знакомить с жизнью и бытом коренного населения.
Средства работы по формированию у детей представлений о родном крае.
Работа составляется с учётом межпредметных связей по областям :
• Познание: проводятся занятия, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, поисковая деятельность, проектная деятельность, беседы, игры.
• Социализация: используются дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, посещение музеев.
• Художественное творчество, где используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия в соответствии с тематикой деятельности. Проводятся выставки детского творчества, мастер-классы.
• Художественная литература: использование произведений познавательной направленности (сказки, стихи, сказания, легенды); рассматривание иллюстраций, картинок.
Формы организации работы по ознакомлению детей с родным краем.
• Экскурсии: экологические, в краеведческий музей, по близлежащим улицам, на площади и т. д.
• Занятия (часть занятия);
• Уроки доброты;
• Конкурсы, викторины, КВН;
• Акции (экологические, «Дари добро» и др.)
• Обсуждение и проигрывание ситуаций;
• Трудовой десант;
• Клуб исследователей
• Сбор и оформление коллекций;
• Выставки и экспозиции;
• День (неделя) творчества;
• Игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, соревновательные, игры – путешествия и т. д.).
• Сказки (придумывание, инсценирование);
• Инсценировки, театрализация.
Методы, используемые для формирования у детей представлений о родном крае.
Практические:
• Игра
• Проектная деятельность
• Моделирование
Наглядные:
• Использование макетов и пособий
• Рассматривание картин, иллюстраций, предметов быта
Словесные:
• Рассказ
• Беседа
• Чтение худ. литературы, фольклор, загадки, стихи
• Игры драматизации
• Словесные игры
• Прослушивание магнитофонных или аудиозаписей
Приемы, используемые для формирования у детей представлений о родном крае
• Сюрприз
• Проблемная ситуация
• Приход гостя
• Мы в гостях
• Письмо какому-либо объекту и ответ на это письмо
• Игра – путешествие
• Игры – загадки
• Волшебная коробочка, волшебные объекты (Листочек, дерево, облачко и т. д.)
• Придуманные истории, сказки