Папки-передвижки

Система диагностики одаренности ребенка в различных сферах в условиях ДОУ

Ольга Зевякина
Система диагностики одаренности ребенка в различных сферах в условиях ДОУ
▼ Скачать

Система диагностики одаренности ребенка в различных сферах в условиях ДОУ

Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности проводится на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления ребенка в три этапа:

1 этап – групповое обследование детей с помощью стандартизиро- ванных методик на основе системы мониторинга примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса и отбор группы детей показавших результаты высокие и выше среднего.

Публикация «Система диагностики одаренности ребенка в различных сферах в условиях ДОУ» размещена в разделах

2 этап – анализ результатов аналитических наблюдений воспитателей (воспитатели заполняют «Карту выявления одаренных детей») и анкетирования родителей ребенка (родители заполняют «Таблицу экс-опроса»). По оценке взрослых выделяются одаренные дети.

3 этап – организуется индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов. Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности.

Условно по результатам обследования мы выделяем три категории одаренных детей:

• дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях, являющиеся источниками новых и оригинальных идей;

• дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области детской деятельности, искусства, спорта и др. видах деятельности;

• дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами в различных областях, «маленькие академики». С выделенными детьми организуется кружковая работа, составляется план сопровождения одаренных детей.

При проведении практических исследований педагоги детского сада учитывают, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования. С целью выявления детских способностей в детском саду также используются формы работы, в которых проявляется детская одаренность:

конкурсы-выставки детского творчества разной тематики;

выставки самостоятельных творческих работ детей;

музыкальные шоу («Минута славы», концерты);

спортивные соревнования по разным видам спорта; поэтические и литературные гостиные;

викторины;

интеллектуальные игры (КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»);

Турниры по шашкам и спортивным играм;

музыкальное шоу «Минута славы».

Принципы, которыми руководствуются педагоги детского сада при выявлении способных и талантливых детей:

• комплексный характер оценивания разных сторон деятельности ребенка, позволяющий использовать различные источники информации и охватить более широкий спектр его способностей;

• развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях;

• анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

• использование тренинговых упражнений, в рамках которых можно организовывать развивающее влияние, снимая типичные для данного ребенка психологические преграды;

• подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, музыкантов, шахматистов, художников и т. д.);

• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для проявления личности;

• принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества.

При выявлении одаренных детей рекомендуется дифференцировать:

1) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;

2) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;

3) потенциальные возможности ребенка к развитию.

Условия успешной работы по выявлению и поддержке одаренных детей

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива.

Создание и постоянное совершенствование методической системы по выявлению одаренных детей.

Признание коллективом педагогов и руководством МБДОУ того, что реализация системы работы по выявлению и поддержке одаренных детей является одним из приоритетных направлений работы детского сада.

Психодиагностический комплекс, используемый педагогами для выявления одаренности детей

1. Для выявления литературных дарований ребенка используется методика экспертных оценок Лосева А. А. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком

Критерии оценки Ф. И. детей

1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого- либо конфликта

2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем

3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное

4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль

5. Умеет передать эмоциональное состояние

героев, их переживания и чувства

6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии

7. Любит сочинять рассказы или сказки

8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения

9. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого- либо конфликта

Средний балл

Если какая-то характеристика присуща ребенку:

в наивысшей степени – 5 баллов;

выше средней – 4 балла;

средней – 3 балла;

низкой – 2 балла.

Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри данной «области» таланта. Общее количество набранных баллов разделите на количество вопросов и полученное число запишите в бланк.

2. Для выявления интеллектуальной одаренности ребенка используется методика экспертных оценок Лосева А. А. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней – 4 и так далее. Оценка 2 балла – самая низкая. Общее количество набранных баллов разделите на количество вопросов (12) и полученное число запишите. Предлагаемые характеристики интересов помогут в анализе поведения, умственного и физического развития ребенка.

Критерии оценки Ф. И. детей

1. Высокая познавательная активность, мобильность

2. Быстрота и точность выполнения умственных операций

3. Устойчивость внимания

4. Оперативная память – быстро запоминает

услышанное или прочитанное без специальных

заучиваний, не тратит много времени на

повторение того, что нужно запомнить

5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях

6. Богатство активного словаря

7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения

8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий

9. Развитость творческого мышления и воображения

10. Владение основными компонентами умения учиться

11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития

12. Возможность предвосхищения результата

деятельности

Средний балл

Заключение по совокупности тестовых показателей об уровне интеллектуального развития испытуемого должно делаться исключительно корректно. В детском возрасте тестовые оценки могут существенно меняться в связи с изменением условий жизни, воспитания и обучения ребенка. Кроме этого, стандартизованная тестовая методика в принципе не способна полно отразить индивидуальные особенности интеллекта. Она, как правило, «безразлична» и к динамическим аспектам интеллектуального развития. Как справедливо подчеркивается, высокие оценки не являются существенными признаками гениальности. Зачастую случается так, что люди с такими оценками проводят дни своей жизни незаметно для окружающих, а люди со средним значением добиваются в своей профессии выдающихся успехов. Все дело в том, что успешность (в обучении и конкретной деятельности) зависит от специфических интеллектуальных способностей, оригинальности, целеустремленности и т. д. По этим причинам сколько-нибудь категорическое экспертное заключение по тестовым данным об интеллектуальном потенциале, «потолке» развития ребенка является в моральном плане недопустимым, в научном – необоснованном.

3. Выявление креативно одаренных детей (построено на основе методики Савенкова А. И. «Интеллектуальный портрет»).

Критерии одаренности Методика диагностирования

1. Оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных. Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.) Игра «Теремок» Каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку. Диалог: Тук, тук, кто в теремочке живет? – Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто? – А я – (называет себя, например, – яблоко). Пустишь меня в теремок? – Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто- то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.

Игра «Дразнилка» На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, дать шуточные имена-дразнилки: Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др. – … (глаза); каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка – … (лошадка); забивалка, ударялка, стучалка – … (молоток). Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями: дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чем идет речь

2. Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы Сказочная задача «Как перенести воду в решете?» Воспитатель формулирует противоречие; вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества – воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед, и ее не будет, т. к. лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

Игра «Предложи выход из ситуации» Маше на день рождение друзья подарили энциклопедию «Животный мир», мама подарила такую же энциклопедию, бабушка подарила такую же энциклопедию. Предложи Маше, что с ними делать

3. Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей. Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.) Игра «Как использовать предмет?» Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета. Ход игры: Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?

4. Способность к анализу и синтезу. Анализ – линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, – ее синхронизация, объединение в единую структуру. Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка Игра «Внутри – снаружи»

Решение задач, развивающих логическое и пространственное мышление. Ход игры: предлагается ребенку рассмотреть задания с карточками и ответить на вопросы. Внутри каждой предложенной фигуры располагается какой-нибудь предмет. Необходимо определить его местонахождение, правильно ответив на вопросы

5. Классификация и категоризация – психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории. Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка, например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов Игра «Найди предметы по форме» Предлагается найти предметы определенной формы в окружающих предметах.

Игра «Случайные предметы» (находить лишний предмет в однородной группе). Предложить ребенку рассмотреть предметы, изображенные на карточке, и сказать, какой из них лишний

6. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «наст- ройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом) Упражнение «Отдели цифры, буквы» (умение концентрировать внимание на выполнении поставленной задачи). Предлагается ребенку внимательно рассмотреть таблицу. В ней изображены буквы и абстрактные значки. Ребенок должен вычеркнуть из таблицы все, что не является буквами

7. Память – способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию. Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком Игра «Посмотри и запомни» (запоминать пары «Предмет – символ»)

Ребенок рассматривает иллюстрацию и старается обнаружить сходство между предметами и животными на левой стороне карточек и символами справа. Дается время (20-30 сек.) на запоминание. Затем картинки перемешиваются, нужно вернуть каждой карточке потерявшуюся половинку, т. е. найти изображение предмета и соответствующий символ

Шкала оценки результатов исследования креативного мышления у ребенка

Баллы

Оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения 5

Свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко 4

Оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга 3

Более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому 2

Четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности 1

Сведений для оценки данного качества нет 0

Сводная таблица по результатам исследований

Критерии оценки Ф. И. детей

1. Оригинальность мышления

2. Гибкость мышления

3. Продуктивность

4. Способность к анализу и синтезу

5. Классификация и категоризация – психические процессы

6. Высокая концентрация внимания

7. Память

Средний балл

4. Для выявления художественно одаренных детей используется краткий тест Торранса «Фигурная форма».

Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста представляет собой задание «Закончи рисунок».

Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.

Для детей дошкольного возраста предпочтительней проводить индивидуальное тестирование. При тестировании ребенок должен сидеть за столом один или с ассистентом экспериментатора. Время выполнения теста – 10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести 15-20 минут.

Анкета по выявлению художественных способностей у детей для родителей

1) В каком возрасте Ваш ребенок впервые взял карандаш в руки? Фломастер? Кисточку?___

2) Что Вы предприняли, заметив желание ребенка рисовать?___ ___

3) В каком возрасте ребенок стал изображать маму, папу? Воображаемых героев, животных?___

4) Предлагаете ли Вы ребенку, кроме карандашей, фломастеров, красок, другие художественные материалы?___

5) Какое любимое занятие у Вашего ребенка: рисовать, вырезать из бумаги, лепить (другое?___

6) Как часто Ваш ребенок занят любимым делом?___

7) Что нравится Вашему ребенку больше – раскрашивать готовый рисунок внутри контура или работать с чистым листом бумаги и выдумывать самому рисунок?___

8) Любит ли ребенок срисовывать готовые картинки?___

9) Зарисовывает ли он свои пережитые впечатления?___

10) Отведено ли ребенку специальное место для рисования?___

11) Устраиваете ли Вы дома выставки работ Вашего ребенка? Где? ___

12) Высказываете ли Вы ребенку свое мнение о его работах? Не допускаете ли Вы критику в адрес его работ?___

13) Какими методами Вы поддерживаете интерес к художественному творчеству у ребенка? Оказываете ли Вы ему помощь в освоении изучаемого материала?___

14) Принимал ли Ваш ребенок участие в конкурсах, выставках по рисованию? Какие имел результаты?___

5. Выявление конструкторской одаренности ребенка

За долгие годы работы с детьми разных возрастных групп мы сделали вывод, что одним из видов детской деятельности, который они в большей степени предпочитают, является деятельность, требующая от ребенка творчества и позволяющая впоследствии обыгрывать созданное. И как нельзя лучше это проявляется в конструкторской деятельности.

Для диагностики уровня развития конструкторской деятельности детей используется методика Векслера «Кубики Коса»

В этой методике используется набор постепенно усложняющихся образцов геометрических фигур (нарисованных на картонных карточках) и набор из 9 кубиков, стороны которых разделены по диагонали на белый и красный треугольники. Всем детям устно дается одинаковая инструкция: «Перед вами кубики, все они одинаковые. Рассмотрите их внимательно. Посмотрите, как окрашены их стороны: 2 стороны красных, 2 белых и 2 разделенных по диагонали на красный и белый треугольники. Сейчас вам будут даны рисунки, вы должны построить из кубиков точно такой же рисунок». Испытуемым поочередно предъявляются фигуры для самостоятельного конструирования по образцу. Экспериментатором фиксируется время выполнения задания и качественные характеристики деятельности испытуемых.

Развитие конструирования в дошкольном возрасте составляет основу для конструктивно-технических способностей и конструктивно- технического мышления

При исследовании конструкторской деятельности ребенку предлагают следующие задания

Задания Шкала оценок

Конструирование объемных построек из цветных кубиков одинаковой величины с помощью образца - рисунка 1 – Строит дорожку из трех кубиков, ориентируясь по двум цветам (например, красный и желтый).

2 – Строит «двухэтажную башню» из трех кубиков соответственно двум цветам (например, красный и желтый).

3 – Строит «трехэтажную башню» из семи цветных кубиков.

4 – Строит «трехэтажную» постройку сложной конфигурации из кубиков четырех цветов.

5 – Строит «четырехэтажную» постройку из восьми четырехцветных кубиков

Выкладывание по рисунку опреде- ленных фигур на плоскости из цветных кубиков с выкрашенными в разные цвета сторонами 1 – Складывает четыре двухцветных кубика так, что на плоскости получается цветной квадрат, разделенный по цвету на четыре части.

2 – Складывает из четырех кубиков квадрат, разделенный по цвету на две части.

3 – Складывает из девяти кубиков квадрат, разделенный по цвету на три части.

4 – Складывает четыре кубика так, что получается ромб

Задания по конструированию по методике Косса (используются пять первых вариантов этой методики: двухцветные кубики) 1 – Складывает квадрат из четырех кубиков двух цветов с вписанным в него треугольником.

2 – Складывает квадрат со вписанным треугольником, основанием кверху.

3 – Складывает квадрат из четырех кубиков, разделенный на два равнобедренных треугольника.

4 – Складывает квадрат из четырех кубиков, со вписанным в него ромбом.

5 – Постройка сложного рисунка из девяти кубиков

Задания:

— Конструирование «башни» из трех-пяти кубиков разного цвета.

— Конструирование «дорожки» из кирпичиков разного цвета.

— Конструирование «заборов» из разноцветных кирпичиков (вертикальное расположение деталей).

— Конструирование «грибов», «воротиков», «гаража», «дивана» из одинаковых по величине блоков (расположение деталей в вертикальном и горизонтальном направлениях с учетом общей конфигурации постройки).

Описание методики

Стимульный материал методики представляет собой набор цветных квадратов – одноцветных (синий, желтый, зеленый, красный) и двухцветных, разделенных по диагонали – по 16 штук каждого вида. Квадраты могут быть сделаны из любого прочного материала: дерева, картона, пластика, металла.

Испытуемому дается три серии по пять заданий. При выполнении каждого задания надо сложить из цветных квадратов узор по образцу (см. рис. 1-3). В первой серии, для того чтобы сложить узор, необходимо использовать четыре квадрата, во второй – девять, в третьей – шестнадцать. Внутри каждой серии задания постепенно усложняются, при этом происходит переход от симметричных узоров к несимметричным.

На некоторых образцах представлены такие знакомые детям предметы, как дом, елочка, цветок и пр., на других помещены абстрактные изображения.

Для выполнения заданий предусмотрены два вида помощи со стороны экспериментатора. Первый состоит в предъявлении дополнительного образца, в котором узор разбит на отдельные элементы-квадраты, а второй – в наложении нескольких квадратов на этот образец так, чтобы получился рисунок.

Оценка результатов

При оценке результатов важно учитывать такие качественные характеристики, как самостоятельность (результативность) выполнения задания – R, скорость решения задачи – Т и рациональность при выполнении задачи – D. При нерешенном задании результативность составляет 0 баллов, при использовании максимальной помощи (наложении элементов на образец) – 10 баллов, при использовании минимальной помощи (выполнение задания по дополнительному образцу) – 100 баллов и при самостоятельном решении задания – 1000 баллов. Разнесение результатов решения заданий в столь широком диапазоне (от группы к группе – скачок на порядок) принято для более качественного разграничения испытуемых по основному признаку – результативности.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в условиях ДОУ» Уважаемые родители, вам предстоит сделать важный и первый шаг в жизни вашего ребенка: поступление в детский сад. Это очень важный период.

Опыт работы «Творческий подход в процессе диагностики индивидуального развития ребенка в ФЭМП» Обмен опытом по «Познавательному развитию» «Творческий подход в процессе диагностики индивидуального развития ребенка в формировании элементарных.

Педагогический совет «Реализация различных форм образовательной деятельности в условиях» Цель: активизировать знания педагогов по организации организованной образовательной деятельности в условиях ФГОС ДО. План педсовета. 1.

Педсовет «Воспитательная система ДОУ в условиях реализации ФГОС до» .

Развитие одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях использования метода проектов Краткая аннотация проекта Актуальность: Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их.

Самообразование «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности» Тема: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности» Гендерное воспитание – это.

Система Марии Монтессори — система самостоятельного развития ребенка в специально организованной среде Система Марии Монтессори – система самостоятельного развития ребенка в специально организованной средеВ мировой педагогической культуре.

Система работы ДОУ для художественно-эстетического развития детей и актуальность использования ИКТ в современных условиях Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам.

Создание условий для развития детской одаренности в условиях дошкольного образовательного учреждения В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. В основе ФГОС ДО лежит.

Особенности социализации ребенка с ОВЗ в ДОУ в условиях реализации ФГОС Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система диагностики одаренности ребенка в различных сферах в условиях ДОУ
Опубликовано: 16 мая 2018 в 14:03
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система диагностики одаренности ребенка в различных сферах в условиях ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Зевякина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД