Юлия Бажанова
Роль театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Публикация «Роль театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально - практическим путем. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, театрализованная и другие виды деятельности.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков., так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т. д.
Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин : в театрализованной
деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи.
Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой - нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. Вопросы, поставленные детям при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В
процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании
игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.
Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями.
Интеграция может быть фрагментарной; мини-игрой; введение сказочного персонажа, как сюрпризный момент.
Развитие связной речи формируется у детей постепенно, по мере их развития мышления, взросления, а также индивидуальных особенностей. На втором и третьем годах жизни ребенок наиболее полно понимает сказанное только с опорой на неречевой контекст. Поэтому, желая активизировать речевое развитие ребенка в этом возрасте, взрослый должен свою речь сочетать с совместными действиями и игрой. Понимание речи неполно, фрагментарно. Развивается диалогическая речь : формируется умение заканчивать фразу, учатся договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях и стихотворениях. Формируется умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам. Развивается умение передавать содержание знакомой сказки по серии картинок с помощью воспитателя. Формируется умение составлять простое предложение. В этом возрасте дети закономерно и абсолютно правомерно допускают ошибки как в произношении звуков, так и в грамматическом построении фраз.
Подготовка детей к театрализации сказок осуществляется постепенно. Дети 2 - х лет плохо владеют речью, а поэтому их интерес и внимание направлены на яркие костюмы, фигурки героев сказок, шапочки, маски. Малышам необходимо организовывать просмотры небольших кукольных спектаклей, взяв за основу содержание знакомых потешек, стихов и сказок.
В нашей работе мы активно используем театральную деятельность. В группе создан мини музей «Весёлая семейка», здесь дети проводят много времени. В настоящее время мы работаем со сказкой на магнитах «Репка». Первый этап работы был направлен на знакомство детей с музеем, показ героев сказки, показ самой сказки. На втором этапе дети самостоятельно рассматривают, играют с фигурками на магнитной доске. Есть в группе дети кто пытается показать в игре, как дед тянет репку.
В нашей группе есть театральный центр, где дети рассматривают различные виды театров, играют в них. Особенно дети любят игрушку колобка. Родители нашей группы подарили в группу красивый кукольный театр «Курочка Ряба». Персонажи этой сказки настолько красивые, дети с большим увлечением наблюдают за героями и сами примеряют на себя роли.
Родители нашей группы устроили детям показ сказки «Курочка Ряба» дети были очень рады.
В центре театрализации есть лэпбук с названием «Из сказки в сказку» в нем есть различные игры по сказкам, загадки, пазлы, пальчиковый театр «Домашние животные», театр на прищепках «Дикие животные», театр на палочках «Теремок», театр на ложках «Лунтик».
В группе ведётся театральный проект «В гостях у сказки». Дети познакомились с такими сказками «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок». Знакомство со сказками проходит в несколько этапов: чтение сказки, рассматривание иллюстраций по сказке, рисование (Колобка, лепка (для курочки Рябы мы лепили зернышки, и показ сказки воспитателем.
Игровые действия повышают умственную активность, так как дети высказывают свое отношение и мнение к той или иной ситуации. Повторность игровых действий способствовала многократному проговариванию слов, фраз, предложений, фрагментов рассказа и их перенос в самостоятельное высказывание.
Работа по театрализованной деятельности очень увлекательна. Мы будем продолжать активно использовать ее в работе с детьми.
Таким образом, театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.