Светлана Сипкова
Роль предметной среды в развитии игровых навыков как условие успешной адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль предметной среды в развитии игровых навыков как условие успешной адаптации детей раннего возраста
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №4 «Ивушка»
Роль предметной среды в развитии игровых навыков как условие успешной адаптации детей раннего возраста.
Публикация «Роль предметной среды в развитии игровых навыков как условие успешной адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2020
Наблюдая за адаптацией детей раннего возраста, мы понимаем справедливость наблюдений А. В. Запорожца, который утверждал: «…наиболее эффективными средствами оптимизации качества контакта с ребенком-дошкольником является язык игры, выразительных движений и невербального поведения в широком смысле, или язык внутренней моторики». Движение – основа восприятия и переработки информации об окружающем мире.
Игра – ведущее средство развития ребенка раннего возраста, ключ к формированию психических процессов (ощущение, восприятие, память, внимание, воображение, мышление). Обучающая игра ребенка и взрослого сопровождается выразительными словами, песенками, шутками-прибаутками, мимикой и жестами, хорошими наглядными пособиями.
В своей работе по организации движений и деятельности ребенка я опираюсь на следующие моменты:
• предоставить свободу действий в безопасном для ребенка пространстве
• утолять жажду ребенка в познании окружающего мира
• обеспечивать сенсорное развитие
• удовлетворять стремление ребенка к самостоятельности
Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к детскому саду. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в дошкольное учреждение, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них это – привычное занятие. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе со взрослым решать предметные задачи : собрать пирамидку, конструктор. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами, необходимыми для этого.
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду:
1. Легкую (1-16 дней);
2. Среднюю (16-32 дней);
3. Тяжелую (32-64 дня).
Факторы, влияющие на течение адаптационного периода :
1) предметно-развивающаяся среда в группе;
2) умение общаться с взрослыми и сверстниками;
3) особенностей высшей нервной деятельности (темперамента);
4) возраста ребенка;
5) состояния здоровья;
6) разницы в обстановке, в которой ребенок находился дома, и той, в которой находится в детском саду;
7) условий в дошкольном учреждении;
8) поведения и эмоционального состояния взрослых (тревожность, негативизм к детскому саду).
На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей.
С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении тех способов действия с предметами которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам и тип ориентирования. Вместо вопроса: «Что это?» - при знакомстве с новым предметом у ребенка возникает уже вопрос: «Что с этим можно делать?»
Одним из важных условий эффективной работы по развитию и совершенствованию предметной деятельности и адаптации детей к ДОУ является правильно организованная предметно-развивающая среда. Внимание многих исследователей к данной проблеме подтверждает ее актуальность и в настоящее время.
При построении предметно-развивающей среды важно соблюдение основных требований ФГОС ДО: содержательно-насыщенная, трансформирующая, вариативная, доступная, безопасная, полифункциональная.
Созданное в группе пространство должно давать педагогу возможность организовывать совместную и самостоятельную деятельность детей, а воспитанникам – заниматься разными видами деятельности: играть рисовать, бегать, прыгать и т. д.
Самый страшный враг для ребенка – это скука и бездеятельность. Чтобы избежать такой проблемы, необходимо, прежде всего, продумывать грамотную организацию предметно-пространственной среды группы. Правильное размещение игровых зон будет стимулировать развитие различных видов детской деятельности и поможет избежать конфликтов.
Возраст от 2 до 4 лет – это период физического укрепления, быстрого развития психики и начала формирования основных черт личности ребенка обстановка в младших группах детского сада должна быть прежде всего комфортной и безопасной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки (особенно дети третьего года жизни, они предпочитают стабильность в этом отношении.
Традиционно групповое помещение делится на деловую и игровую зоны. Деловая зона включает в себя место для специально организованной деятельности и приема пищи. Игровая же зона предназначена для совестной и самостоятельной деятельности.
У младших детей активно развивается двигательная деятельность, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем движения еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты, реакции, увертливости. Поэтому пространственная организация среды должна учитывать для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения.
Для малышей надо иметь два-три крупных, ярких мяча и несколько мячей меньших размеров, одна-две коляски для кукол – эти игрушки хорошо стимулируют ходьбу. Также хорошо бы иметь гимнастические массажные коврики или дорожки.
В зоне игровых двигательных модулей собраны технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики, фургоны (они дают возможность детям активно двигаться).
В игровой «жилой комнате» собраны игрушки и предметы, которые максимально приближают детей к окружающим их предметам быта. Игровая мебель, кухня, кровать, гардероб, гладильная доска, столик, кресла и т. д. Игрушки: куклы, пупсы, комплекты постельного белья, спальные принадлежности, наборы одежды для кукол, наборы посуды и т. д. Наличие этих игрушек развивает в детях необходимые сведения об окружающих их предметах, овладевают определенными навыками действий с этими предметами.
В этом возрасте закладывается база для развития интеллекта – сенсорные способности ребенка. Поэтому предметная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Для развития мелкой моторики необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки, разные виды мозаик, лото по разным тематикам, настольно-печатные игры, В этой же зоне собраны различные виды конструкторов и строительного материала; небольшие игрушки для обыгрывания построек.
Игры и занятия, требующие сосредоточенности и интеллектуальных усилий необходимо разместить у источника света, в некотором отдалении от активных и шумных игр. Это же условие необходимо соблюдать и при организации пространства для творческой деятельности детей. Особого уюта и тишины требует книжный уголок, здесь можно разместить несколько предметов искусства и, например, портрет писателя.
Естественно, оснащение предметной среды должно соответствовать гендерным потребностям детей. Так, девочкам необходимы атрибуты для игр в дочки-матери. Уголок для мальчиков лучше расположить рядом со строительным материалом в некотором отдалении от девочек. Это отнюдь не означает, что в куклы будут играть только девочки и наоборот. Хорошо, если воспитатель сможет объединить разные по сюжету игры, что будет способствовать расширению репертуара детских игр. Тем более, что из практики известно – наряжаться любят и мальчики, и девочки.
Другим важным принципом отбора материалов является возрастное соответствие предметной среды. Игрушки и предметы в группе должны отражать богатство и многообразие этого мира. Важно помнить, что ребенок многое видит впервые и воспринимает наблюдаемое как образец, своего рода, эталон, с которым будет сравнивать все увиденное позже.
Поэтому все предметы, игрушки, их изображения должны соответствовать реальным объектам мира, быть приближенными к ним по внешнему облику. Например, игрушечные животные должны соответствовать по цвету, строению, пропорциям реальным животным; не рекомендуется включать в обстановку младших групп объекты шаржеобразного, карикатурного характера, с искаженными пропорциями, неестественного цвета.
Особое место среди игрушек занимают куклы и изображения животных – мишки, зайцы, обезьяны, кошки и др. Первоначально ребенок выполняет с куклой только те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу или игрушечного зверя как объект для эмоционального общения. Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Кукла – заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в кукле или игрушечном любимом звере возникает не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка – не только дочка или сынок. Кукла – объект для общения во всех его проявлениях, партнер по общению в игре ребенка.
Итак, при планировании и организации пространства для детей раннего возраста в группах детского сада необходимо:
1) Иметь разнообразные интересные игрушки и материалы, подходящие для детей, и разместить их таким образом, чтобы дети могли любой из них выбрать и взять в руки;
2) Они должны легко мыться;
3) Важно иметь несколько одинаковых игрушек и предметов, чтобы детям не нужно было ждать;
4) Полки с игрушками должны находиться на уровне глаз ребенка, чтобы дети самостоятельно могли дотянуться до различных игрушек;
5) Важно, чтобы, стоя по середине группы, ребенок мог охватить взглядом представленное ему обилие возможностей.
Когда игрушек достаточно и воспитатель предлагает ребенку выбирать, ребенок делает свои первые шаги к самостоятельности. Интересные, красочные примеры, окружающие детей, «приглашают» к исследованию.
Правильно организованное пространство дает толчок к развитию и поощряет приобретение знаний.