МААМ-картинки

Формирование РППС в ДОО в период трансформации системы дошкольного образования (5 фото)

Вероника Ильиничева
Формирование РППС в ДОО в период трансформации системы дошкольного образования

В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения в России происходит трансформация системы дошкольного образования. Основой организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация на развитие личностных качеств, компетенции и универсальные познавательные действия, которые формируются в дошкольном возрасте, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни.

Публикация «Формирование РППС в ДОО в период трансформации системы дошкольного образования» размещена в разделах

Развитие ребенка должно осуществляется по следующим видам деятельности - игровой, познавательно-исследовательской, конструктивной, художественно-изобразительной, музыкальной, общении и сотрудничестве со взрослыми и другими детьми. Приведенные виды деятельности типичны для детей дошкольного возраста.

В ФГОС ДО под термином «Развивающая ПредметноПространственная Среда» (далее – РППС ДОО) понимается часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и пр., для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

РППС ДОО – это специфические для каждой программы организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства организации (группы).

Все составляющие РППС ДОО должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности, и общения. В оснащение должны быть включены предметы для совместной деятельности и общения ребенка со взрослыми (педагогом).

При создании РППС ДОО становится необходимым реализация образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития.

Особое внимание необходимо уделять реализации двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения. Необходимо обеспечить реализацию современных образовательных программ с учетом особенностей и потребностей Московской области, в том числе, в рамках реализации регионального проекта «Подмосковный PRESCHOOL : новый стандарт детских садов», а также национально-культурных, климатических и других условий, таких как реализация инклюзивного образования (при необходимости).

РППС ДОО, создаваемая в дошкольной образовательной организации, должна быть:

• содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

трансформируемой – обеспечивать возможность изменений наполнения пространства в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

• вариативной – обеспечивать свободный выбор детей различных пространств, игрушек, оборудования и других материалов, стимулирующих различные виды активностей;

• полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих средств (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

• доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

• безопасной – все элементы оснащения должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

РППС ДОО в соответствии с ФГОС ДО должна обеспечивать и гарантировать:

• охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;

• максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной образовательной организации, группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

• построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

• создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

• открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

• создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в ДОО для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

РППС ДОО должна обеспечивать:

• соответствие общеобразовательной программе дошкольной образовательной организации;

• соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в дошкольной образовательной организации;

• соответствие возрастным возможностям детей;

трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;

• возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;

• вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;

• наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды;

• соответствие всех компонентов РППС ДОО требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН.

Формирование РППС ДОО (для конкретной дошкольной образовательной организации) целесообразно осуществлять на основе системно-функционального подхода, ключевыми составляющими которого являются проработка и фиксация функциональных требований к РППС ДОО (ожидаемого результата, осуществление педагогического и технического проектирования РППС ДОО в соответствии с существующими ограничениями (сроки, бюджет и др., а также региональными (муниципальными и др.) особенностями и специализированными требованиями к образовательным программам ДОО, поэтапное формирование РППС ДОО. Данный подход способствует рациональному использованию ресурсов и последующему эффективному их использованию.

РППС ДОО для каждой дошкольной образовательной организации формируется на основе вышеуказанного алгоритма в индивидуальном порядке с учетом вышеуказанных особенностей образовательных программ.

Возможны различные варианты создания РППС ДОО, но при условии учета возрастной и гендерной специфики реализации общеобразовательной программ.

РППС ДОО в каждой дошкольной образовательной организации обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты РППС ДОО (игрушки, оборудование и пр. материалы) необходимо менять, обновлять и пополнять.

РППС ДОО должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Формирование РППС ДОО основывается на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка. Определяя наполняемость РППС ДОО, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса.

ФГОС ДО определяет пять образовательных областей для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей :

• социально-коммуникативное развитие,

• познавательное развитие,

• речевое развитие,

• художественно-эстетическое развитие,

• физическое развитие.

Игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, соответствуя детским видам деятельности - игровой, двигательной, коммуникативной, познавательноисследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др. Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования.

В состав РППС ДОО должны входить только те элементы, которые удовлетворяют установленным критериям качества и безопасности, специальным требованиям СанПин в соответствии с профилем ДОО, а также имеющие все необходимые сертификаты. Все элементы РППС ДОО должны иметь высокий развивающий потенциал, определяемым как «число заданий, которые могут быть сформулированы перед ребёнком с использованием данного элемента РППС ДОО». Чем больше таких заданий, тем выше развивающий потенциал.

Степень «открытости» РППС ДОО связана с особенностью ее структуры и содержания. Существуют элементы РППС ДОО, которые стимулируют творческую активность и ребёнка, и взрослого. Они побуждают придумывать новые задания для детей.

Степень универсальности РППС ДОО - возможность применять элементы РППС ДОО для нескольких программных направлений.

«Автодидактичность» - свойство элемента РППС ДОО, которое «указывает» ребёнку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного игрового задания.

Определяя и оптимально подбирая перечисленные параметры, можно сформировать РППС ДОО с заданным развивающим потенциалом. Оценивание развивающих возможностей элементов РППС ДОО, формирование РППС ДОО на их основе значительно повысит эффективность игровой поддержки образовательного процесса ДОО. Для максимальной реализации образовательного потенциала РППС ДОО в рамках требований ФГОС ДО целесообразно осуществлять ее формирование посредством функциональных модулей, а не отдельных элементов.

Функциональный модуль РППС ДОО – это группа функциональносвязанных компонентов (учебные пособия, игры, игрушки, материалы, оборудование, инвентарь и пр.) по видам детской деятельности для организации пространства (группы, уличного участка и т. п.) и решения воспитательно-образовательных задач общеобразовательной программы ДОО.

Предметное содержание функциональных модулей коррелирует с основными направлениями (образовательными областями) ФГОС ДО. При этом РППС ДОО за счет вариативности использования пространств и компонентов, решая какую-либо конкретную образовательную задачу, с учетом взаимного дополнения, содействует и косвенному решению других задач.

Количественное наполнение функциональных модулей осуществляется в соответствии принципами организации пространства в ДОО, учета индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, требований к устройству и организации помещений ДОО.

«Функциональный модуль» не является синонимом «помещение». Функциональные модули могут размещаться в различных помещениях (в том числе и несколько функциональных модулей в одном помещении) в соответствии с возможностями ДОО.

При организации разновозрастных групп воспитанников содержательное и количественное наполнение функциональных модулей реализуется в зависимости от количества детей по усмотрению ДОО.

При формировании РППС ДОО необходимо обеспечить наличие компонентов для всех видов детской активности, повышая содержательную насыщенность игровой среды. Однообразие игр и игрушек опасно, оно не способствует разностороннему развитию ребенка. Должны присутствовать элементы из разных материалов для развития тактильных ощущений, сенсомоторных навыков, а также разнообразные по содержанию игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, усидчивости и т. д.

Пространство РППС ДОО должно обеспечивать возможность гибкого зонирования и оперативной адаптации под образовательную ситуацию, обеспечивая реализацию различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия. К важным функциональным аспектам оснащения пространства ДОО относятся также акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения. Например, по-разному могут восприниматься предметы в зависимости от факторов, влияющих на восприятие: светлое или темное время суток, дождливый или темный день и пр. В связи с этим, система освещения должна быть распределена равномерно вдоль светонесущей стены.

Примерный перечень функциональных зон для организации РППС ДОО представляется следующим образом :

• для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

• для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, формирование математических представлений и пр.);

• для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества и пр.);

• для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

• для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);

• для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

• для отдыха (уединение, общение и пр.).

Наполняя или дополняя РППС ДОО необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей. Для обеспечения мобильности пространства РППС ДОО предполагается его разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. При этом необходимо педагогу необходимо обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей.

Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС ДОО, необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС ДОО можно менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети более внимательно начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.

При организации РППС ДОО важно избегать рисков для физического и психического развития ребенка, несоответствия предметного содержания возрасту и интересам ребенка и пр. В качестве фактора негативного воздействия выступает игровая продукция - игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-нравственного развития.

Объективными показателями негативного влияния являются следующие:

• сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильные ощущения и др.);

• провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности;

• чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.);

формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе сексуальных;

• снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности (гиперзаданность игрушки, программа на потребление и пр.);

• тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения» : придумать различные способы игры с ней, сделать игрушку своими руками и пр. ;

• культивирование индивидуализма вместо развития социальности, соборности, включенности в социум.

При формировании РППС ДОО необходимо соблюдать общие принципы отбора игровой продукции для дошкольников.

1. Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:

• физические риски,

• психологические риски,

• нравственные риски.

2. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

3. Принцип соответствия:

• возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,

• индивидуальным особенностям,

• специальным особенностям ребенка.

4. Принципы оценки безопасности игровой продукции:

• физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев, прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества,

• психофизиологическая безопасность ( соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр., возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений,

• психологическая безопасность (отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие,

• нравственно-духовная безопасность (отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения).

Для оценки вышеуказанных рисков оцениваются следующие параметры.

1. Физические (технологические) параметры:

• визуальные (композиция и гармоничность всех частей игрушки, цвета и их сочетаемость, природосообразность – степень соответствие реальности акцентирование частей (например, глаза, зубы и клыки, размеры головы по отношению к туловищу и пр., степень условности фигуры живогосущества, детализация, особо оцениваются: мигание света, резкие неестественные цвета;

• тактильные, особо оценивается наличие/отсутствие опасных острых краев, отделяющихся деталей и фрагментов;

• обонятельные (тонкий запах, отсутствие аллергенов, нейтральность, особо оценивается риск аллергенных материалов;

• вкусовые (невозможность негативных вкусовых синестезий, нейтральный вкус игрушек-продуктов, особо оценивается риск аллергических реакций;

• звуковые ( характеристика звуков: высота, громкость, мелодичность; вербальные показатели слов, фраз, издаваемых игрушкой – различимость, понятность, язык (родной или иностранный, смысловой / лингвистический анализ текстов языка); особо оценивается риск превышения допустимого уровня громкости звука.

• кинетические, производящие разнообразные движения, их характер (резкий, быстрый, зигзагообразный и пр., особо оценивается риск наличие вибрации, выстреливающего эффекта и пр.

Оценка физических рисков предполагает анализ следующих моментов:

• представляют ли опасность удушения игрушки и игровые материалы (а равно их упаковки);

• исключают ли причинение ребенку опасных ран игрушки и игровые материалы, их статическое или динамическое состояние, конструктивные элементы (выступы, струны, острые части и др.);

• исключается ли отделение и проглатывание ребенком мелких конструктивных элементов игрушек;

• способен ли материал изготовления (мех, ткань) или покрытия (лак, краска) вызвать аллергические реакции и приступ удушья;

• предусматривают ли игрушки выстреливание каких-либо предметов, форма, состав и развиваемая кинетическая энергия которых могут причинить телесное повреждение использующему их ребенку или третьим лицам;

• исключают ли причинение ребенку термических или химических ожогов игрушки и игровые материалы, их элементы и конструктивные особенности;

• исключают ли поражение ребенка электрическим током электрические, электротехнические или электронные игрушки, конструктивные элементы;

• исключают ли причинение ребенку мозгового нарушения по типу эписиндрома игрушки, их элементы и конструктивные особенности (цветное мигание, вибрация).

2. Игровая продукция должна соответствовать и анатомо-физиологическим критериям:

• половозрастным характеристикам ребенка,

• росту,

• массе тела,

• размеру руки, дающей возможность захвата предмета и пр.

3. Психологическая безопасность:

• педагогический (дидактический) – чему научит игрушка, какие разовьет умения, творческие, способности?

• психоэмоциональный – что несет в себе, игрушка, каково ее назначение? какие чувства пробудит?

• эстетический – соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармоничного?

• социальный – даст ли она возможность совместной деятельности, сотрудничества, договориться в спорной ситуации, сопереживать и пр. ?

4. Психологические риски игровой продукции требуют внимания к игрушкам, имеющим следующие конструктивные особенности.

• игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и жизни ребенка;

• игрушки устрашающего характера, способные сильно испугать ребенка, вызвать появление у детей устойчивых страхов, тревоги;

• игрушки, оправдывающие или провоцирующие на жестокость и агрессию, либо формирующие виктимные наклонности детей как поведение жертвы;

• игрушки, доминантой игрового замысла которых является активное манипулирование ребенком;

• игрушки, использующие синестезию, основанные на сочетании психологически несочетаемого – например, сладкого и смертельного;

• игрушки, натуралистически изображающие или моделирующие выделительные процессы человеческого организма или организма животного, результаты таких процессов;

• игрушки, изображающие или моделирующие гениталии человека или животных.

5. Духовно-нравственная безопасность игровой продукции.

Формирование РППС в ДОО в период трансформации системы дошкольного образования
В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в Развивающая предметно пространственная среда РППС развитие младшего поколения в России происходит трансформация системы дошкольного образования Публикация Формирование РППС в ДОО в период трансформации системы дошкольного образования размещена в разделах Развивающая предметно пространственная среда
Публикации по теме:

Макет «Дикие животные в лесу». Мастер-класс по трансформации макета летнего леса в осеннийМакет «Дикие животные в лесу». Мастер-класс по трансформации макета летнего леса в осенний «Дикие животные в лесу». Мастер-класс по трансформации макета летнего леса в осенний. Для интеллектуального развития детей в дошкольных.

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Дополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколенияДополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения Внедрение дополнительного образования в ДОУ позволяет создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей детей,.

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

«Дикие животные в лесу». Мастер-класс по трансформации макета зимнего леса в весенний«Дикие животные в лесу». Мастер-класс по трансформации макета зимнего леса в весенний К нам весна шагает быстрыми шагами И сугробы тают под её ногами. Чёрные проталины на полях видны Видно очень тёплые ноги у весны. И. Токмакова.

Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтезаФормирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза Метод моделирования - как инновационный подход в работе по формированию у детей представлений о структурных единицах языковой системы и.

Дидактическая игра «Полет к планетам Солнечной системы» для детей среднего дошкольного возрастаДидактическая игра «Полет к планетам Солнечной системы» для детей среднего дошкольного возраста В рамках реализации проекта «Этот загадочный Космос» изготовлена авторская дидактическая игра «Полет к планетам Солнечной системы». Данная.

Семейные детские сады — одна из форм системы дошкольного образованияСемейные детские сады — одна из форм системы дошкольного образования Как социальный педагог дошкольного отделения гимназии хочу вам рассказать о семейных детских садах. 30 октября 2007 г. вышло постановление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование РППС в ДОО в период трансформации системы дошкольного образования
Опубликовано: 5 февраля 2023 в 15:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД