Наталья Добрынина
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Природа – это богатейшая кладовая,
неоценимое богатство для интеллектуального,
нравственного и речевого развития ребёнка.
В. А. Сухомлинский
На современном этапе экологическое воспитание стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях. В каждой основной образовательной программе дошкольного образования включены пункты по экологическому воспитанию дошкольников. Следует учесть, что в федеральном государственном стандарте дошкольного образования не отведено место специально экологическому воспитанию, но оно входит в содержательный раздел программы - образовательная область «Познавательное развитие» в части «Ознакомление с миром природы», где основными задачами являются не только ознакомление с природой и природными явлениями, но и формирование элементарных экологических представлений.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Это не просто дань «модному «направлению, а необходимость, диктуемая временем. Причина тому – произошедшие в последние десятилетия изменения экологических условий на планете, повлекшие за собой многочисленные социально - экологические проблемы, одна из которых – воспитание экологически грамотного человека.
Впервые термин "экология" был введен в 1866 г. известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем, который определил экологию как науку, изучающую "отношения организмов с окружающей средой".
Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.
Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.
Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т. д.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания, ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.
Как писал А. В. Луначарский “ Маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать”. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и в детском саду.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
-образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
-развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды;
-воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.
Задачи экологического воспитания стоящие перед воспитателями :
- обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни;
- формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы;
- прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения;
- развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы;
- развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Какие же элементы экологического сознания наиболее характерны для дошкольников?
Это, во-первых, потребность в общении с природой, которая является отправной точкой формирования экологической культуры ребенка, как правило, не отделяющего себя от природы, воспринимая себя частью этой природы;
во-вторых, эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности; важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экокультуры.
Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.
Объем знаний экологической культуры, соответствующий дошкольному возрасту, ребенок получает через средства массовой информации, в детском саду и семье, влияние которой сказывается на формирование начал эко культуры ребенка и определяется отношением ее членов к окружающей природе и их общей культурой; роль же детского сада, в этой связи, определяется не только условиями воспитания, но и личностными, профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем всего педагогического коллектива.
Воспитатель детского сада — главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.
Работа коллектива ДОУ по экологическому воспитанию включает в себя :
- профессиональная подготовка педагогов;
- создание экологической развивающей среды в ДОУ;
- экологическое просвещение родителей;
- экологизация различных видов деятельности дошкольников.
Основными направлениями работы ДОУ по экологическому воспитанию являются :
• познавательно - развлекательное;
• практическое;
• исследовательское;
• природоохранное.
Основополагающими принципами работы воспитателей детского сада по экологическому воспитанию являются :
Принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает использование на занятиях поисковой, творческой деятельности при знакомстве с миром природы.
Принцип наглядности. На занятиях используется наглядный и раздаточный материал – как для всей группы, так и для подгруппы, а так же индивидуально каждому ребенку.
Принцип регионального компонента – изучение природы родного края.
Принцип развивающего и воспитывающего характера о природе - отбор знаний о природе производиться с учетом цели и задач экологического образования дошкольников, их возрастных возможностей.
Принцип индивидуализации – на занятиях должны иметь место индивидуальные занятия с учетом уровня знаний, умений и навыков детей.
Принцип систематизации и последовательности – занятия проводятся систематически по разработанному плану, с использованием всех видов деятельности, в конце года проводится итоговое занятие.
Принцип безопасности – формирование знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе; выработки несколько моделей поведения в той или иной ситуации, формирование активной жизненной позиции, ориентирующей детей на самостоятельное принятие решений.
Принцип интеграции – решение поставленных задач через различные виды деятельности.
Таким образом, крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе.
Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды.
Среда дошкольного учреждения с точки зрения экологического воспитания создает условия для :
- познавательного развития ребенка;
- эколого-эстетического развития;
- оздоровления;
- формирования нравственных качеств;
- формирования экологически-грамотного поведения;
- экологизации различных видов деятельности;
- экологического просвещения родителей.
Формы работы с детьми по экологическому воспитанию :
- НОД;
- экологические игры;
- прогулки; экскурсии:
- наблюдения;
- опыты и эксперименты;
- чтение художественной литературы, беседы, проблемные вопросы, рассказы - описание;
- практическая деятельность в природе;
- изобразительная деятельность с отображением природы;
- развлечения, вечера досугов;
- театрализация (экологические сказки и т. д.);
- выставки работ.
Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, закладываются его вкусы и привычки. Родители совершают с детьми экскурсии, походы, прогулки, смотрят телепередачи, читают книги, ухаживают за домашними питомцами.
Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы:
- собрания, консультации, семинары;
- Дни открытых дверей, праздники и досуги;
- информационное просвещение родителей;
- беседы с рекомендациями;
- выращивание растений;
- совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологических газет, проектов.
Результатом экологического воспитания является, как ранее отмечалось, экологическая культура личности, составляющими которой выступают знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного формирования этой субкультуры в настоящий момент, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.