Получи документы

Экологическое воспитание дошкольников

Наталья Добрынина
Экологическое воспитание дошкольников

Природа – это богатейшая кладовая,

неоценимое богатство для интеллектуального,

нравственного и речевого развития ребёнка.

В. А. Сухомлинский

На современном этапе экологическое воспитание стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях. В каждой основной образовательной программе дошкольного образования включены пункты по экологическому воспитанию дошкольников. Следует учесть, что в федеральном государственном стандарте дошкольного образования не отведено место специально экологическому воспитанию, но оно входит в содержательный раздел программы - образовательная область «Познавательное развитие» в части «Ознакомление с миром природы», где основными задачами являются не только ознакомление с природой и природными явлениями, но и формирование элементарных экологических представлений.

Это не просто дань «модному «направлению, а необходимость, диктуемая временем. Причина тому – произошедшие в последние десятилетия изменения экологических условий на планете, повлекшие за собой многочисленные социально - экологические проблемы, одна из которых – воспитание экологически грамотного человека.

Впервые термин "экология" был введен в 1866 г. известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем, который определил экологию как науку, изучающую "отношения организмов с окружающей средой".

Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.

Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.

Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т. д.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания, ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

Как писал А. В. Луначарский “ Маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать”. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и в детском саду.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

-образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

-развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды;

-воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.

Задачи экологического воспитания стоящие перед воспитателями:

- обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни;

- формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы;

- прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения;

- развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы;

- развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Какие же элементы экологического сознания наиболее характерны для дошкольников?

Это, во-первых, потребность в общении с природой, которая является отправной точкой формирования экологической культуры ребенка, как правило, не отделяющего себя от природы, воспринимая себя частью этой природы;

во-вторых, эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности; важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экокультуры.

Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.

Объем знаний экологической культуры, соответствующий дошкольному возрасту, ребенок получает через средства массовой информации, в детском саду и семье, влияние которой сказывается на формирование начал эко культуры ребенка и определяется отношением ее членов к окружающей природе и их общей культурой; роль же детского сада, в этой связи, определяется не только условиями воспитания, но и личностными, профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем всего педагогического коллектива.

Воспитатель детского сада — главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Работа коллектива ДОУ по экологическому воспитанию включает в себя:

- профессиональная подготовка педагогов;

- создание экологической развивающей среды в ДОУ;

- экологическое просвещение родителей;

- экологизация различных видов деятельности дошкольников.

Основными направлениями работы ДОУ по экологическому воспитанию являются:

• познавательно - развлекательное;

• практическое;

• исследовательское;

• природоохранное.

Основополагающими принципами работы воспитателей детского сада по экологическому воспитанию являются:

Принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает использование на занятиях поисковой, творческой деятельности при знакомстве с миром природы.

Принцип наглядности. На занятиях используется наглядный и раздаточный материал – как для всей группы, так и для подгруппы, а так же индивидуально каждому ребенку.

Принцип регионального компонента – изучение природы родного края.

Принцип развивающего и воспитывающего характера о природе - отбор знаний о природе производиться с учетом цели и задач экологического образования дошкольников, их возрастных возможностей.

Принцип индивидуализации – на занятиях должны иметь место индивидуальные занятия с учетом уровня знаний, умений и навыков детей.

Принцип систематизации и последовательности – занятия проводятся систематически по разработанному плану, с использованием всех видов деятельности, в конце года проводится итоговое занятие.

Принцип безопасности – формирование знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе; выработки несколько моделей поведения в той или иной ситуации, формирование активной жизненной позиции, ориентирующей детей на самостоятельное принятие решений.

Принцип интеграции – решение поставленных задач через различные виды деятельности.

Таким образом, крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе.

Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды.

Среда дошкольного учреждения с точки зрения экологического воспитания создает условия для:

- познавательного развития ребенка;

- эколого-эстетического развития;

- оздоровления;

- формирования нравственных качеств;

- формирования экологически-грамотного поведения;

- экологизации различных видов деятельности;

- экологического просвещения родителей.

Формы работы с детьми по экологическому воспитанию:

- НОД;

- экологические игры;

- прогулки; экскурсии:

- наблюдения;

- опыты и эксперименты;

- чтение художественной литературы, беседы, проблемные вопросы, рассказы - описание;

- практическая деятельность в природе;

- изобразительная деятельность с отображением природы;

- развлечения, вечера досугов;

- театрализация (экологические сказки и т. д.);

- выставки работ.

Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, закладываются его вкусы и привычки. Родители совершают с детьми экскурсии, походы, прогулки, смотрят телепередачи, читают книги, ухаживают за домашними питомцами.

Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы:

- собрания, консультации, семинары;

- Дни открытых дверей, праздники и досуги;

- информационное просвещение родителей;

- беседы с рекомендациями;

- выращивание растений;

- совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологических газет, проектов.

Результатом экологического воспитания является, как ранее отмечалось, экологическая культура личности, составляющими которой выступают знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного формирования этой субкультуры в настоящий момент, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников» «Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Экология – в переводе с греческого языка – дом, жилище, местопребывание. Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 6 августа 2024 в 19:41
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Добрынина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 августа. День безопасности. Передвижка «Безопасность на железной дороге»

В первое воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают работники железной дороги. Железнодорожный транспорт является одним из самых популярных. Поздравляем железнодорожников с их...

8 августа. Международный день кошек. Передвижка «Без кота и жизнь не та»

8 августа мы отмечаем Международный День кошек. Кошки с незапамятных времен живут рядом с нами, приносят пользу и украшают нашу жизнь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД