Папки-передвижки

Обучение как важнейшее средство коррекции и развития аномального ребенка

Захарова Светлана
Обучение как важнейшее средство коррекции и развития аномального ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение как важнейшее средство коррекции и развития аномального ребенка

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития.

Положение о ведущей роли обучения в развитии аномального ребенка является одним из основных положений дефектологии.

Публикация «Обучение как важнейшее средство коррекции и развития аномального ребенка» размещена в разделах

По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся :

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Своеобразие аномальных детей определяет особенности специального обучения. В целях успешного устранения дефектов развития оно должно быть не только воспитывающим и развивающим, но и коррекционным. Характер этого сочетания зависит от первичного дефекта и вытекающих из него последствий.

В процессе коррекционного обучения родители и педагоги особенно тщательно должны учитывать своеобразие поведения аномальных детей, характерные проявления внутри каждой категории аномальных детей. Важно знать и правильно оценивать мотивацию поступков детей, предотвращать возможные конфликты между ребенком и его сверстниками, взрослыми в семье и детском саду, формировать у малыша навыки правильного поведения, положительные черты личности. Необходимо научить его управлять собственными поступками, критично относиться к себе и товарищам, быть доброжелательным по отношению к окружающим.

Педагогам и родителям следует помнить, что первые трудности в характере и поведении аномального ребенка определяются не столько тяжестью дефекта, сколько неблагоприятным воздействием на нервную систему перенесенного заболевания, а также лечения.

Педагог должен знать особенности своих воспитанников. Например, всегда можно выделить подгруппу относительно благополучных детей, которые легко констатируют с окружающими, доброжелательны, могут

быстро переключаться с одних занятий на другие. Такие дети любят выполнять поручения педагога. Они достаточно активны, хотя внимание ребенка может быть неустойчивым и ему будет нужна частая смена деятельности. Ограниченность речевых средств диктует необходимость широкого использования практической деятельности в воспитании этой категории детей.

Очень трудны в общении дети неуравновешенные, беспокойные иногда агрессивные по отношению к сверстникам и окружающим. Часто они упрямы, драчливы, раздражительны, неусидчивы. Во время занятий, режимных процессов дети бегают по комнате, мешают товарищам, на замечания взрослых реагируют не всегда адекватно. Многие не имеют стойкого интереса к игрушкам: быстро меняют их, ломают, отнимают у других детей, чувствуя свою безнаказанность. Сюжетной игры организовать не могут. Отдельные дети неряшливы в быту.

Ровное обращение педагога, систематический контроль за поведением ребенка, терпеливое обучение его нормам поведения, опора на положительные эмоции помогают воспитать у ребенка ответственность за свои поступки, подготовить его к усвоению учебного материала.

Дети третьей категории качественно отличаются от детей двух предыдущих категорий своей пассивностью, вялостью, общей инертностью. Они могут внезапно расплакаться в ответ на даже незначительное замечание, от слез легко переходят к смеху. Будучи двигательно неловкими, неустойчивыми в своем поведении, дети не проявляют должного внимания к игровой и учебной деятельности. Поэтому от педагога и родителей требуется особенно спокойной и доброжелательный тон в общении с детьми. Необходим постоянный поиск интересных и разнообразных форм работы.

Все эти дети, безусловно, нуждаются и в систематической медицинской помощи.

Совместная координированная деятельность дефектолога, педагога и врача, комплексное планирование всей жизни специального учреждения, тесная связь с семьей и единство требований помогают добиться определенного эффекта в воспитании и обучения аномального ребенка.

Дети с отклонениями в развитии нуждаются с момента определения этого отклонения в особых условиях и методиках обучения. На данный момент известны две формы обучения детей с отклонениями: в домашних условиях и в специализированных учебных учреждениях. Обучение таких детей сводится к коррекционно-педагогической работе. Одной из главных целей обучения детей с нарушенным развитием является исправление психических и физических способностей ребенка, подготовка его к выполнению некоторых самостоятельных действий.

Значение и роль обучения детей с нарушениями в развитии более точно раскрыл В. С. Леднев, который определил структуру этого понятия. Основываясь на его теории о воспитании таких детей, образование аномальных детей можно выразить в общественно организуемом процессе передачи знаний и навыков от данного поколения другому при определенных условиях.

Обучение людей с дефектами отличается от программы обучения нормальных детей формой, содержанием, которое основано на трех основных аспектах:

1) познавательном (обучение, который обеспечивает человека практическим опытом;

2) воспитательным (воспитание, при котором происходит воспитание физических;

3) учебном (развитие).

Обучение в условиях нарушенного развития основано на процессе усвоения опыта, роль воспитания и дальнейшего развития второстепенны, но все три процесса взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

Вся коррекционно-педагогическая работа направлена на исправление отклонений в развитии детей с аномальными дефектами.

На практике проведение учебно-воспитательной работы должно соответствовать только одному требованию: обучению и приспособлению аномальных детей к полной жизни в обществе путем преодоления психических и физических недостатков развития и обучения применению новых знаний. Процесс адаптации в социальном обществе людей с аномальным развитием должен проводиться одновременно по всем направлениям: познавательному, эстетическому, трудовому и т. д. В процессе обучения людей с дефектами в развитии необходимо помнить о формировании нового характера такого человека, который стремится компенсировать свои недостатки и стать полноценным членом общества.

В процессе коррекционного развития состояние человека с дефектами постоянно изменяется, развиваются нравственные, физические, умственные навыки. Человек учится контролировать свою деятельность, приобретает социально-трудовой опыт.

У детей, с которыми работаю я, отмечается низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций, поэтому познавательная деятельность снижена и на этом фоне отчетливо проявляются дефекты речи.

Кроме того, характерными свойствами детей являются: крайняя медлительность, инертность, трудность переключения с одного задания на

другое, вялость. Безынициативность, неумение использовать оказываемую им помощь, а у некоторых детей наоборот наблюдаются гиперактивность, неусидчивость. Затруднения проявляются при решении любых задач, направленных на выявление особенностей наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.

На занятиях моей основной задачей является создание условий для развития познавательных способностей воспитанников, поэтому я применяю различные методы и приемы работы для увеличения мотивации, использую красочную наглядность, дидактический материал, соответствующий теме занятия и возрастным особенностям воспитанников.

В моей работе недостаточно знать только особенности развития личности, важно-суметь организовать коррекционно-развивающую работу в соответствии с возможностями и потребностями воспитанников, суметь творчески подойти к выбору средств, форм, приемов и методов в коррекционной работе с детьми. Если все занятия будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно. Однообразно для детей, а значит, не результативно. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний - вот задача педагога.

Детям больше нравятся занятия в нетрадиционной форме: например игр-путешествие («На волшебном поезде», викторины («Викторина по сказкам А. С. Пушкина», виртуальная экскурсия (виртуальная-экскурсия по «Детскому космическому центру», ролевые игры. Главная цель любой ролевой игры состоит в помощи ребенку в освоении окружающего мира и контактов с ним. Это неотъемлемая часть формирования личности, и вот, чем сюжетно-ролевая игра полезна для его развития :

• учит выражать эмоции любого характера – негативные, позитивные;

• помогает общаться со сверстниками;

обучает эмпатии и сопереживанию;

• существенно расширяет фантазию и кругозор;

• учит общаться с людьми не только своего возраста, но и с представителями других поколений;

• помогает справляться с конфликтами без помощи взрослых;

• выступает незаменимым этапом социализации и адаптации к условиям вне дома;

• помогает бороться с застенчивостью, а также формирует уверенность в себе;

• при использовании данной практики после учебы в начальных классах она снимает напряжение;

• стимулирует развитие творческих способностей.

В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества.

Такими средствами являются : коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность. Дети с удовольствием выполняют игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивной.

Я считаю, что в практике должна быть использована здоровьесберегающая технология: пальчиковая гимнастика, методы оздоровления, занятия в спортивных кружках и секциях, гимнастика для глаз, различные дыхательные упражнения. Прогулки, подвижные игры. Экскурсии.

Мы с учащимися выходим на прогулку: гуляем, активно играем на свежем воздухе. Главная цель, которую я ставлю перед собой при проведении различных игр, дать возможность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело, показать значение двигательной активности. Кроме тог, в играх много познавательного материала, способствующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и воображения.

Не менее важным тематические экскурсии: по улицам села, к памятникам, к вечному огню, в парк, в музей. В городскую библиотеку. Эти экскурсии имеют большое познавательное значение. Дают возможность детям получить глубокие и прочные знания, снимают утомляемость, пробуждают интерес к жизни, вызывают вдохновение, помогают войти в жизнь.

При проведении занятий используют компьютерные технологии как способ представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, для коррекции нарушений устной речи, развития памяти, мышления, внимания. Эта форма работы помогает прививать интерес детей к предлагаемым темам и поддерживать его в дальнейшем.

В своей работе я использую основные методические рекомендации, составленные на основе передового опыта работы педагогов коррекционных школ. Во время работы на уроке координирую поведение детей: более возбудимых сдерживанию от поспешности в приготовлении заданий, медлительных – побуждаю к деятельности, неуверенных – подбадриваю и т. д.

Особое внимание уделяется формированию у учеников таких черт характера. Как настойчивость, упорство, усердие, целеустремленность в процессе выполнения учебных заданий.

Вот сколько знаний, умений. Навыков, необходимо педагогу для того. Чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом. И это невозможно без постоянного самообразования.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенкаИгры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Дошкольный возраст.

Конструктор Lego Duplo, как средство гармоничного развития ребенкаКонструктор Lego Duplo, как средство гармоничного развития ребенка Конструктор Легo - это занимательный материал, развивающий детскую фантазию, воображение, творческое начало. Конструктор дает возможность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение как важнейшее средство коррекции и развития аномального ребенка
Опубликовано: 18 октября 2024 в 16:54
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение как важнейшее средство коррекции и развития аномального ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Захарова Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД