Елена Чужайкина
Педагогические условия формирования игровых умений детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с принятием закона «Об образовании в РФ» и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ставится задача по развитию детей деятельности в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
В стандарте отмечается, что для детей дошкольного возраста характерен ряд видов деятельности, таких как игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная и двигательная формы активности ребенка.
В процессе различных видов деятельности происходит познание предметов и явлений окружающего мира, отношений людей, развиваются речь и навыки общения, происходит зарождение личности человека. Но главной, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая вследствие ее неоспоримого значения для психического развития ребенка.
Игровые умения – совокупность умственных и практических действий, освоенных способов игровой деятельности.
В младшем дошкольном возрасте формируются такие игровые умения, как умения принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником. Принимая на себя роли в сюжетной игре, воссоздавая поступки взрослых, ребенок проникается их чувствами, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, т. е. развивается его эмоциональная сфера. Это обеспечивает возможность формирования этических норм, гуманности, что поможет снижению агрессивности межличностных отношений в будущей жизни детей.
Нами были поставлены и раскрыты педагогические условия, которые способствуют эффективному формированию игровых умений у детей младшего дошкольного возраста. К ним относятся следующие положения: развивать игровые умения через сюжетно-ролевые игры, формировать педагогическую компетентность родителей в формировании игровых умений детей, создавать предметно-игровую среду.
Результаты констатирующего этапа показывают, что формирование игровых умений находится на недостаточном уровне развития: необходима специальная, целенаправленная работа в этом направлении. Нами выделены три уровня: низкий, достаточный и высокий.
Экспериментальная работа показала, что формирование игровых умений протекает более успешно при реализации разработанных педагогических условий по формированию игровых умений детей младшего дошкольного возраста.
Критериями эффективности формирования игровых умений являются распределение ролей, основное содержание игры, ролевое поведение, игровые действия, использование атрибутики и предметов-заместителей, использование ролевой речи, выполнение правил. Диагностика уровня сформированности игровых умений детей младшего дошкольного возраста после проведения экспериментальной работы по выделенным критериям показала, что комплекс педагогических условий является необходимым и достаточным для развития игровых умений.