Оксана Макиенкова
Педагогические критерии отбора для детского чтения и рассказывания детям. Требование к книжному уголку
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические критерии отбора для детского чтения и рассказывания детям. Требование к книжному уголку
«Книга — это волшебница.
Книга преобразила мир.
В ней память человеческого рода,
она — рупор человеческой мысли.
Мир без книги — мир дикарей».
(Н. И. Морозов)
Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других.
1. Разработано несколько критериев :
Темочки:
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книжный уголок, центр. Примеры оформления
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
-- идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги; (Книга призвана в конкретных образах раскрывать идеалы добра, справедливости, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, труду, природе и т. п.);
-- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык; носителями идей в произведении всегда выступают герои. От того, как ребенок отнесется к герою, его чувствам, переживаниям и поступкам, зависит, воспримет ли он идеи, заложенные в литературном произведении;
-- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт; доступным является такое произведение, которое вызывает у читателя ребенка активную работу мысли, чувств, воображения, что ведет к решению литературной задачи – проникновению в замысел писателя. Произведение доступно детям тогда, когда автор учитывает их жизненный опыт и одновременно ставит новые задачи, требующие от ребенка душевных усилий и тем самым поднимающие его на новые ступени развития;
-- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции. Ребенку интересно произведение с развитым действием, которое дает возможность осмысливать поступки и чувства персонажей и в то же время имеет логически ясную композицию.
-- конкретные педагогические задачи.
Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений:
1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.
2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.
3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.
Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.
Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.
Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.
2. В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается литературный центр, это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы. К устройству уголка предъявляется ряд требований :
Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.
Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.
Эстетичность оформления – литературный центр должен быть уютным, привлекательным.
В литературном центре должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции картин.
В младших группах литературный центр организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой и часто они используют ее, как игрушку. В литературном центре должны быть 3 – 4 книги, отдельные картинки, тематические альбомы. Книги должны быть с небольшим количеством текста, яркими иллюстрациями. Воспитатель приучает детей к самостоятельному пользованию книгой, рассматривает иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рвать, не мять, не рисовать).
В средней группе литературный центр организуется с самого начала года с участием детей. На полочках-витринах 4 – 5 книг, материал для ремонта (бумага, клей, ножницы и др., разные виды театра, диафильмы, магнитофон с аудиокассетами, коллекция скороговорок и чистоговорок. Требования к книгам те же. В литературном центре можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений. Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращать внимание на последовательность событий. Проводятся беседы о книгах. У детей формируются навыки обращения с книгой.
В старшей и подготовительной группах содержание становится более разносторонним. Количество книг на витрине увеличивается до 8 – 10, дети могут самостоятельно пользоваться библиотечкой. Сюда входят русские народные сказки, сказки народов мира, детские журналы, произведения русских классиков, произведения о природе, познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии. Кроме чтения и рассказывания используются также такие формы работы, как беседы о книгах, организуются выставки, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.
Таким образом, все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей. Подводя итог, хочется сказать о том, чтобы при выборе детской книги воспитатели ориентировались бы не только на её воспитательное и развивающее значение. Тем более что в самых лучших образцах детской литературы нет прямого нравоучения. Важно, чтобы книжка была ребёнку «по душе», а необходимые выводы он сделает сам.