Позднякова Алёна
Основные методы обучения лепке из солёного теста, используемые для раскрытия творческого потенциала воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Методика организации и проведения занятий по тестопластике с детьми старшего дошкольного возраста.
В системе эстетического воспитания детей лепка занимает определённое место и имеет свою специфику. На занятиях тестопластикой перед педагогом ставятся определённые задачи:
• Познакомить с возможностями теста, с его историей, с технологическими возможностями этого удивительного материала;
• Формирование художественно-творческой активности личности;
• Формирование художественных знаний, умений, навыков;
Публикация «Основные методы обучения лепке из солёного теста, используемые для раскрытия творческого потенциала воспитанников» размещена в разделах
• Создание интереса к данному виду деятельности;
• Развитие мышления, воображения, фантазии;
• Воспитание трудовых навыков;
• Создание позитивного эмоционального климата в процессе работы.
Целью таких занятий является:
• Развитие и совершенствование ручной моторики и зрительной-двигательной координации;
• Повышение уровня сенсорного и умственного развития;
• Коррекция индивидуальных недостатков развития тонкой ручной координации и подготовка к овладению навыками письма.
Воспитательно-образовательная работа направлена на обогащение детей яркими разносторонними представлениями о жизни человека и общества. Лепка воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, воспитывать аккуратность и терпение. Лепка из солёного теста расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Для раскрытия творческого потенциала воспитанников используются следующие методы и приёмы:
1. Объяснительно-иллюстративный;
2. Репродуктивный;
3. Частично-поисковый.
Все эти методы применяются в процессе творческой деятельности. Важнейшим условием в организации деятельности является создание творческой атмосферы:
• Первоначально давать легко доступные творческие задания;
• Проявлять интерес к действиям воспитанников;
• Поощрять чувство предвосхищения и ожидания;
• Не подчёркивать чувство вины после совершения ошибки и др.
Этапы работы над изделием в технике тестопластики:
1. Приготовление теста;
2. Оснащение занятий по тестопластике необходимыми материалами;
3. Виды изделий из теста:
a. Изготовление мелких орнаментных деталей и композиций из них (демонстрация: цветы, тарелка с фруктами, изразец «ягоды»);
b. Плоские украшения выполненные с помощью шаблона (демонстрация: ёлочные украшения, домашние животные и птицы, листья и т. д.);
c. Рельефы (портрет, кулон, венки);
d. Объёмные лепные фигуры (ёжик, павлин, снеговик и т. д.);
e. Изделия с использованием дополнительных материалов (розетки, панно).
4. Сушка изделий из теста;
5. Роспись готовых изделий.
Пластические формы добиваются такими способами лепки, как: расплющивание формы, оттягивание, вдавливание, рассекание, раскатывание и т. д.
Техника лепки
Основным инструментом лепки являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. С этой точки зрения технику лепки можно оценить, как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Существуют основные способы лепки:
1. Конструктивный.
При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название).
2. Скульптурный.
Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска.
3. Комбинированный.
Объединяет предыдущие два способа. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ, более доступный и универсальный по своим возможностям.
Дети часто применяют в лепке следующие вспомогательные способы и приёмы:
• Оттягивает от основной формы мелкие детали – клювики, ушки, хвостик – придают необходимую форму и положение – заостряют, сплющивают, загибают.
• Защипывают край или какую-то часть формы. Щипковые движения пальцев позволяют передать рельеф, фактуру, изобразить отдельные детали, создать декор, передать движение.
• Используют в работе стеку, колпачки от фломастеров, зубочистку, трубочки, чесноковыжималку, расчёску.
• Дополняют вылепляемый образ различными элементами из других материалов: зёрна гороха, чечевицы, кукурузы, бобов, бисера, бусин, страз, ракушек.
• Детям очень нравится работать с окрашенным тестом, как с пластилином. Некоторые поделки из неокрашенного теста дети расписывают сами акварелью или гуашью. Мы пробовали раскрашивать и сырые, непросушенные плоские и объёмные работы. После этого высушиваются изделия воздушным способом. Получается замечательный результат. Благодаря соли, краски не расплываются. Цвета остаются яркими, насыщенными.
Техника тестопластики интересна и многообразна. Выполненные работы в этой технике особо любимы детьми, привлекают всеобщее внимание – и больших и маленьких.
К тому же, лепка способствует лучшему освоению пространства, объёма глубины. Дети с большим успехом передают движения в осязаемом объёме, нежели на плоскости листа. Именно поэтому этот сензитивный период можно использовать для формирования умения и навыков у воспитанников при работе с тестом.
Тестопластика прежде всего искусство, призванное дарить людям радость. Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью.