Наталья Аничкина
Организация деятельности консультационного центра на базе ДОУ по ОО «Физическое развитие»
▼ Скачать +Заказ
Актуальность разработки и внедрения моделей службы психолого- педагогической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию связана, прежде всего, с трудностями, возникающими у родителей при воспитании ребенка, с острой потребностью в помощи специалистов различного уровня по вопросам: укрепления и сохранения здоровья детей, их всестороннего развития, предупреждения нарушений в организации питания детей, различных режимных моментов, что часто связано с нарастающим дефицитом общения ребенка раннего возраста с родителями и другими значимыми для него взрослыми.
Публикация «Организация деятельности консультационного центра на базе ДОУ по ОО „Физическое развитие“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Основная цель консультационного центра : повышение качества и доступности дошкольного образования, внедрение новых форм и технологий консультирования родителей (законных представителей, обеспечивающих развитие, воспитание и обучение детей, посещающих и не посещающих дошкольное учреждение.
Задачи:
1. Оказывать консультативную помощи родителям (законным представителям) в обеспечении условий для развития, воспитания и обучения ребенка от 0 до 7 лет, не посещающего дошкольное образовательное учреждение.
2. Изучить потребность в образовательных услугах семей детей, не охваченных дошкольным образованием.
3. Оказывать содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.
4. Ознакомить родителей с новыми информационными технологиями в воспитании и обучении детей.
Подробнее остановимся на деятельности консультационного центра по ОО "Физическое развитие". Инструктор по физической культуре организует консультативно- просветительскую работу по вопросам физического воспитания, профилактики нарушений осанки и плоскостопия; проводит индивидуальную диагностику, обследование ребенка с целью определения динамики его физического развития.
Формы работы, используемые в рамках консультационного пункта : групповая (лектории, беседы, консультации); подгрупповая (консультирование семей с одинаковыми проблемами).
Одной из последних раскрытых тем: «Значение подвижных игр и упражнений в развитии физических качеств детей, не посещающих дошкольное учреждение». Об этом мы сейчас с вами и поговорим.
Как донести информацию до родителей детей не посещающих ДОУ, чтобы они дома с ребенком занимались и были уверены в своих педагогических возможностях.
Итак. Основные задачи физического воспитания детей дошкольного возраста состоят в охране и укреплении их здоровья, полноценном физическом развитии, закаливании организма, формировании двигательных и культурно-гигиенических навыков и умений.
Для детей 0-3 лет разумно организованный режим, выполнение необходимых правил гигиены, достаточная двигательная активность — все это благоприятно влияет на самочувствие ребенка, создает преобладание у него эмоционально-положительного состояния, радостного настроения.
Выполнение режима в сочетании с правильной методикой воспитания детей в семье предупреждает их переутомление.
Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте. Культурно-гигиенические навыки ребенок усваивает под руководством взрослых.
Закаливание детского организма. Укрепление здоровья детей путем закаливания повышает их сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям. Систематическое закаливание вырабатывает в организме способность приспосабливаться к различным условиям и переменам внешней среды: к изменениям температуры, к ветреной и дождливой погоде и т. д
Значение подвижных игр для развития физических качеств сложно переоценить. Дети любого возраста с удовольствием играют, что способствует совершенствованию физических способностей, двигательных навыков, укреплению здоровья ребенка в целом, а также двигательной активности, и как следствие физических качеств.
3-7 лет
У детей дошкольного возраста довольно рано начинают формироваться основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание).
Однако наиболее полноценно их развитие происходит при правильно организованной деятельности по физическому воспитанию.
Кроме основных жизненно необходимых движений, с детьми дошкольного возраста в домашних условиях должны проводиться упражнения, направленные на укрепление определенных групп мышц (рук, ног, туловища).
Их развитию способствуют также спортивные виды физических упражнений : ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание, езда на велосипеде и др.
Система применения физических упражнений с целью разностороннего активного воздействия на организм ребенка.
Она состоит в целенаправленном, организованном использовании подвижных игр, утренней гимнастики, а также в широком применении физкультурных упражнений и игр в организованной родителями и самостоятельной двигательной деятельности детей.
Недостаточное развитие какого-либо качества обедняет двигательные возможности ребенка, снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, уменьшает уверенность в успешном выполнении движений.
В связи с этим необходимо целенаправленно развивать двигательные качества, позволяющие достичь определенной тренированности детского организма и повышающие физическую и умственную работоспособность
К физическим качествам относятся : ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость, глазомер, равновесие
Игры на развитие ловкости : "Перемени предмет", "Ловишка с мячом", "Передай мяч", "Не урони шарик". С целью развития быстроты можно проводить такие игры: "Догони пару", "Кто быстрее?".
С целью развития силы полезно использовать упражнения лёжа на спине и животе. "Качаем пресс", "Отжимания".
Основной метод развития выносливости - метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности или более активных упражнений с небольшими перерывами. Для этого используется бег, подскоки, прыжки через короткую скакалку, прыжки с продвижением вперёд.
Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например, сделать 2-3 полунаклона, а потом уже полный наклон.
Развить глазомер можно при выполнении метания на дальность, и особенно в цель - определять расстояние до цели.
Равновесие развивается во время катания на коньках, на велосипеде, ходьбе по гимнастической скамейке, бревну.
Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой работоспособности во всех видах деятельности ребенка.
Значимым аспектом организации встреч с родителями в рамках консультационного пункта является обеспечение родителей методическими и дидактическими материалами.
Помощь родителям в консультационном центре оказывается бесплатно. Для вас я тоже приготовила памятки.
Специалисты консультационного пункта осуществляют взаимодействие с родителями в соответствии с утвержденным графиком.
Памятка
Рекомендуемые упражнения для занятий дома с детьми 0-3 лет:
1. Начните с простых приседаний. Старайтесь делать их одновременно, взявшись за руки. А затем представьте себя танцорами: приседая, выставляйте ногу вперед с упором на пятку. Это не так легко! Зато у вас улучшаются координация движений и осанка, укрепляются мышцы брюшного пресса.
2. Сидя на мягкой подстилке, ребенок сгибает ноги и обхватывает их руками. Затем перекатывается на спину и возвращается в исходное положение. Так ребенок учится группироваться и мягко приземляться. А мама подстрахует его, держа за затылок.
3. Так здорово покачаться, держась за мамины руки. А тем временем ребенок улучшает свою осанку, вырабатывает чувство равновесия, укрепляет мышцы спины и ног. Чтобы избежать травм при случайном падении, имеет смысл постелить на пол коврик.
4. Приятно, если удается запустить бумажный самолетик дальше, чем мама! Выполняя эти незамысловатые движения, ребенок разрабатывает плечевой пояс и улучшает координацию движений. Мамина задача при этом – следить, чтобы малыш правильно делал замах, а не бросал самолет перед собой.
5. Мама и ребенок сидят друг напротив друга, широко расставив ноги, и катают мяч. Освоив этот вариант, можно перейти к более сложному: у каждого – по мячу, и вы катаете, их друг другу, стараясь, чтобы мячи не сталкивались. Следите за тем, чтобы ребенок держал ноги прямыми. Ведь поглощенный игрой, он и не догадывается, что выполняет упражнение на растяжку!
Рекомендации родителям по профилактике плоскостопия.
Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Профилактика плоскостопия в раннем возрасте имеет особое значение. Эта работа обязательно должна проводиться родителями дома.
Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности.
Упражнения для коррекции стопы детей
1. Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1–3 минут.
2. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2–5 минут.
3. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.
4. Ходьба по палке.
5. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.
6. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2–4 минут.
7. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.
8. Медленные приседания на мяче, с опорой на стул или, балансируя разведенными в сторону руками.
9. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.
10. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1–3 минут
Рекомендации: Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развивается уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.
Кроме похвалы и поощрения, стимулом для детей может служить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой.
Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме (мячи, обручи, круги, кегли, скакалки, кубики, а также санки, лыжи, надувные игрушки, качели, лесенки).
Дети, которые лишены таких игрушек, имеют, естественно, меньший двигательный опыт, а потому и менее ловки и проворны, менее подвижны и смелы, у них замедленная реакция. Ребенку нужно предоставить возможность что-нибудь катать, бросать, брать предметы разных величин, формы и цвета, безопасно лазать, взбираться по лестнице, качаться и т. п.
Личный пример родителей для ребенка убедительнее всяких аргументов, и лучший способ привить ребенку любовь к физкультуре – заняться ею вместе с ним!
Интересные подвижные игры для детей в домашних условиях
Игры на развитие координации движений, быстроты, ловкости, меткости, внимательности
Сбей мяч
Игра на развитие ловкости и координации движений
Положите на табурет большой мяч. Малыш, стоя перед табуретом на расстоянии 1,5-2 м, по сигналу «Сбей мяч!» бросает маленький мяч (диаметр до 10 см) в большой так, чтобы сбить его.
Игра на внимательность, быстроту и скорость реакции
Можно играть вдвоем с ребенком, но лучше компанией. Договоритесь заранее, что будут делать воробьи, а что — вороны. Например, по команде «Воробьи» дети будут ложиться на пол. А по команде «Вороны» — залезать на скамейку. Теперь можно начинать игру. Взрослый по слогам медленно произносит одну из команд, например: ВО-РО-НЫ! Дети должны быстро выполнить движение, которое было задано для ворон. Кто выполнит последним или перепутает — платит фант.
Воробьи и вороны
Игра на развитие внимания и творческих способностей
Один из играющих по желанию или по жребию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на «трон», а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у Короля. Договорившись, дети подходят к нему и говорят:
— Здравствуй, Король!
— Здравствуйте! — отвечает он.
— Нужны вам работники?
— Нужны.
— Какие?
Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщика, лесоруба, пахаря, землекопа, швеи, повара, прачки и т. д.). Король должен назвать работу каждого, и если сразу назовет все верно, то работники убегают к заранее назначенному месту. Король ловит их. Тот, кого он поймает, становится новым Королем.
Если Король ошибется и назовет изображаемую работу неверно, то он продолжает ее отгадывать, пока не угадает. Ловить работников Король может, только если они еще не добежали до назначенного места. Большой интерес игры заключается в том, чтобы выбрать такую работу, которую трудно было бы угадать, а значит заставить Короля подольше исполнять свою роль.
Коршун
Игра на координацию движений, быстроту и ловкость
В начале игры дети бросают жребий и таким образов выбирают ведущего (Коршуна). Дети окружают Коршуна стайкой, и начинается диалог.
— Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу. Коршун, что делаешь?
— Ямочку рою.
— Зачем ямочка?
— Денежку ищу.
— Зачем тебе денежка?
— Иголку купить.
— Зачем тебе иголка?
— Мешочек сшить.
— Зачем мешочек?
— Камешки класть.
— Зачем камешки?
— В твоих детей бросать.
— За что?
— Они ко мне в огород лазят.
— Ты бы делал забор повыше, а коли не умеешь, лови их!
Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра заканчивается, когда он переловит всех.
На улице нашей сапожник
Игра развивает чувство ритма
Продекламируйте это стихотворение вместе с детьми. Каждый раз, когда вы говорите «бум» или «бам», дети имитируют удар молотком, якобы забивая очередной гвоздь в обувь. Можно также шлепать руками по столу, выдерживая ритм.
На улице нашей сапожник сидит,
Весь день он по детским ботинкам стучит,
Ударит «бум-бум» и ударит «бам-бам»,
Чтоб было удобно в них бегать ногам.
И снова он лупит «бум-бум, бам-бам-бам».
На улице нашей весь день тарарам.
«Бум-бум» и «бам-бам», «бам-бам» и «бум-бум»,
На улице нашей весь день стоит шум,
Он чинит ботинки весь день напролет,
Чтоб дети в них бегали взад и вперед,
Ударит «бум-бум» и ударит «бам-бам»,
Теперь можно бегать и бегать друзьям.
И снова он лупит «бум-бум, бам-бам-бам».
На улице нашей весь день тарарам.
«Бум-бум» и «бам-бам», «бам-бам» и «бум-бум»,
На улице нашей весь день стоит шум.
Карлики и великаны
Игра на внимательность, быстроту реакции
Игроки становятся в круг. Ведущий объясняет, что если он скажет КАРЛИКИ, все должны сесть на корточки, а если скажет ВЕЛИКАНЫ, все должны встать. Кто ошибется, выходит из игры. Ведущий может намеренно подавать неправильные команды, например: КАР. ТОШКА, ВЕ. РЕВКА, КАР. МАНЫ, BE. ДЕРКО. Победителем становится самый внимательный игрок, то есть тот, кто останется в игре последним.
Щиплем перья
Игра на ловкость, быстроту и скорость реакции
Вам понадобятся: бельевые прищепки.
Несколько детей назначаются ловцами. Им дают бельевые прищепки, которые они цепляют себе на одежду. Если ловец поймает кого-либо из детей, он прикрепляет ему на одежду прищепку. Побеждает тот ловец, который первым освободится от своих прищепок.
Игра со шляпой
Игра на развитие творческих способностей и артистизма
Вам понадобится: дамская шляпа.
Дети сидят в кругу. Ведущий включает музыку, и дети начинают передавать друг другу дамскую шляпу. Как только ведущий останавливает музыку, тот из детей, у кого в этот момент оказалась шляпа, надевает ее на себя и проходит по кругу, изображая благородную даму. Варианты: Можно взять ковбойскую шляпу и изображать ковбоя; взять военную фуражку и изображать солдата и т. п.
Уважаемые родители, предлагаем Вам некоторые упражнения, которые способствуют развитию физических качеств у ребенка.
Упражнения для развития быстроты :
Брось мяч.
Ребенок подбрасывает мяч вверх. Отбивает о пол или стену, делая хлопки и повороты в разные стороны.
Бег наперегонки.
Упражнения:
1. И. п. –о. с. – правая рука вверх. Энергичная смена рук в быстром темпе (6-7 раз, интервал для отдыха 5-7 с).
2. И. п. – лежа на животе, руки под подбородком. Попеременное сгибание ног в среднем и быстром темпе.
Упражнения для развития выносливости :
Самолеты. По сигналу «Учебный полет» дети бегают по площадке 1-2 мин с небольшой скоростью. По сигналу «Приземление» - возвращаются на аэродром. (Повторяется 3-4 раза).
1. Дети выполняют подскоки на месте и в движении в течение 1,0 – 1,5 мин (сериями по 60- 70 прыжков 3-4 раза).
2. Продолжительный бег в медленном темпе улучшает кровообращение и дыхание, деятельность сердца, отчего во многом зависит уровень развития выносливости.
Продолжительность медленного бега 2-2,5 мин.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств:
Кто сделает меньше прыжков. На площадке две линии на расстоянии 5-6 м. Несколько детей встают к первой линии и по сигналу прыгают до второй линии, стараясь достичь ее за меньшее число прыжков.
Усложнение: увеличить расстояние до 10 м, что потребует 8-10 прыжков.
Загони льдинку (или камушек). На снегу (асфальте) краской (мелом) рисуется большой круг, от него в разные стороны – 8-10 линий –лучей по 2,5-3м. В конце этих линий стоят дети. У носка ноги находится льдинка (плоский камушек). По сигналу, подпрыгивая на одной ноге, все стараются быстрее загнать свою льдинку (камушек) в круг, где можно стоять на двух ногах, ожидая остальных детей. После этого каждый гонит свою льдинку (камушек) обратно, подпрыгивая на другой ноге, стараясь придерживаться нарисованной линии.
Упражнения с набивным мячом помогают развить силу.
1. И. п. – лежа на животе, набивной мяч в руках перед собой. 1- подбросить мяч вверх; 2 – и. п. (4-5 раз).
Упражнения для развития ловкости :
«Будь ловким»На расстоянии 50-40 см расставлены 8-10 кеглей. Нужно прокатить обруч (мяч) между кеглями, не задевая их.
«Спрыгни, повернись» Спрыгнуть с высоты 50-60 см с поворотом на 45°, 180°.
1. И. п. – стоя, кольцо (диаметр 25-30 см) в руках. Отпустить и поймать кольцо, не роняя.
2. И. п. - стоя. ; 1- согнуть ногу, повесить кольцо на ступню и постоять 5-6 с; 2-подбросить кольцо и поймать его руками.
Упражнения для развития гибкости :
На гибкость рук и плечевого пояса.
1. И. п. – ноги слега расставить. Круговые движения рук в разные стороны с максимальной амплитудой (6-8 раз).
2. И. п. – стоя. 1- поднять правую руку вверх, левую отвести назад; 2- согнуть правую и левую руку, сцепить их за спиной; 3- и. п. (5-6 раз).
3. И. п. – лежа на животе, руки под подбородок. 1 –поднять руки вверх; 2 – отвести их как можно дальше в стороны; 3 – и. п.
На гибкость туловища.
1. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч. 1 – наклон вперед, дотронуться до пола руками за линией ног сзади; 2 – и. п. (5-6 раз).
2. И. п. – сидя, ноги в стороны, мяч в руках. 1-2 – прокатить мяч как можно дальше от себя, ноги в коленях не сгибать; 3 – и. п. (6-7 раз).
3. И. п. – лежа на спине, руки в стороны. 1- поднять ноги вверх; 2 - дотронуться ногами за головой; 3 – и. п. (4-5 раз).
4. И. п. – лежа на животе, руки в стороны. 1 – согнуть правую ногу в колене, дотронуться до левой руки; 2- и. п. ; 3 – то же другой ногой; 4- и. п. (5-6 раз).
На гибкость ног.
1. И. п. – стоя. 1- шаг вправо; 2-4 – пружинистые приседания; 5 – и. п. То же в другую сторону.
2. И. п. – лежа на спине. 1 – поднять ноги вверх (стойка на руках – «свечка»); 2- развести ноги в стороны; 3-4 – и. п.